«Обновлённые ФГОС НОО: изменения в содержании»
методическая разработка

Алипченкова Татьяна Владимировна

В данном выступлении показаны основные изменения во ФГОС НООО -2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» писал Георг Зиммель

Проблема внедрения федеральных государственных стандартов является на сегодняшний день актуальной и часто обсуждаемой проблемой в нашем педагогическом сообществе.

  1.  Цель моего  выступления: - ознакомить с нормативно – правовыми документами перехода  и изменениями в новом  федеральном государственном  образовательном  стандарте начального общего образования

  1. Изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой изменения в образовании.  В условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

  1. Что касается конкретных изменений в новом ФГОС НОО по сравнению со старыми, сообщаю следующее: новый стандарт требует, чтобы содержание Основной образовательной программы было вариативным. Это значит, что школы всё больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность программы тремя способами. Согласно новым стандарта в школах с 1 по 9 класс будет обязательное преподавание финансовой грамотности. Она не будет выделена в отдельный предмет. В начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в Математику и окружающий мир.

  1. В новом стандарты  подробнее описывают результаты освоения программы, определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.  В частности конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ.

  1. Унифицировали требования к рабочим программам. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП,  задачи реализации  заменили на механизмы реализации программы.

  1.  Требования к рабочим программам  формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия
  2. На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. В старых стандартах деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули. Учтите новое деление на предметы и модули при разработке рабочих программ и учебного плана, раздела ООП о требованиях к предметным результатам.

  1. В новом стандарте закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовывать, если есть условия в школе и заявление родителей.

  1.  Уменьшили  объём часов аудиторной нагрузки и объём внеурочной деятельности.

  1. Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  1. Ранее норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было Сейчас закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами.

  1. Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей.
  2.  Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию
  3. Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. При разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним. Проверяющие применят санкции только если ООП противоречит ФГОС, а не другим документам, которые не являются нормативными

  1. Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты.

  1. Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано. Оставьте в планах повышения квалификации обучение педагогов раз в три года. Такое право работникам дает Закон об образовании. Если работники будут обучаться реже, могут возникнуть вопросы.

  1. Новый стандарт устанавливает, что реализовывать  его должны квалифицированные педагогические работники, которые отвечают требованиям профстандарта.  Для решения задач нового стандарта нужен новый учитель: рефлексивный, чуткий к изменениям настроения ученика и готовый меняться сам. Новые учителя - это мы с вами дорогие коллеги.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Человек образованный- тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель

Слайд 2

Цель выступления: - ознакомить с нормативно – правовым документом перехода на ФГОС НОО и изменениями в содержании

Слайд 3

Нормативные документы Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования»

Слайд 4

Изменения в содержании ФГОС Как стало Как было Что сделать школе Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь: – сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули; – вводить углубленное изучение предмета; -разрабатывать индивидуальный учебный план (ИУП) Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя Введите углубленное изучение предметов на уровне НОО и ООО, если есть запрос от учеников и родителей, необходимые условия. Предлагайте ИУП одаренным детям, которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или, наоборот, отстающим детям.

Слайд 5

Планируемые результаты Как стало Как было Что сделать школе Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. Требований к результатам было меньше Учтите требования к результатам освоения модулей ОРКСЭ при разработке ООП НОО.

Слайд 6

Содержание пояснительной записки ООП Как стало Как было Что сделать школе Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО Составляйте пояснительные записки к новым ООП НОО и ООО по единым правилам

Слайд 7

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия Не было требований: – к тематическому планированию курса внеурочной деятельности с учетом рабочей программы воспитания; – тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; – формам проведения внеурочных занятий Впишите в тематическое планирование каждой рабочей программы (кроме программы воспитания) электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать при изучении темы. Не указывайте в рабочих программах внеурочной деятельности формы организации и виды деятельности. Вместо этого напишите формы занятий

Слайд 8

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули Учтите новое деление на предметы и модули при разработке рабочих программ и учебного плана, раздела ООП о требованиях к предметным результатам

Слайд 9

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО Закрепите в ООП и локальных актах, что организуете изучение родного и второго иностранного языков из перечня школы, если для этого есть условия и заявление родителей. Поручите учителям начальной школы собрать заявления родителей об изучении детьми родного языка и литературного чтения на родном языке

Слайд 10

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО: – 2954 – минимум; – 3190 – максимум. Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО: – 2904 – минимум; – 3345 – максимум. Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года Учтите объем новой нагрузки при разработке ООП НОО, в том числе при распределении часов в учебном плане и тематическом планировании рабочих программ

Слайд 11

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Содержательный раздел ООП включал: – программу формирования УУД на уровне НОО – программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности на уровне НОО; – рабочую программу воспитания; – программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; – программу коррекционной работы Учтите новую структуру содержательного раздела при разработке ООП

Слайд 12

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было Организуйте для учеников индивидуальный авторизированный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, информационным технологиям, которые применяете в обучении. Закрепите это в ООП и локальных актах

Слайд 13

Рабочие программы Как стало Как было Что сделать школе Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей Норм о делении учеников на группы не было Применяйте разные образовательные модели в группах, на которые разделили класс – если это необходимо для успешного освоения программы

Слайд 14

Рабочая программа Как стало Как было Что сделать школе Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию Не устанавливали форму учебного пособия Учтите новые требования к форме пособий при разработке ОП, в том числе рабочих программ предметов, курсов, модулей. Закупите необходимые учебные пособия в печатном виде

Слайд 15

Рабочая программа воспитания Как стало Как было Что сделать школе Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. При разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним.

Слайд 16

Адаптированные программы Как стало Как было Что сделать школе Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Поручите педагогам не использовать новый ФГОС НОО при разработке АООП НОО.

Слайд 17

Повышение квалификации педагогов Как стало Как было Что сделать школе Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Оставьте в планах повышения квалификации обучение педагогов раз в три года. Такое право работникам дает Закон об образовании. Если работники будут обучаться реже, у проверяющих могут возникнуть вопросы

Слайд 18

Педагог рефлексивный, чуткий к изменениям настроения учеников и готовый меняться сам. УДАЧИ и терпения нам всем! СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Изменение содержания и методов контроля в рамках ФГОС»

Презентация знакомит с системой контроля, ориентированной на выявление и оценку образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Реализация обновлённых ФГОС НОО

Условия реализации обновлённых ФГОС НОО:обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, воспитание обучающихся;гарантировать  безопасность, охрану и ук...

Обновлённый ФГОС 2020

Обновлённый ФГОС 2020...

Рабочая программа по музыке для 1 класса (по обновлённым ФГОС - 2021)

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс - 33 часа, во 2 - 4 классах по 34 .Раб...

Сравнение действующих и обновлённых ФГОС

Сравнительная характеристика действующих и обновлённых ФГОС представлена в таблице, где рассматриваются параметры: общие положения,  требования к структуре основной образовательной программы, тре...

«Обновлённый ФГОС НОО: содержание, механизмы реализации»

Доклад на заседании ШМО начальных классов...