Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка
Ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе и сама система работы принципиально изменились с введением ФГОС. В настоящее время коррекционная школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходима реализация дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе и сама система работы принципиально изменились с введением ФГОС. В настоящее время коррекционная школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходима реализация дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.
ФГОС для детей с умственной отсталостью дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с УО дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Введение ФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.
В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, к труду и семейной жизни. Одним из важных направлений школы VIII вида является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения, которая предполагает тесную связь с жизнью, подготовку обучающихся к профессионально-трудовым навыкам.
Обучая учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными.
Необходимо подводить учащихся к обобщениям, и на их основе выполнять практические работы, используя полученные знания в реальной жизни.
Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса таких детей к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был посильным и личностно значимым.
Известно, что у любого ребёнка посредством обширных ассоциативных связей, а также связей, функционально объединяющих разные отделы коры головного мозга, обеспечивается функциональное единство всех высших психических процессов. Однако, у школьников с общим интеллектуальным недоразвитием с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными, что приводит к грубому уподоблению знаний. Алгоритмы решения каких-либо практических или умственных задач формируются очень медленно, причём чаще это не алгоритм, а косный стереотип, который не работает при малейшем изменении условий познавательной задачи.
Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, выбирать и оплачивать разнообразные услуги и прочее, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретённого опыта недостаточно. После окончания школы подросткам и взрослым, умственно отсталым лицам, предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Поэтому практическая направленность преподавания в коррекционной школе VIII вида, связь предметов с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессией и дальнейшей социализации в обществе. Использование межпредметных связей помогает учителю осуществлять:
-смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
-даёт возможность разнообразить наглядность на уроке;
-самостоятельную деятельность организовывать как на уроке, так и за его рамками.
Взаимное проникновение знаний и методов обучения из одних учебных предметов в другие не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития методики обучения. Интеграция знаний расширяет сферы использования информации, получаемой школьниками; происходит сближение содержательной и практической сторон обучения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Современное образование сейчас отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Обучающиеся с УО, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать. Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с УО школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
В соответствии с новыми стандартами обучения детей с УО, существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели. Для усиления мотивации детей к познанию окружающего мира необходима демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения. В начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Главное в обучении по ФГОС – это деятельностный подход .
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. Обучение языку детей с УО имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.
Практическая направленность уроков письма и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков. Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебниках подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п.
слайд: «Урок русского языка».
На уроках русского языка я использую деятельностный подход. Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.
Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку..
На слайде:
Контрольное списывание . В данном этапе один из приемов взаимоконтроля « Работа в парах»-взаимопроверка.
( самоконтроль, взаимоконтроль -ученик ставит карандашом оценку товарищу, потом проверяет учитель)
Начинаю развивать навыки самоконтроля уже с первых дней обучения детей в школе и провожу эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления младших школьников.
Взаимный контроль помогает мне осуществлять проверку знаний учащихся. Убеждена, что взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и очень нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения. Взаимоконтроль предлагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению одноклассника, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что применяемые на уроках формы самоконтроля и взаимоконтроля, приводят к концентрации внимания всех учащихся, формируют в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дают возможность слабым ученикам лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создают ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дают прекрасную возможность на каждом уроке осуществлять связь учителя и учеников.
Также контроль позволяет увидеть свои собственные удачи и недоработки, что считаю очень важным критерием своей работы.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
Практическая направленность уроков чтения заключается:
- в развитие речи учащихся,
-формировании читательской культуры,
- в воспитании нравственных качеств личности учащихся.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме.
Слайд «Урок чтения»
Для правильного разговора необходимы натренированные органы речи, а именно небо, язык и губы. Для развития речи, для развития мыщ языка, губ, щёк и развитие дыхательных путей в начале урока обязательно провожу артикуляционную гимнастику в течение 2-3 минут. Провожу их эмоционально, в игровой или в сказочной форме. Ученики выполняют упражнения на развитие и укрепление мышц языка в сказочной форме « Домик для язычка». Артикуляционную гимнастику выполняем сидя, перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Так же по ФГОС в начальной школе введен новый предмет «Речевая практика», который тесно связан с формированием социально-значимых умений.
Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.
Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока. Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Основная цель обучения речевой практике это развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка детей с умственной отсталостью к жизни в современном обществе.
Слайд: Речевая практика» По теме : «Играем в сказку» Знакомство со сказкой « Колобок»
Сначала читаем сказку «Колобок» рассматриваем иллюстрации к сказке, обсуждаем с детьми внешности, изучаем характеристику сказочных персонажей их поступков, распределяем роли и инсценируем сказк. « Колобок» оригами мы конструируем на уроке труда. Таким образом все предметы у нас взаимосвязаны. Изучаем правила поведения в классе, как вести себя на уроке, как отвечать ,как правильно руку поднимать и так далее.
