Молодой учитель в школе: проблемы и их решение
статья
Статья учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения о докладчике:
Богданова Евгения Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ Школа №484
Московского района
г.Санкт-Петербург
Молодой учитель в школе: проблемы и их решение
Особую актуальность проблема социальной адаптации приобретает сегодня, в условиях резко увеличевшегося информационного потока, усвоение которого требует постоянного обучения и личностного роста. Современный человек переживает слишком много глубоких перемен в чрезвычайно короткий срок. он вынужден выступать то в одной роли, то в другой, что постоянно сопровождается психологическим напряжением.Мы обновляем наше видение мира, наши взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы.
Проблема профессионального становления личности - одна из центральных в современной психологии.
Привыкание молодого специалиста к работе или фаза адаптации длительна и противоречива. В среднем она длится от 3 до 5 лет.
Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности, но не они, как показали специальные исследования, становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина - психологическая, следствие несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Типичные психологические проблемы, порождающие внутриличностные конфликты профессионального самоопределения следующие:
- Рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: “Я реального” и “Я идеального”.
- Несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения.
- Неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности.
- Противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Весьма грубо можно выделить три основные группы начинающих учителей:
- НЕУДОВЛЕТВОРЁННЫЕ.
- САМОУТВЕРЖДАЮЩИЕСЯ.
- УВЛЕЧЁННЫЕ.
На пороге школы
По одёжке встречают, гласит известная пословица. представим ситуацию:вы с дипломом в руках идёте устраиваться на работу. Как сделать, чтобы этот первый шаг был наиболее продуктивным для вашей карьеры?
Советы начинающему педагогу по самопрезентации
Выделяют несколько компонентов в самопрезентации.
- Общетелесная самопрезентация определяется темпо-ритмическим рисунком двигательного поведения. Она включает манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них.
- Жестикулярная выразительность определяется темпо-ритмическим движением рук. Жестикуляция является одним из ярких средств выражения отношения субъекта к теме общения и к слушателям.
- Мимическая выразительность определяется движением мимических мышц лица. Внимательность школьников к мимике учителя традиционна и естественна. По ней в наибольшей степени они “читают” состояние и настроение учителя и во многом из полученной таким образом информации выстраивают образ ответного поведения.
- Интонационное поведение определяется характеристиками звуко-воздейственного сигнала.
- Саморегуляция речи определяется управлением громкостью звучания речи и её темпо-ритмической характеристикой.
Работа с перечисленными выше показателями - серьёзное условие профессионального роста.
Вадим Слуцкий «Советы молодым»
1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).
2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже).
3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям.
«Рядовые необученные» не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.
5. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т. п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые – это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети – родителей.
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми – все первое.
8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете – они вас невзлюбят; если наоборот – сначала прижмете, а потом отпустите – они вам будут благодарны.
9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.
10. Не торчите на глазах у детей без дела.
11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «В сомнении – воздерживайся».
13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.
16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».
18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать – ваша главная обязанность.
19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
Всю более подробную информацию можно прочитать в учебно-методическом пособие Педагогика С.А.Котова Молодой учитель в школе: проблемы и их решение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "школа молодого учителя"
данная программа расчитана на один учебный год, содержит цель, задича, форму работы с молодыми специалистами, планирование...
Проект "Молодой учитель в новой школе"
Проект защищен на конкурсе "Педагогический дебют"-2012...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1094550-1547539343.jpg)
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178103-1571647253.jpg)
Из опыта работы учителей начальных классов по теме "ФГОС в действии: проблемы и пути решения"
Опыт работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-399445-1582799287.jpg)
Родительское собрание "Первый раз в школе: проблемы, пути их решения"
Начало обучения в школе- важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь полноценному развитию школьника?Какая роль принадлежит родителям, учителю в фо...
Выступление на августовском районном заседании учителей начальной школы по теме "Методическая помощь молодым учителям в подготовке и проведении урока в соответствии с реализацией ФГОС НОО"
Выступление было адресовано молодым учителям, которые начинают свою педагогическую деятельность....