Системно-деятельностный подход в НОО
учебно-методический материал
Методический материал для школьного методического обьединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdp_malyhina.ppt | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности .
Цель обучения: Дать человеку умение действовать Формирование способа действий Методологическая основа стандартов нового поколения - Цель подхода: 1. воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, 2. развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. системно-деятельностный подход
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности . Именно в действии порождается знание.
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорило том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.
Первое преимущество Второе преимущество Универсальные учебные действия – это широкая ориентация учащихся в различных предметных областях познания и их мотивация к обучению Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся Системно-деятельностный подход
Дидактические принципы системно – деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Традиционный урок Современный урок 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Объяснение нового материала. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа. 7. Итог урока. 1. Самоопределение деятельности. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) 4. Открытие новых знаний. 5. Первичное закрепление. 6. Включение нового знания в систему знаний (повторение). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. 8. Рефлексия деятельности.
Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты
Интересный урок – это … «…когда на уроке учитель открывает тайну…» «… урок с творческим домашним заданием…» «…когда мы не сидим весь урок на месте…» «…когда нас распределяют по группам и мы сами выступаем у доски…» «…когда у нас проходят читательские конференции, и мы сами придумываем задания…»
Самоопределение деятельности. делать надо хочу
Структура урока Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1-2 минуты) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут) Постановка учебной задачи (4-5 минут) Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) Первичное закрепление (4-5 минут) Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (4-5 минут) Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – (2-3 минуты)
Реализовать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках помогает использование различных педагогических технологий. Технология проблемного обучения. Технология развивающего обучения. Технология личностно-ориентированного обучения. Информационная технология. Технология развития критического мышления. Игровые технологии. Проектное обучение.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информационные технологии позволяют ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Формы работы: презентации учителя, создание собственных презентаций; видеоуроки, прослушивание аудиозаписей; проверочные работы, тесты; использование интернет-ресурсов для подготовки проектов, домашних заданий.
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Основные приёмы данной технологии: выразительное чтение, инсценирование, этюд, ролевая игра. Драматизация (инсценирование) помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение школьников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отражённого в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Проектная деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формировать адекватную самооценку и, главное, интенсивно развиваться.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. – Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь. – Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»). Кто из ребят прав?
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. - Давайте начнём наш урок с этого упражнения. - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Игра-приветствие «Друг-какой… «Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!» Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».
ФРУКТОВЫЙ САД Тема «Деление с остатком» Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе -лимонное дерево. На яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах. Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
ФРУКТОВЫЙ САД
«ИНФО-УГАДАЙ-КА» Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. На уроке русского языка или литературного чтения учителем дается ряд вопросов , работа проводится в группах. - Предположите тему урока.
«ИНФО-УГАДАЙ-КА» Предположите тему урока. На доске слова: 1 столбик - мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш . - Выберите из карточек № 1 (существительное, прилагательное, глагол) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. - Выберите из карточек № 2 (без Ь, с Ь) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. - Выберите из карточек № 1 (жен. род, муж. род) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог: на доске появляется группа карточек сущ., без Ь, с Ь, жен. род и муж. род.. Формулируем тему.
МЕТОД «ИНФО-УГАДАЙКА» МЫШЬ ШАЛАШ СУЩ. М. Р. с Ь без Ь
МОЗГОВОЙ ШТУРМ 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы, фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика не допускается. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Проблема должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием является возможность многих вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
МЕТОД «КАРТИНА» «Правописание парных согласных в корне слова» Изготавливаются самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой части написано слово с пропущенной парной согласной.
Применяется на обобщающих уроках окружающего мира К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках технологии изготавливают блокноты, книги необычных форм. Задание: разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
МЕТОД «СИНКВЕЙН» имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы глагол глагол
СИНКВЕЙН Глагол. Важный, необходимый. Действует, изменяется, обозначает. Глаголом жги сердца людей! Знание.
В работе со словарными словами Ученик. Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет. Я хочу хорошо учиться. Школьник.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница» Лягушка Лупоглазая, толстая. Соображает, болтает, хвастает. Изобретает необыкновенный способ передвижения. Путешественница.
ДИАМАНТА Учитель. Талантливый, опытный. Учит, воспитывает, развивает. Школа, звонок, парта, знание. Запоминает, трудится, старается. Способный, трудолюбивый. Ученик.
МЕТОД «ИТОГОВЫЙ КРУГ» Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп по содержанию прочитанного, те, в свою очередь, отвечают.
РЕФЛЕКСИЯ Выбери любое предложение и продолжи: Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось … Сегодня я сумел… Мне было трудно выполнить…
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ «Четыре стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «возду»" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.
АМО: «За» и «Против» «ЗА» АМО Развивают коммуникативные умения и навыки учащихся Чувство успешности ученика делает процесс обучения более продуктивным Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания АМО дают возможность менять формы деятельности
АМО: «За» и «Против» «ПРОТИВ » Процесс обучения может превратиться в анархию, если учитель не владеет методиками интерактива Из-за эмоциональности детей на уроках создается рабочий шум Для некоторых детей работа в группе с использованием АМО – способ ничего не делать Увлечение АМ может увести от главного на уроке- получения знаний по конкретному вопросу
Педагог должен знать - принципиальные особенности конкретной образовательной технологии; - особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование УУД у учащихся с помощью конкретной образовательной технологии в соответствии с ФГОС НОО.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ учебные действия (УУД) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ
«Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни» Ш.А. Амонашвили
Заключение Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно . Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»
ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ПОДОШЛА К КОНЦУ….. БУДЕМ ДРУЖИТЬ ! тел. 8 960 1 06 35 56 Малыхина Светлана Александровна
ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ УМК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы творческой группы по теме "Системно-деятельностный подход"
план работы творческой группы по теме системно-деятельностного подхода МОУ "СОШ №8" города Усть-Илимска...
Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода
Материал поможет использовать системно-деятельностный подход в работе...
Системно - деятельностный подход при организации урока.
Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....