Контроль и оценка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Организация контроля и оценивания в младших классах
в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых стандартах ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Зачем нужна новая система оценивания?
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой, снять тревожность, снизить невротизацию детей, повысить учебную мотивацию, отследить динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в РФ» (см. Приложение 1 )
- ФГОС НОО;
- Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования УУД;
- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации
обучающихся уровня начального общего образования.
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.
Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.
Система оценивания выполняет следующие функции:
-нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утверждённым ФГОС;
- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных
возможностях школьника;
-корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;
- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных
качеств;
- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
-Стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
- оценивать можно только то, чему учат.
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
- объективность оценки;
- открытость процедуры и результатов оценки;
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- оценка динамики образовательных достижений младших школьников;
Что же такое оценивание?
1.Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеником, более активно включиться в своё учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
3. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при проведении итогов результатов образования учащегося за определённый период времени;
4. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную задачу.
5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
Как же организовать контроль и оценивание таким образом, чтобы реализовать данные требования ФГОС НОО и заложить основы для формирования у учащихся ключевых компетенций?
В данной статье делюсь методиками оценивания, ориентированные на развитие учащихся и на конечный результат.
1 класс 1.Методика «Светофор»
Учитель видит как справляется ученик с заданием:
«Красный» - задание, упражнение, элемент буквы и т.д. не усвоен.
«Синий» - есть не точности, затруднения.
«Зелёный» - задание выполнено.
«Путь закрыт» «Внимание» «Вперёд»
2. Методика «Линеечка» (Г.А.Цукерман) (см. Приложение 5)
Эта методика оценки и самооценки, разработанная применительно к психоанализу, была адаптирована для оценивания младших школьников Г.А Цукерман. Инструментом оценивания выступает линеечка – вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений) знаком крестик. Эту самооценку можно и нужно сравнивать затем с оценками, данными ученику его одноклассниками и, конечно, учителем. Педагог отмечает на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже её или совпадать с ней (тогда она обводится кружком), как показано на рисунке. Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.
2 класс Методика «Лесенка достижений» (см. Приложение 2)
Данная методика предложена О.М.. Корчемлюк. В соответствии с ней в начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Её результаты отмечают на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещается по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.
25 декабря | ||||
12 декабря |
3 класс Методика работы по таблицам. (см. Приложение 6)
Таблицы, листы учёта знаний, в которых указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки, разрабатывает сам учитель, опираясь на методику В. Ф. Шаталова. Лист учёта знаний может быть использован не только на этапе выработки знаний и умений, но и в ходе проведения текущего контроля, устранения ошибок, допущенных в самостоятельной деятельности.
В листе учёта знаний может быть две, три, а то и пять отметок, полученных учащимся в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок, - это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок.
«Критерии оценивания работы в паре»
Всегда (+) | Иногда( ) | Никогда(-) | |
Работа | Мы всегда работаем по очереди | Иногда не соблюдали очередь | Каждый работал сам |
Слушание | Мы внимательно выслушивали друг друга | Мы не всегда внимательно слушали друг друга | Мы не слушали друг друга |
Помощь | Мы помогали друг другу, когда это было необходимо | Мы всегда помогали друг другу | Мы друг другу не помогали |
Вежливость | Мы были вежливы | Мы были вежливы, но иногда проявляли несдержанность | Мы не проявляли вежливость |
Правильность | Мы всё сделали без ошибок | Мы допустили 1-2 ошибки | Мы ошиблись более 2-х раз |
Лист оценивания коллективной работы.
Критерии | Никогда | Иногда | Всегда |
1.Наша группа работает как единая команда | |||
2.Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе | |||
3.Мы обсуждали решения и принимали решения вместе | |||
4. Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу | |||
5.В нашей группе уважается мнение каждого |
4класс Поурочный лист учёта знаний.
Повторение орфограмм | Работа в группе | Работа в паре | Тест | Итог | |
Самооценивание |
Методика «Закончи предложение»
На уроке мне было интересно …..
Я научился (лась)…..
Я встретил(а) затруднение в….
Сегодня я смог\смогла…
Могу похвалить себя за…
Могу похвалить своих товарищей за….
Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить
их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки требует от учителя дополнительных усилий, но вскоре мы увидим, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!»
Литература:
- Закон «Об образовании в РФ»
- Корчемлюк О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников. URL:http ://pedsovet.org .
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2ч.М., 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.;Рига,1999.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.,1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...
Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы
В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...
Контроль и оценка уровня обученност учащихся по литературному чтению и математике
Контролируемый материал содержит: показатели обученности (учебные компетенции); характеристик цифровых оценок (отметок); функции, реализующие систему контроля и оценки уровня знаний и умений....
Статья "Определение способов контроля и оценки деятельности"
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучен...
Контроль и оценка результатов обучения в начальных классах
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения....
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута Федорова Ольга Юрьевна...
Дифференцированный подход к контролю и оценке учебной деятельности младших школьников.
Изменения в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельнос...