АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Кохановская Елена Владимировна

Вопрос мотивации является важным и рассматривается регулярно, часто обсуждается на педагогических консилиумах. Мотивация к обучению начинается с момента поступления ребенка в школу. Данная деяельность важна не только для малыша, но и для всх кто его окружает. В данной статье рассматриваются вопросы мотивации детей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мотивация является движущим фактором в любом возрасте и в любых начинаниях. Будь то желание получать знания, найти новую работу, изменить свою жизнь.

Для маленького ребёнка мотивацией к действиям является игра. Именно благодаря игровой деятельности дошкольник принимает и получает знания. Эта же деятельность движет первоклассником и является мотивацией к обучению.

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее его мотивировать. Игровая деятельность ещё сохраняется, но меняется ее вид. Желание учиться и получать знания теряют свою актуальность. Педагоги используют разные инновационные технологии на занятиях, чтобы увлечь детей.

На самом деле это большая проблема современных школ. Мотивацией к хорошему обучению для детей является покупка нового телефона, планшета и т.д. Маленький процент детей учится ради получения знаний и своего будущего.

Осознание того, что нужно учиться ради знаний приходит к ученикам в старших классах, когда мотивацией является желание получить будущую профессию и в дальнейшем хорошую работу.

Вопрос мотивации рассматривается регулярно, является спорным вопросом на педагогических консилиумах. Учителя и преподаватели достаточно успешно решают данную проблему, используя различные методы и приемы, инновационные технологии и технические средства.

Мотивация к обучению начинается с момента поступления ребенка в школу. это происходит потому что ребенок включается в новую деятельность социально-значимую. Данная деятельность важна не только для самого малыша, но и для всех кто его окружает.

Известно, что самая сильная мотивация возникает у ребенка еще до школы, в дошкольном периоде.

Исследуя детей было замечено, что чем ближе приближается школы, тем мотивация немного снижается у некоторой группы детей. Это происходит потому что более старшие дети рассказывают о трудностях школьной жизни, а в садике все легко и просто.

Но с другой стороны, семилетние дети в большей степени сейчас подготовлены к школьной жизни. Это происходит благодаря телевидению и интернету. Уровень осведомленности сегодняшних детей гораздо выше. Таким образом, возникает проблема – уровень субъективной готовности нынешних детей снижен, а объективной повышен, следовательно, формировать мотивацию становится сложно.

Существуют положительные и отрицательные аспекты мотивации к обучению у детей младшего возраста и изменения в мотивации к обучению в этой возрастной группе.

К позитивным можно отнести отношение ребенка к школе, широкий круг интересов и чувство любопытства.

Детям интересен окружающий мир с его явлениями, творческие игры, героические истории, герои книг или фильмов. Все это можно использовать в процессе обучения и именно это хорошо работает в начальной школе. В программе средней школы такого мало и уже так позитивно не работает.

Еще одно позитивное качество малышей – это любопытство. Оно так явно проявляется в открытой деятельности в младших классах.

Дети начальной школы открыты, надежны. Учитель для них авторитет. Они готовы выполнять задания, у них развито чувство долга и ответственности.

Но существуют и негативные стороны, которые могут помешать обучению:

  • интересы младших школьников не могут поддерживаться длительное время, а значит не всегда эффективны;
  • без поддержки учителя интересы исчезают и не появляются вновь, а значит они нестабильны;
  • дети не слишком хорошо знают учебные предметы, а поэтому не могут сказать, что им нравится. а что нет;
  • дет не умеют еще обобщать, а значит они объединяют несколько предметов, но по внешним характеристикам;
  • ученики младшей школы ориентированы на результат (похвалу, оценку), а не на саму учебную деятельность;
  • у детей отсутствует интерес к преодолению трудностей, необходима помощь учителя.

Вышесказанные характеристики показывают, почему у детей существует недостаточный интерес к учебе, иногда формальное и безразличное отношением к школе.

Общую динамику мотивации к обучению можно проследить с первого по четвертый учебный год. Сначала ребенка интересует внешний вид школы (сидит за партой, одет в форму, носит сумку и т.д.), затем первые результаты обучения (первая написанная буква или цифра, первая оценка учителя), потом впервые процесс и содержание обучения, а еще позже  к способу приобретения знаний.

Когнитивная мотивация меняется от интереса к отдельным фактам к интересу к закономерностям и принципам. Последние психологические исследования показали, что интерес к способам приобретения знаний закладывается уже в средних классах начальной школы. Мотивация к саморазвитию появляется в младшем школьном возрасте, но представлена в самой простой форме  интерес к дополнительным источникам знаний и, иногда, к дополнительным книгам.

В первом классе ученики не имеют мотивации, которая направлена на приобретение новых знаний. У дошколенка сохраняется потребность следовать правилам взрослых, выполнять их требования и принимать их цели как свои собственные.

Поэтому нужно, чтобы формирование мотивации происходило эффективно и плодотворно на протяжении всей школьной жизни и создавало основу для самообразования и дальнейшего будущего.

Первые годы обучения в начальной школе характеризуются тем, что ребенок впервые включается в учебную деятельность.

Дети младшей школы день за днем осваивают науку понимать учителя, принимать поставленные цели, следовать инструкциям. Учебная деятельность помогает им развивать навыки самостоятельной постановки целей. Начинает развиваться способность соотносить цели с собственными возможностями.

Интерес к учебе, который возник у детей в первом и втором классе, начинает снижаться к четвертому классу. Появляются другие интересы. Пропадает желание читать, копировать, заучивать. Но на первое место выходят желания выполнять те задания, которые позволяют проявлять самодисциплину и инициативу. Детям данного возраста нравится выполнять более сложные задания и при этом чувствовать себя успешными.

Снижение мотивации к обучению волнует и тревожит учителей. Радует, когда у детей положительное отношение к школе и они идут туда с удовольствием. Но наравне с этим хочется видеть успешных и заинтересованных в учебе детей.

Пребывание в школе перестает быть для ребенка чем-то эмоциональными, оно становится обыденным и привычным. Понимание социальной значимости обучения должно подкрепляться интересом к тому, что изучается и как приобретаются знания. Учитель, способный сделать это, не потеряет интерес к обучению до конца начальной школы.

Эмоции, связанные с обучением в начальной школе, имеют важное мотивационное значение. Каждый ребенок испытывает радость и положительные эмоции, когда получает хорошую отметку. Это работает не только в начальной школе, но и в дальнейшем обучении. Но не у всех детей.

Чем больше не получается у ребенка справится с заданиями, чем больше неудовлетворительных оценок он получает, тем быстрее исчезает мотивация к обучению.

Положительные эмоции возрастают по мере того, как ученики овладевают средствами и методами учебной деятельности, и каждый ребенок осознает, что его поведение соответствует требованиям школы, и получает от этого удовлетворение. Отрицательные эмоции уменьшаются в прямой зависимости от уровня сформированности учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, сформированности мотивов, подходящих для учебной деятельности, сформированности способов целеполагания.

Характерной особенностью эмоций у детей средней школы является то, что ученики этого возраста отличаются эмоциональной впечатлительностью, спонтанностью проявления, внешним выражением эмоций. Эти дети более восприимчивы к внушению и с большей вероятностью «впитывают» эмоциональные воздействия (по этой причине этот период школьного возраста иногда называют «губкой»).  Для младших школьников характерен необычайно широкий спектр эмоций, высокая степень реактивности и легкость переключения с одной эмоции на другую. По мере развития познавательных интересов в течение средних школьных лет, эмоции в процессе обучения также меняются в сторону их содержания и стабильности.

Дидактические игры, которые эмоционально вовлекают ребенка и способствуют самостоятельному целеполаганию в обучении, способствуют реализации эмоций в среднем школьном возрасте.

Познавательная и социальная ориентация ребенка – дошкольника реализуется в желании пойти в школу, быть нужным и успешным. Но как только он переступает школьный порог, и эта ориентация осуществляется, то она должна быть заменена новыми установками  учебно-познавательной и социальной мотивацией.

Важно формировать учебно-познавательные мотивы как в начале школьной жизни ребенка, так и к концу начальной школы.

Необходимо развивать не только интерес к новым знаниям, но и к тому как приобретать эти знания.

Развитие этой мотивации необходимо для того, чтобы подготовить ученика к переходу в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации является необходимым предварительным условием для развития положительного отношения к обучению в этом возрасте.

Изучив исследования психологов и педагогов, можно сделать вывод, что наблюдательная, мыслительная и практическая деятельность у детей начальной школы способствует их общему развитию.

Именно в таком учебном формате у школьников «формируется внутренняя мотивация к обучению». Ученики учатся потому что хотят получать знания, а не из-за хороших отметок.

Они используют свои умственные способности, берутся за выполнение сложных работ, с радостью получают новые знания. Обучение становится радостью, коллективным овладением новых знаний и эта новая учебная жизнь становится интересной и захватывающей. Все это происходит в дружелюбной, непринужденной обстановке, но в тоже время обстановка рабочая, дисциплинированная, основанная на уважении к друг другу.

Экспериментальные исследования в общей психологии показали, что люди с сильным мотивом достижения и низким мотивом избегания неудач имеют достаточно высокую или умеренно высокую самооценку и достаточное самосознание. Поэтому, чтобы повысить мотивацию достижения детей, необходимо обратить внимание как на уровни самооценки, так и на уровень предрасположенности.

Для того чтобы оценка была мотивирующей, учителям необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Все учащиеся равны, нельзя выделять «любимчиков», оценивать справедливо.
  2. Оценивая, акцентируйте внимание на те виды деятельности, которые наиболее важны для ученика.
  3. Оценивая учащихся, выявляйте их успехи и недостатки.
  4. Мнение ученика нужно уважать, так же поддерживать его самооценку.
  5. Спокойное доброжелательное, позитивно эмоциональное общение с учениками.
  6. Ошибки, допущенные учеником, необходимо разбирать и использовать способы их исправления.
  7. Важно знать, что ученик согласен с выставленной оценкой и не претендует на высшую, а понимает, как ее исправить.
  8. Поддерживать позитивный настрой у учеников и уверенность в своих силах.

Существует мнение, что здоровая конкуренция между детьми повышает мотивацию. Но не все соревнования стимулируют стремление быть лучше и чего-то достичь. Ученики, которые ориентированы на успех и уверены в своих силах действительно мотивируются соревнованиями, а вот неуверенные дети, старающиеся избегать неудач, боятся подобных испытаний. И избегают их, чтобы не быть проигравшими.

Для того чтобы участники могли по-настоящему соревноваться друг с другом, им нужен класс или группа детей с равными способностями. Было замечено, что мотивация к достижениям выше в классах с одинаковыми способностями, не обязательно высокими, главное равными, чем в классах с разной категорией детей. Это объясняется тем, что там, где учатся дети с разными способностями, ситуации достижения не существует.

Одним из важнейших условий для достижения мотивации является время. Неограниченное время стимулирует выполнение творческой деятельности. Если сроки сжаты, а времени мало, студенты, мотивированные желанием не провалиться, будут испытывать стресс и практически перестанут работать.

Еще одно условие, влияющее на мотивацию к достижению  это личный пример и ролевое поведение основных взрослых, учителей и родителей.

Чем выше эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка и его окружения, тем выше потребность ребенка в успехе.

Исследования показывают, что наиболее сильную мотивацию к достижениям демонстрируют дети из семей так называемого среднего класса, то есть семей, где оба родителя обеспечены и образованы. По-видимому, это как-то связано с их видением будущего. Поскольку мотивация достижения зависит от оценки будущих возможностей для достижения успеха, то чем более позитивно человек смотрит в будущее, тем выше будет его нынешний уровень мотивации достижения.

Хороший учитель сможет вселить уверенность в своих учеников и мотивировать их на достижения. Вот несколько советов, как это сделать:

  1. Доверие и доброжелательность между учителем и учеником.
  2. Стимулировать интерес используя опыт и авторитет в отношении успехов детей.
  3. Каждый ребенок уникален и индивидуален. Выявлять данные особенности и мотивировать.
  4. Деятельность детей должна быть понятной им и посильной.
  5. Прогресс и успех в деятельности детей регулируется и поддерживается учителем.

Если следовать этим несложным правилам, можно решить проблему развития мотивации в своем классе.

Таким образом, данные психолого-педагогических исследований показывают, что возраст учащихся средней школы является большим резервуаром для формирования мотивационных сфер обучения. Основное содержание мотивации в этом возрасте – это термин «учиться». Средний школьный возраст и старше является началом формирования мотивации к обучению и оказывает большое влияние на судьбу всей школьной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. 
  2. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
  3. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
  4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
  5. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 235 с. 
  6. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
  7. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

Авторская разработка родительского собрания «Учебные интересы и мотивы учения младших школьников»

Конспект и презентация(скачать здесь) для проведения родительского собрания во 2 классе. К материалу прилагаются анкета для родителей, анкета для учеников и памятка для родителей....

Родительское собрание "Мотивы учения Младших школьников"

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников" 1 класс....

Родительское собрание №3 "Мотивы учения младших школьников" 1 класс

Родительское собрание №3 "Мотивы учения младших школьников" 1 класс...

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

Родительское собрание. Мотивы учения младших школьников.

В статье описаны мотивы учения младших школьников, пути их развития и памятки для родителей....