Презентация "Функциональная грамотность"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Анатольевна Титовец

Функциональная грамотность– способность ребенка вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_v_nachalnoy_shkole.pptx614.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональная грамотность в начальной школе Титовец О.А.

Слайд 2

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развивать собственные идеи» Иоганн Генрих Песталоцци

Слайд 3

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Читательская грамотность

Слайд 4

1.Урок 2. Внеурочная деятельность: «Смысловое чтение», «Проектная деятельность» 3. Школьная библиотека 4.Создание классной библиотеки 5. Читательский дневник 6. Семейное чтение 7.Конкурсы,викторины, беседы, классные часы и др. 8. Работа с информацией на платформе ЯндексУчебник Формы и виды работы по формированию читательской грамотности

Слайд 5

Какие тексты использовать? В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. Этой классификацией пользуются составители теста PISA. К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе: - описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.); - повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога , материалы различных сайтов); - рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения). К несплошным текстам относятся: - графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности; - план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта; - карты сайтов. Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.

Слайд 6

Найти в тексте и исправить намеренно допущенные ошибки. С огромным удовольствием ребята выступают в роли экспертов (особенно любят исправлять красным цветом) Внимательно прочитай текст, в нем 21 ошибка! Найди их! Вгнизде пищят грочята.Птинцы сутра просят есть.весь ден грочи ищют пищю для молышей . Вот свежоя пашня.грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей . Малышы будут сыты. Прием « Лови ошибку» (русский язык)

Слайд 7

Метод кейсов (литературное чтение) В основе проблемная ситуация. Взята из жизни или приближенна к реальности. Варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей – выбрать наилучший и аргументировать свой выбор. Фрагмент урока: перед вами члены жюри конкурса стихов. Номинации: «Лучший рассказчик», «и «Талантливый актер». В анализе помогает памятка критериев оценивания выступлений.

Слайд 8

Приём « Фишбоун » ( рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему . В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения». Прием « Ф ишбоун »

Слайд 9

Проблема : Какие бывают растения? 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Слайд 10

Диагностика читательской грамотности в начальной школе

Слайд 11

Проверка читательской грамотности Друг Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку. Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть. Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась. Увидал зайчика Юра и говорит: — Какой некрасивый заяц! Подошла Галя и спрашивает: — Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый? Витя советует: — Выкинь его! А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала: — Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт. В. Карасева

Слайд 12

Выполни задания 1.Какая игрушка была у Светланы? а) мишка б) зайчик в) щенок г) котёнок 2. На что был похож хвостик зайчика? а) на палку б) на колючку в) на снежинку г) на веточку 3. Как относилась Светлана к зайчику? Выпиши предложение из текста. 4. Объясни смысл слова « износился » . а) стал, как новый в) стал большим б) стал старым г) стал мокрым 5. Почему Галя посоветовала Свете выкинуть зайчика? а) он грязный и рваный б) он старый и бесхвостый в) он некрасивый г) он большой 6 . Как Наташа помогла зайчику? Восстанови последовательность событий. Расставь цифры. Пришила ухо ____________ Почистила ____________ Взяла иголку с ниткой_____ Пришила хвостик_________ 7. Дополни словами из текста описание зайчика. Сам (какой?) _________________________________________ Ушки (какие?) ________________________________________ Хвостик (какой?)__________________, ___________________ 8 . Объясни, как ты понимаешь, слова Наташи: « Кто старых друзей бросает, тот и новых не заведёт » ? Напиши.

Слайд 13

Курс «Работа с информацией А Умение ориентироваться в источнике информации Б Умение извлекать информацию В Умение работать с недостающей информацией Обобщающие занятия Функциональная грамотность . ЯндексУчебник

Слайд 14

Работа с недостающей информацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...