"Организационно-методические подходы и принципы социализации воспитанников"
материал
Социализация детей-это процесс направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ped.sov_.terentevoy_i.n.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Выступление
«Организационно-методические подходы и принципы социализации воспитанников»
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель Терентьева И.Н.
2022г.
Организационно-методические подходы и принципы социализации воспитанников.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить своё «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребёнка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими, взрослыми и со сверстниками. Мы воспитатели семьи №4 обращаем внимание на то, что самой трудной проблемой в работе с детьми является их социализация.
И поэтому, социальная адаптация воспитанников является одним из основных направлений нашей воспитательной работы. Это один из механизмов, позволяющих нашему воспитаннику активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива семьи, Центра, школы; приобщаться к социальной культурной жизни всего общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.
Поэтому одним из главных моментов в организации социально - адаптационной среды в нашей семье является наличие единой системы взаимодействия на воспитанников. Мы понимаем, что эффективность подготовки воспитанников к жизни зависит от согласованности действий всех воспитателей, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.
В основе практически каждого нашего дела в семье лежит технология сотрудничества. Она служит созданием условий для педагогического творчества через такие мероприятия как: день открытых дверей, день именинников, семейные собрания, цикла занятий в рамках методического объединения, различных практических занятий в Центре и т. п. В воспитательной работе вместе с воспитанниками мы стремимся к совместной разработке содержания предстоящей деятельности, что очень важно для наших детей. Это разработка тематических мероприятий, разработка и проведение мастер-классов, творческие мастерские по приготовлению различных блюд, совместный анализ проведённых мероприятий. Мы добиваемся, чтобы все проявили личную вовлечённость, заинтересованность в совместном труде и его результате, находились в состоянии сотрудничества, сотворчества, как с детьми, так и со взрослыми.
Организуя повседневную жизнь воспитанников с учётом приобретённых умений и навыков, воспитателями семьи №4 были проведены открытые мероприятия в этом году: день открытых дверей «Моя семья-моя радость», открытое семейное собрание «Эти вредные конфликты», цикл занятий в рамках методического объединения: «Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г. Саранска «Мордовия любимая» (Горбунова О.И.), встреча за круглым столом «Моя семья-моё богатство» (Лапшина Н.В.), устный журнал «Мой край родной» (Зубарева Н.В.). Сейчас мы с детьми готовимся к занятию "Разнообразный мир профессий".
Для совершенствования навыков самообслуживания воспитателями семьи №4 проводятся практикумы: «Чистим правильно зубы», «Ногти - предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами». Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола, учим убирать за собой посуду, вытирать столы.
Большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Воспитанники осваивают приёмы ухода за своей комнатой, создания и сохранения порядка в семье. Воспитатели стараются благоустроить комнаты с участием своих воспитанников. У большинства детей выработана потребность содержать в чистоте свой «быт», и они умеют это делать самостоятельно, проявляют свою инициативу.
Следующее направление по социальной адаптации воспитанников - «Безопасность жизни». Мы учим детей пользоваться электроприборами (работа с утюгом, феном, пользование зарядными устройствами, розетками). С целью развития практических навыков, воспитателями проводятся занятия «Мы за чаем не скучаем», «Учимся пользоваться электрофеном», «Вкусное блюдо из духовки». Предварительно дети знакомятся с техникой безопасности. Тематика проведённых занятий по безопасности охватывает различные жизненные ситуации, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни: «Правила личной безопасности», «О пользовании мобильными телефонами», «Безопасность при работе с компьютером», «Правила безопасности при встрече с бродячими животными», «Загорелся электроприбор» и т.д.
Одним из компонентов системного подхода к социализации воспитанников является формирование привычки к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здоровья - является одним из направлений воспитательной работы. В нашей повседневной работе это, прежде всего: формирование навыков личной гигиены, соблюдение режима дня, организация физкультминуток на самоподготовке. Много полезных советов исчерпали для себя воспитанники при проведении занятий: «Курить – здоровью вредить!», блиц-опрос «Что ты знаешь о вреде наркотиков?», беседа «Вред потребления алкогольных напитков» и т.д.
Для социальной адаптации большое значение имеет профессиональное самоопределение. Формированию профессиональных умений и навыков способствовали такие занятия как: «Знакомство с профессиями», викторина «Мир профессий», консультативный час «Человек и профессия», поиск будущего «Все работы хороши», беседа «Твоё здоровье и выбор профессии» и т.д. Воспитанники знакомились с профессиональными терминами, с качествами присущими людям той или иной профессии.
Для успешной социально - бытовой и трудовой адаптации кроме приобретения определённого круга знаний и умений, чрезвычайно важно научить наших воспитанников правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельность. И при этом большое значение имеет формирование умений ориентироваться в окружающем пространстве, во внешкольном пространстве, в городе.
Немаловажное значение в работе социализации воспитанников имеет эстетическое воспитание. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Развитию эстетического вкуса способствовали следующие занятия: диспут «Учись видеть прекрасное рядом с собой», поиск будущего «Мир, в котором мы живём», практические советы «Выбираем подарок» и т.д.
Провели мероприятия, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции воспитанников: час общения «Что значит для тебя добро», беседа «Дружим с волшебными словами», час мудрости «Живи в согласии с другими», разговор «О доброте и дружбе». Они способствовали нравственной культуре воспитанников, осмыслению и формированию таких качеств личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость. Дети высказывали мнения о понятиях «настоящая дружба» и «настоящий друг».
Подготовка к самостоятельной жизни, полноценная социальная адаптация невозможны без правовых знаний.
В этом направлении проведены в нашей семье тематические воспитательские часы: «Преступление и наказание», «Я - подросток. Я - гражданин», «Изучаем права ребёнка» и др.
Постоянное внимание уделяем индивидуальной работе с детьми по формированию умений вести себя в обществе, культуре взаимоотношений, привитию этических норм поведения: умение встречать гостей, приносить и дарить подарки, пользоваться сотовыми телефонами и др. Бережное отношение к имуществу формируем через непосредственное участие воспитанников в ремонте.
Практическую и трудовую направленность имеет организация творческой деятельности воспитанников. Мы учим изготавливать различные изделия, которые используют потом дети для оформления семьи, для подарочных сувениров. Результат их творческой деятельности они представляют на выставках и конкурсах различного уровня. Радуются, когда получают за свою работу грамоту, гордятся своими успехами.
В социальной адаптации воспитанников велика роль семьи. Семейное воспитание– одна из наиболее важных, актуальных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. В этом направлении проведены тематические занятия: беседа «Семья-как источник счастья», «Моё будущее в семье», информационный час «Семья в сказках и мечтах», практические советы «Создание уюта в семье» и т.д. На занятиях расширяются представления воспитанников о системе ценностей жизни, о проживании в семье, отношению с родственниками и близкими. Мы все знаем, чтобы человек чему - то научился в жизни, необходим определённый опыт. Разбираем с нашими воспитанниками те жизненные ситуации, с которыми им возможно предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это нельзя без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.
Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...
Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.
Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоят...
Социализация воспитанников
Как помочь ребенку найти свое место в классном коллективе. Как сформировать этот коллектив. Приемы работы из личного опыта....
Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
В методичсекой разработке показано, как театральная деятельность дает возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу....
Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения
Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....
Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка
В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...