Уроки математики также играют большую роль в системе реабилитационных мероприятий, направленных на решение основной задачи коррекционной школы. В Стандарте записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования.
В жизни математика является одним из самых применяемых предметов в быту. Опыт работы показал, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Поэтому предпочтение в процессе обучения отдаю решению задач практической направленности. Данный подход к работе позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов в обучении младших школьников. Практические работы усиливают связь с жизнью. Такие уроки обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т.д. Дети не всегда в состоянии понять, что самая не большая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.д. Используя реальные ситуации школьной жизни, доводить до
Сознания школьников с УО включенные в них математические требования, стимулировать учащихся реально –практически выполнять эти требования, имитировать реальные жизненные ситуации в классе, решать возникающие в этих ситуациях задачи можно привить детям навыки практических действий.
слайд «Урок математики»
На слайде: Илья прописи пишет ( это дистанционное обучение) тут родители занимаются .т. к. Илья отставал от своих сверстников , он писал прописи. Вова Абрамов решает по учебнику примеры и задачи самостоятельно.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с УО, основными задачами предметной области естествознания (в начальной школе курс «Мир природы и человека») является: формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними; формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строение и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни: уход за растениями, уход за домашними животными, уход за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
слайд«Мир природы и человека»)
Это урок- экскурсия. Закрепление темы урока по чтению по изучению темы М. Ивенсена « Падают , падают листья..» На уроке чтения мы изучали теорию.: что такое листопад, какого цвета листья. На уроке « Мир природы и человека мы закрепили тему: дети все сами видели в живую, красовались осенней природой. Собрали разноцветные листья в букет в игровой форме « Кто больше всех соберет листья» « У кого букет лучше ».
Программа по ручному труду направлена на социальную адаптацию, воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и, эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице); На уроках ручного труда происходит воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности и помогать другом, умение работать в коллективе); ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; воспитание уважения к своему труду и труду других людей; воспитание культуры труда; сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;
формирование знаний о различных видах ручного труда; ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их свойствами; обучение работе с инструментами и приспособлениями; обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов. Все это способствует развитию навыков практических действий, необходимых в различных жизненных ситуациях.
Слайд « Ручной труд»
На уроке ручного труда дети сделали аппликацию « Осеннеее дерево» по увиденному.оригами « Колобок»
Тема: Складывание фигурок из бумаги. Изготовление колобка их бумаги.- учить выполнять аппликацию из геометрических фигур; геометрические фигуры, стороны бумаги, отрабатывать прием разметки по шаблону; - развивать пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета; корригировать речь, зрительное, слуховое и тактильное восприятие; -развитие общей и мелкой моторики через выполнение практической работы; - развитие самостоятельности при выполнении задания;
На уроках ручного труда мы лепим , работаем разными материалами :ватой, крупой и т.д. Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи).
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни.
Чтобы подготовить к самостоятельной жизни детей, помогают мне их родители . Мы с родителями находимся в тесном контакте: обсуждаем все вопросы, касающиеся детей, вместе. Очень большую работу они выполняли на дистанционном обучении. Как происходит взаимодействие с родителями:
- Организую родительские собрания, индивидуальные встречи родителей осуществляю работу телефонной линии, по которой родители могут связаться со мной получить консультацию по интересующему их вопросу;
- проявляю уважение при общении с родителями
Я считаю, что поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.
Слайд 10.Мы с ребятами не только умеем учиться , но и умеем отдыхать. Спасибо за внимание.
Используемая литература:
1. ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. – М., 2001.
3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 1998.
4. Луксина Л.А. Связь с жизнью – один из методов активации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 1982. - № 5.
5.Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка в школе для детей с нарушением интеллекта. – СПб.: «Просвещение», 2011.
6.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М., 1995
7.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. «Олигофренопедагогика» /Под ред. Б.П. Пузанова, М., 2008
8.Пероова М.Н., Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.,2001.
9.Эк В.В., Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М,1990
10.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Академия, 2007.
11.Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
12.Горина Е.Н., Павлова Н.В., Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., СоловьеваО.В.,ЩетининаЕ.Б. Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития. Учебное пособие. Саратов, изд-во Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...
Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одним из важных направлений школы VIII вида является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность о...
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Праздник « Прощание с Букварём!» с учащимися 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Форма занятия: праздник.Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяе...
Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время коррекционная школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить п...