Читательский дневник на уроках литературного чтения.
статья

Козлова  Кристина Васильевна

Читательский дневник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_dnevnik_2.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников.
(из опыта работы)

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бельск

Козлова К.В

Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова, к книге и чтению, к написанию.                                           В. Сухомлинский

Вступление.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения;
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

        Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Ведение читательского дневника.

Для чего нужен ученику читательский дневник?

  1.При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль  записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.

  2.Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает  смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

  3.Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные. 

  4.Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и  учится  анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,  что же своим произведением автор хотел донести до читателя.

   5.Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 

Ведение читательских дневников контролирует учитель. Контроль, как часть учебного процесса, имеет диагностическую, образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная функция - контрольно-диагностическая. Она конкретизируется в зависимости от вида контроля. В целом функция контролязаключается в установлении уровня усвоения умение вести читательские дневники, формирование читательских интересов, его соответствующей коррекции, планирование следующего, формирование рекомендаций по предупреждению неудовлетворительного усвоения прочитанного.

При этом контроль - диагностика - коррекция - оценка результатов представляют собой целостный процесс, в основе которого лежит диагностика.

Реализация оценочного компонента предоставляет широкие возможности по активизации чтения, планирования чтения, коррекции его, совместной работы после прочитанного, способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, ответственного отношения к внеклассному чтению, повышает мотивацию самосовершенствования.

Чтобы продуктивно сотрудничать с учениками, учитель должен знать мотивационные сферы каждого конкретного ученика: его потребности, желания, стремления, попытки, склонности, интересы. Такую информацию^ учитель получит при условии изучения личности учащегося, проведение текущего контроля различными методами. Текущий контроль за чтением детей позволяет предоставлять индивидуальную, организационную и методическую помощь учащимся.

Таким образом, контроль и мониторинг качества чтения способствует - развитию воли, внимания, мышления, памяти, речи учащихся, их познавательной активности и самостоятельности. Только в процессе мониторинга можно целенаправленно формировать умения взаимоконтроля и самоконтроля, саморегулирования, что является одной из важнейших задач в процессе обучения младших школьников. А также умение обдумывать свое чтение, критически оценивать свои навыки чтения и сознательно относиться к ведению читательских дневников. Контроль чтения имеет и воспитательное значение. Он развивает познавательный интерес и стимулирует учащихся к систематическому упорного чтения, обусловливает формирование важных качеств личности: ответственности, умения преодолевать трудности, самостоятельности, творческой деятельности.

Следовательно мониторинг самостоятельного чтения это глубоко индивидуальный процесс, его тактика зависит от исходных особенностей ребенка, это острый инструмент воздействия на формирование личности. Эффективное его использование требует тесного сотрудничества учителя и учащихся, знания детей, их потенциальных возможностей, возможность увидеть учеником будущие успехи, через преодоление трудностей. Деловая направленность, интерес к чтению-лучшее средство развития личности.

Анализ произведения учащиеся делают по следующей таблице.

Автор произведения

Название произведения

1.Главные герои

2.Второстепенные герои

Содержание произведения.

Для анализа нужно подобрать произведения, не вошедшие в школьный учебник, но рекомендованные для чтения в 3 классе.

После записанного пересказа, учащимся предлагается выполнить задание.

(для 2 класса)

1. Составь 1  вопрос по содержанию произведения.

2. Выпиши 2 незнакомых слова, найди их лексическое значение.  

(работа со словарем).

3. Нарисуй рисунок к понравившейся части произведения.

 

(для 3 класса)

1. Составь 2-3 вопроса по содержанию произведения.

2. Выпиши 3 незнакомых слова, найди их лексическое значение.  

(работа со словарем).

3. Нарисуй главных героев произведения ( как ты их себе представляешь)

(для 4 класса)

1. Составь 3 вопроса по содержанию произведения.

2. Выпиши до 5  незнакомых слова, найди их лексическое значение.  

(работа со словарем).

Задания на выбор

3. Нарисуй главных героев произведения (как ты их себе представляешь)

          4. Придумай свою концовку рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Развитие читательских компетенций на уроках литературного чтения

Статья о приёмах совершенствования читательских умений...

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...

Методика работы над Читательским дневником на уроках литературного чтения в начальных классах

Обобщен опыт работы с Читательским дневником на уроках литературного чтения....