Выступление на семинаре по русскому языку
статья

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.93 КБ
Office presentation icon mihaylova_rabota_s_tekstom.ppt199.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Слайд-1

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  

Слайд-2

Схематически это можно представить следующим образом:

Аудирование     ↔        Чтение

↕                Текст         ↕

Говорение           ↔       Письмо

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Слайд-3

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Слайд-4

На слайде вы видите Компоненты работы с текстом:

  • понятие “текст”
  •  тема текста
  •  основная мысль текста
  •  заголовок текста
  •  построение (структура) текста
  •  связь между частями текста
  •  связь между предложениями в каждой части текста
  •  виды текстов
  •  понятие об изложении

 понятие о сочинении

Слайд-5

Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе: “От простого – к сложному, от легкого – к трудному”.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом

Слайд-6-14

  1. Комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 4 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

Текст 1.

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.

В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста

3. Основная мысль текста

4.Стиль текста

5.Тип текста

6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова  еще

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9.        Разберите по составу следующие слова:
прохлада,        душистые,        припекает

10.        Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

2.Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

3.Деление текста на предложение.

3-4 предложения – 2класс

5-8 предложений -3 класс

9-12предложений -4 класс

Спеши текст, раздели его на предложения.

Я иду по лесу вдруг слышу стук дятла его называют санитаром леса дятел лечит деревья от вредителей.

4. Составление предложений из слов.

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

5. Работа над деформированным текстом.

Расположи предложение так ,чтобы получился текст.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.

Слайд-15

Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе Михайлова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»

Слайд 2

Аудирование ↔ Чтение ↕ Текст ↕ Говорение ↔ Письмо

Слайд 3

Цель работы с текстом– постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

Слайд 4

Компоненты работы с текстом: понятие “текст” тема текста основная мысль текста заголовок текста построение (структура) текста связь между частями текста связь между предложениями в каждой части текста виды текстов понятие об изложении понятие о сочинении

Слайд 5

Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе: “ От простого – к сложному, от легкого – к трудному”.

Слайд 6

Виды заданий работы с текстом: 1. Деление текста на предложения: 3-4 предложения – 2 класс; 5-8 предложений – 3 класс; 9-12 предложений – 4 класс.

Слайд 7

Спиши текст, раздели его на предложения: Муравей и зерно Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.

Слайд 8

2. Составление предложений из слов. Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить: Русский, хорош, зимой, лес. Деревьями, под, сугробы, глубокие. Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы. Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

Слайд 9

3. Работа над деформированным текстом: Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. 1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой. 2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку. 3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет. 4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.

Слайд 10

Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст 1) Весна улыбнулась. 2) Весна голос подает. 3) Настоящей весной запахло. Приход весны. Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями. Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной. Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.

Слайд 11

4. Творческие работы: Составление текста по словосочетаниям Используя данные словосочетания составь предложения и связный текст на тему ”Золотая осень” Кружится хоровод, жёлтые листья, налетел ветер, запоздалый цветок, голые стебли, новая шубка, шуршит под ногами, золотая осень.

Слайд 12

Составление текста по иллюстрации при помощи плана Рассмотри рисунок, озаглавь его. Составь текст по плану. Напиши текст. План 1) Скоро прилетят птицы. 2) Работа в мастерской. 3) Новосёлы.

Слайд 13

5. Написание изложений: классификация изложений: подробное выборочное краткое (сжатое) с дополнительным речевым заданием творческого характера изложение знакомого, малознакомого и незнакомого текста изложение текста, воспринимаемого зрительно, на слух и зрительно, только на слух изложение по плану

Слайд 14

6. Написание сочинений: классификация сочинений: сочинения повествовательного характера сочинения описательного характера сочинения-рассуждения Виды сочинений: по картине по вопросам по личным наблюдениям по опорным словам на заданную тему

Слайд 15

Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре ГМО

Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

Открытый урок на краевом семинаре по русскому языку в 3 классе.

Исследовательская работа учащимися по теме "Грамматическая основа предложения"...

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях  перехода к ФГОС"...

Семинар урок русского языка 4 класс

Открытый урок в рамках проведения семинара для молодых специалистов....

Коррекционно-развивающая работа с учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. (Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы)

оррекционно-развивающая работа  с  учащимися  с ОВЗ  в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. Из опыта работы с детьми ОВЗ....