Выступление на семинаре
статья

 «Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tl_testovye_zadaniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников»

Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности  универсальных учебных действий, обеспечивающих умение школьников учиться.

Считаю, что использование тестовых заданий  служит одним из средств  формирования метапредметных универсальных учебных действий.  /Слайд с темой/

В работе по формированию метапредметных УУД  через работу над тестовыми заданиями  ориентировалась на достижение следующих результатов:

регулятивных:

- формирование умения планировать, контролировать учебные действия;

- формирование умения работать с информацией;

-формирование умения делать правильный выбор;

познавательных:

- формирование общеучебных действий- умение осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, уметь воспринимать правильно письменную речь;

- формирование логических универсальных действий.

коммуникативных:

          -умение задавать вопросы для получения необходимых сведений.

Тестовые задания я использую практически по  всем предметам, пользуясь контрольно-измерительными материалами таких авторов, как Голубь В.Т., Лысенко Ф.Ф., Ситниковой Т.Н., Иляшенко Л.И., Кравцовой С.А., Крыловой О.Н.

Для достижения  цели по формированию тестовой культуры учащихся  я осуществляю ряд задач, а именно:

  • Систему работы по использованию тестовых заданий для развития метапредметных  действий строю следующим образом.
  • Задания подбираю в соответствии с темой и учебными задачами урока.
  • Содержание тестов, их формы, виды использую в соответствии с программой каждого года обучения.

В своей работе  использую тестовые задания:

  • Закрытого типа (ответить да или нет; выбрать один или несколько ответов из  приведенного списка)
  • Открытого типа  (дополнение предложение, с коротким письменным ответом
  • Комбинированного типа

Работу над тестовыми заданиями провожу, как:

  • самостоятельную работу
  • контрольную работу
  • тренировочную работу
  • фронтальный устный опрос
  • индивидуальный опрос по карточкам
  • заполнение пропусков
  • сопоставление явления (события) и его характеристики
  • распознавание понятия
  • составление последовательности

Работу над тестовыми заданиями провожу с целью:

  • разминки в начале урока
  • первичного закрепления
  • контроля  ЗУН
  • тренажёр

Тестовые задания учащиеся выполняют на различных этапах урока: 

  • актуализации ЗУН
  • первичном  закреплении ЗУН
  • при выполнении упражнений
  • при контроле  ЗУН

Стараюсь создать условия, при которых становится невозможной интеллектуальная  пассивность ученика. Уделяю большое внимание личностно-ориентированному и дифференцированному подходу в работе над тестовыми заданиями. По одному и тому же учебному материалу составляю тестовые задания разной степени трудности.

Выбирая такой подход, я провожу работу с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тестовые задания для конкретного обучающегося.  Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет мне оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестовыми заданиями  во время  тестирования.

Тестовые задания обеспечивают мне возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения обучающимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

В своей  работе  я пришла к выводу, что  не все тестовые задания, которые существуют для массовой  школы ( в особенности по русскому языку) приемлемы  для  моих детей и поэтому  я часто  их адаптирую  с учетом  особенностей обучающихся своего класса.

В этом году, работая с первым классом на уроках обучения грамоте по учебнику Горецкого В.Г.  «Азбука» под редакцией Крыловой О.Н.  я  использую тестовые задания  к данной азбуке.

Данные тесты содержат практический материал  для закрепления, повторения, проверки универсальных учебных действий и соответствуют требованиям  государственных стандартов начального образования. Задания составлены с учетом компетентного подхода в обучении первоклассников. Выполняя эти задания дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших текстов, лексикой.

Но, мне пришлось адаптировать данные тестовые задания, потому что  у детей возникают затруднения в понимании прочитанных трехсложных, многосложных слов, что является следствием побуквенного чтения или чтения с искажением звукового состава слов и ограниченного словаря  недостаточным количеством существительных, глаголов и прилагательных. У обучающихся отмечаются затруднения в понимании измененных форм слов.

Адаптирование данных тестов заключалось:

  • в упрощении текста заданий
  • в изменении предлагаемых ответов, как по количеству, так и заменой на знакомый детям материал
  • в изменении количества заданий  в тестах        

Мною отслеживалась  динамика  результативности   изменений основных  параметров  учебной  зоны  развития учащихся, формирования универсальных учебных действий, уровня развития  мыслительных  навыков по адаптированной методике  Тиграновой   Людмилы Иосифовны и методике проведения  мониторинга метапредметных УУД  под редакцией Меркуловой Татьяны Викторовны и  Битяновой Марины Ростиславовны.

 Можно увидеть на слайдах ___, что на момент поступления в школу  все показатели регулятивных УУД  обучающихся  находились на низком уровне. Далее прослеживается положительная динамика, и на конец пятого класса она поднимается выше среднего.   Аналогично прослеживается динамика  познавательных УУД и коммуникативных УУД.          

Показатели качества знаний  по русскому языку  возросли с 38% во втором классе до 68% на конец пятого класса, по математике с 41% до 82%.

В результате  работы  обучающиеся 5 класса в соответствии со своими способностями и возможностями достигли следующих результатов: они  планируют, контролируют  учебные действия; осуществляют поиск необходимой  информации; умеют делать правильный выбор; анализируют, сравнивают, классифицируют  предметы окружающего мира.

Тестовые  задания позволяют активизировать учебный процесс, они помогают создать условия для успешного овладения обучающимися универсальных учебных действий, позволяющих не только получать качественные знания, но и гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применять их в практической деятельности.

Следовательно, работа с тестовыми заданиями – это один из приемов формирования метапредметных учебных действий, который может и должен использоваться в сочетании с другими формами и методами работы в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре ГМО

Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на семинаре завучей.

Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"

В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....

выступление на семинаре по ФГОС

Выступление по стандартам второго поколения...