Школа молодого учителя "Ступеньки" мастер-класс
учебно-методический материал

Руденко Людмила Владимировна

Школа молодого учителя "Ступеньки" мастер-класс урока математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока 91 КБ
Office presentation icon Презентация1.43 МБ
Файл Самоанализ 17.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО:  Руденко Л. В.

Предмет:  Математика

Класс: 1 класс

Учебная тема: Дециметр

Технологическая карта изучения темы «Единицы длины»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;

Задачи

учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять  развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты

Личностные УУД.

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Предметные                                                                                                                                                                  Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины. -Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.

Основные понятия

Единица измерения длины – дециметр, сравнение, преобразование величин.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- тетрадь

- учебник  « Математика», 1 класс,  М.И.Моро,  С.И.Волкова,  С.В.Степанова, А.С.Акрамова

- презентация к уроку

 карточки с заданиями, счётный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность детей

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1.

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока

Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились за это время и как мы умеем дружно работать.  

Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

2.

II. Актуализация знаний. (Устные  упражнения.)  

Цели:

- организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по  нумерации,

  выполненное в игровой форме

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- организовать развитие логического мышление через решение задач;

  Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать,  формирует связь с окружающим миром

Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание , выполненные в игровой форме

Организует развитие логического мышление через решение задач.

Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.

Дети повторяют знание нумерации в пределах 20. Называют последующее и предшествующее число. Находят лишнее число и объясняют почему?

Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда делаем, что разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка.

1 На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

2. Какой сегодня день недели?

3. Что легче 1 кг вата, или 1 кг железа. Ребята, к нам на урок в гости пришла обезьянка и привела своих друзей. Я предлагаю вам их рассадить поудобнее, но как это можно сделать? Подскажите. Слайд 1

Работа с числовым рядом

15, 19, 11, 13, 9, 17. Слайд 2

Принесла слону обезьяна

Два банана –

Вот обрадовала подарком

Великана.

Был один у него,

Теперь сколько стало всего?

Подскажите.

Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький?

Учатся оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД)

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД).

3.

III.Подведение к проблеме.

Цели:

- мотивировать учащихся на аккуратное выполнение работы;

уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Введение в тему урока. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.

(Нужно измерять одной величиной)

А теперь, наши гости хотят рассказать вам вот такую историю. Слайд 2 (фрагмент мультфильма)

Ребята, что делали зверята? (измеряли удава)

Как? При помощи кого?

А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами. Почему?

(Нужно измерять одной величиной)

 А какие единицы измерения вы знаете? (см)

4.

IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Дети рассматривают таблицу и приходят к пониманию проблемы

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Высказывают своё предположение.

Приходят к пониманию проблемы.

С помощью учителя  ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава.( фото удава   и таблица)  Слайд 4.

1 см

9 см

2 дм

4 см

8 см

Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост удава.

2 дм рост удава, т.к.мы не знаем, что такое «дм».

Какая величина нам известна? сантиметр

Что можно измерять в сантиметрах?

(при помощи линейки) … небольшие предметы

Какая из величин нам неизвестна?

 (покажите)  Значит, рост удава 2 дм. Но мы не знаем, что это такое. А хочется вам узнать, что такое «дм»? Да Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, словам с ударением. Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Слайд 5

Тема урока

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

5

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах,  уч ся практическим способом выясняют как выглядит дм.  

Измеряют предметы, сравнивают величины, делают выводы.  

 Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).

Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.

Реализация практической направленности урока.

Введение нового математического понятия (дециметр).

Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

Итак, с чем будем работать  на уроке сегодня? … с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.

Изучение нового материала

Задание 1. У вас на парте  лежит  полоска бумаги. Измерьте её и подпишите.

Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …? Дециметр

Подпиши полоску с другой стороны. 

Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?

(Дети укладывают, измеряют линейкой). В 1 дм можно уложить 10 см.

Так всегда и будем знать: в 1 дм – 10 см.

Какой вывод можно сделать?

В 1 дм – 10 см Слайд 6

Это важно.

 ( алгоритм как мы правильно измеряем длину)

Давайте теперь, измерим нашего удава при помощи линейки 2 дм, отмерьте верёвку 2 дм, отрежьте. Вот такой длины ребята удавы,  когда они рождаются. Можете забрать эти веревочки домой  и рассказать родителям, что нового вы узнали  об удавах.

А взрослые удавы достигают в длину 4,5 метра. Слайд 7

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

6.

VI. Включение в систему знаний

Цели:

- организовать умения преобразовывать величины, решать задачи на основе нового знания.

Физкультминутка.

  Организует закрепление новых знаний .Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

По алгоритму  учащиеся чертят  отрезок, преобразуют величины.

Учащиеся читают, анализируют и решают задачу.

Откройте тетради, запишите дату. Задание3. Работа по алгоритму ( как правильно начертить отрезок)

Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

(Учитель чертит на доске).

Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?

… надо наложить…

Как подпишем? 1 дм или 10 см

Сколько же см в 1 дм?

 В 1 дм – 10 см  

Работа по учебнику. Слайд 8.

