Формирование успешности младшего школьника
статья

Шадрина Анна Александровна

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил,

рождающий энергию для преодоления трудностей,

желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению. А для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха.

Что же такое успех?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uspeshnosti_mladshego_shkolnika_-_moy.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №6 п. Козыревск..

«Формирование успешности младшего школьника».

        

Подготовила

Шадрина А.А.

учитель начальных классов

2014 г.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил,

рождающий энергию для преодоления трудностей,

желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению. А для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха.

Что же такое успех? Если обратиться к словарю, то:

  • Успех – это положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
  • Успех – это общественное признание, одобрение.
  • Успех – это хорошие результаты в работе, на занятиях.

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребёнка в каком – либо виде социальной деятельности (общественной активности, учёбе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Для создания ситуации успеха, необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой  основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить  информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также  уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива. 

Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое  изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель- ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны  строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.  

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её  продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует  смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий  10-25 минут   от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ следует планировать  именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

  • определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех обучающегося;
  • найти у обучающегося положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
  • ставить перед обучающимися трудные, но достижимые цели;
  • способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
  • «обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;
  • оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
  • при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;
  • познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
  • использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
  • влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
  • помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
  • побуждать обучающегося к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
  • стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
  • поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
  • способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Существуют некоторые приёмы для создания ситуации успеха:

1. Похвала

Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых  заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Литература:

  1. Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
  4. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка без отметки – основное условие успешности младших школьников

Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколе...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Научно-практическая конференция “Влияние улыбки на формирование успешности младших школьников”

Мы каждый день начинаем с того, что здороваемся с родителями, друзьями, близкими и при этом улыбаемся им. Но никто из нас не задумывается, почему мы улыбаемся, и что это значит для нас и для окружающи...

Линия успешности младшего школьника в обучении

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать ...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...

Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников

Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...

Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотност...