Выступление на семинаре
статья
«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tl_testovye_zadaniya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников»
Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение школьников учиться.
Считаю, что использование тестовых заданий служит одним из средств формирования метапредметных универсальных учебных действий. /Слайд с темой/
В работе по формированию метапредметных УУД через работу над тестовыми заданиями ориентировалась на достижение следующих результатов:
регулятивных:
- формирование умения планировать, контролировать учебные действия;
- формирование умения работать с информацией;
-формирование умения делать правильный выбор;
познавательных:
- формирование общеучебных действий- умение осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, уметь воспринимать правильно письменную речь;
- формирование логических универсальных действий.
коммуникативных:
-умение задавать вопросы для получения необходимых сведений.
Тестовые задания я использую практически по всем предметам, пользуясь контрольно-измерительными материалами таких авторов, как Голубь В.Т., Лысенко Ф.Ф., Ситниковой Т.Н., Иляшенко Л.И., Кравцовой С.А., Крыловой О.Н.
Для достижения цели по формированию тестовой культуры учащихся я осуществляю ряд задач, а именно:
- Систему работы по использованию тестовых заданий для развития метапредметных действий строю следующим образом.
- Задания подбираю в соответствии с темой и учебными задачами урока.
- Содержание тестов, их формы, виды использую в соответствии с программой каждого года обучения.
В своей работе использую тестовые задания:
- Закрытого типа (ответить да или нет; выбрать один или несколько ответов из приведенного списка)
- Открытого типа (дополнение предложение, с коротким письменным ответом
- Комбинированного типа
Работу над тестовыми заданиями провожу, как:
- самостоятельную работу
- контрольную работу
- тренировочную работу
- фронтальный устный опрос
- индивидуальный опрос по карточкам
- заполнение пропусков
- сопоставление явления (события) и его характеристики
- распознавание понятия
- составление последовательности
Работу над тестовыми заданиями провожу с целью:
- разминки в начале урока
- первичного закрепления
- контроля ЗУН
- тренажёр
Тестовые задания учащиеся выполняют на различных этапах урока:
- актуализации ЗУН
- первичном закреплении ЗУН
- при выполнении упражнений
- при контроле ЗУН
Стараюсь создать условия, при которых становится невозможной интеллектуальная пассивность ученика. Уделяю большое внимание личностно-ориентированному и дифференцированному подходу в работе над тестовыми заданиями. По одному и тому же учебному материалу составляю тестовые задания разной степени трудности.
Выбирая такой подход, я провожу работу с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тестовые задания для конкретного обучающегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет мне оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестовыми заданиями во время тестирования.
Тестовые задания обеспечивают мне возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения обучающимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.
В своей работе я пришла к выводу, что не все тестовые задания, которые существуют для массовой школы ( в особенности по русскому языку) приемлемы для моих детей и поэтому я часто их адаптирую с учетом особенностей обучающихся своего класса.
В этом году, работая с первым классом на уроках обучения грамоте по учебнику Горецкого В.Г. «Азбука» под редакцией Крыловой О.Н. я использую тестовые задания к данной азбуке.
Данные тесты содержат практический материал для закрепления, повторения, проверки универсальных учебных действий и соответствуют требованиям государственных стандартов начального образования. Задания составлены с учетом компетентного подхода в обучении первоклассников. Выполняя эти задания дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших текстов, лексикой.
Но, мне пришлось адаптировать данные тестовые задания, потому что у детей возникают затруднения в понимании прочитанных трехсложных, многосложных слов, что является следствием побуквенного чтения или чтения с искажением звукового состава слов и ограниченного словаря недостаточным количеством существительных, глаголов и прилагательных. У обучающихся отмечаются затруднения в понимании измененных форм слов.
Адаптирование данных тестов заключалось:
- в упрощении текста заданий
- в изменении предлагаемых ответов, как по количеству, так и заменой на знакомый детям материал
- в изменении количества заданий в тестах
Мною отслеживалась динамика результативности изменений основных параметров учебной зоны развития учащихся, формирования универсальных учебных действий, уровня развития мыслительных навыков по адаптированной методике Тиграновой Людмилы Иосифовны и методике проведения мониторинга метапредметных УУД под редакцией Меркуловой Татьяны Викторовны и Битяновой Марины Ростиславовны.
Можно увидеть на слайдах ___, что на момент поступления в школу все показатели регулятивных УУД обучающихся находились на низком уровне. Далее прослеживается положительная динамика, и на конец пятого класса она поднимается выше среднего. Аналогично прослеживается динамика познавательных УУД и коммуникативных УУД.
Показатели качества знаний по русскому языку возросли с 38% во втором классе до 68% на конец пятого класса, по математике с 41% до 82%.
В результате работы обучающиеся 5 класса в соответствии со своими способностями и возможностями достигли следующих результатов: они планируют, контролируют учебные действия; осуществляют поиск необходимой информации; умеют делать правильный выбор; анализируют, сравнивают, классифицируют предметы окружающего мира.
Тестовые задания позволяют активизировать учебный процесс, они помогают создать условия для успешного овладения обучающимися универсальных учебных действий, позволяющих не только получать качественные знания, но и гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применять их в практической деятельности.
Следовательно, работа с тестовыми заданиями – это один из приемов формирования метапредметных учебных действий, который может и должен использоваться в сочетании с другими формами и методами работы в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...