 стр. 51 № 2 (12 см=1дм 2 см) у доски с пояснением

16см=1дм 6 см

13см=1дм 3см

14 см = 1 дм 4 см

Задача. У слонёнка длина хвоста з дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? Слайд 9.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)

(Регулятивные УУД)

7.

VII. Самостоятельная работа.

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку (по образцу)

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует работу в группах

Организует самопроверку

Проверка Учащиеся работают с карточками. Задания дифференцированные.

 1уровень преобразовать величины

 2 уровень

Найти недостающее значение.

3 уровень

Сравнить величины.

Наши гости подготовили вам ещё одно задание.  Каждый получает свою карточку, постарайтесь его выполнить быстро и правильно.                               1 уровень. Слайд 10

17см =   дм  см

19см =    дм   см

11см =  дм   см

2 уровень Слайд 11

 2 дм +         дм = 5дм

 4 дм +         дм = 7 дм

8 дм  -          дм    = 7 дм

3 уровень Слайд 12

3дм … 9 дм

1 дм … 10 см

6дм … 4 дм

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

14.

 VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 13)

                        знаю

я                       запомнил                            

                         

                      смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом:  жёлтый (не было ошибок),  зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

  1. «В» класс

Учитель: Руденко Л.В.

      Тема урока: Дециметр.

Задачи: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять  развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Формирование УУД.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок в 1 классе по математике. Тема: Дециметр. Учитель: Руденко Л.В.

Слайд 2

м ?

Слайд 3

15, 19, 11, 13, 9, 17.

Слайд 4

1 см 9 см 4 см 8 см 2 дм 2 дм

Слайд 5

Дециметр (дм)

Слайд 6

10 СМ = 1 ДМ 1 ДМ = 10 СМ

Слайд 8

12 см

Слайд 9

Хвост Хобот Хвост – 3 дм Хобот - ? на 7 дм больше У слоненка длина хвоста 3 дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? ЗАДАЧА

Слайд 10

17см = 19см = 11см = 1дм 7см 1дм 9см 1дм 1см

Слайд 11

2 дм + дм = 5дм 4 дм + дм = 7дм 8 дм - дм = 7дм 3 ? ? ? 3 1

Слайд 12

3 дм 9 дм 1 дм 10 см 6 дм 4 дм . . . . . . . . . ˂ = ˃

Слайд 13

Я - з н а ю - запомнил - с м о г

Слайд 14

К о н е ц !!!!!!!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Учитель: Руденко Л.В.

Класс 1 (1-4) по программе Школа России.

Автор учебника: М.И.Моро, М.А.Бантова и др.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебная тема: Дециметр

Памятка для самоанализа занятия

Самоанализ

А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1.Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1  Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2 Как он связан с предыдущими

 уроками, на что в них опирается?

1.3 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

1.4 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

1.5 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока?)

2.Какие особенности учащихся были учтены при подготовке у уроку и почему?

А. Урок был задуман в связи с изучением нового материала.

Занимательность, развитие познавательного интереса.

  1. Раздел: «Нумерация чисел второго десятка», является продолжением изучения темы «Единицы измерения длины»

Тема: Дециметр

1.2 Опирается на название, образование, записи чисел второго десятка, т. к. нумерация двузначных чисел является основой для раскрытия связи между дм и см.

1.3 Урок соответствует программным требованиям, образовательным стандартам, стратегии развития школы.

1.4 Специфика, уникальность этого урока в тесной связи с жизненным опытом и окружающем миром.

1.5 Предложенная форма занятия была выбрана потому, что давала возможность формировать универсальные учебные действия у учащихся.

2. Затруднения в оформлении своих мыслей в устной и письменной форме, различный темп работы.

3.Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

3. - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-  Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие последн его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Предметные:

 -Понимать соотношение величин «см», «дм».

- Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; преобразовывать величины.

-Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

4. Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

5.Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществляется дифференцированный подход у учащимся на уроке?

5. Разноуровневые карточки с заданиями. 

6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

6.2физминутки, смена деятельности, актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Б. Удалось ли:

- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

- избежать перегрузки и переутомления учащихся;

- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, накова общая самооценка урока?строение, самочувствие? Ка

 Б. Удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

В. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "школа молодого учителя"

данная программа расчитана на один учебный год, содержит цель, задича, форму работы с молодыми специалистами, планирование...

Школа молодого бойца

праздник  для  мальчиков  к 23 февраля...

ШКОЛА МОЛОДОГО РОДИТЕЛЯ

ЦЕЛЬ: Организация плодотворного взаимодействия родителей и специалистов учебно-педагогического комплекса для улучшения качества образовательной, воспитательной и развивающей работы, способствующей фор...

Школа молодого учителя

Программа включает пояснительную записку, состав группы, план работы, приоритеты в работе, глоссарий,   примерные  формы рефлексии....

Презентация "Фотоматериал школа молодого педагога"

Фотографии об участии в школьных семинарах....

Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"

В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...

Заседание "Школа молодого специалиста"

Заседание "Школа молодого специалиста"...