Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ
методическая разработка
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Александрова Тамара Дмитриевна – учитель МОУ «Изварская СОШ»
27 октября 2021 года
(1 слайд)
Тема:
«Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ»
(2 слайд)
Моё педагогическое кредо:
«Сначала любить, потом учить!»
(3 слайд)
С каждым годом в нашу школу приходит всё больше детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и с дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьёзной проблемой – ЗПР.
В прошлом учебном году я сделала очередной набор первоклассников, всего 7 человек. По результатам медицинского осмотра в детском саду один из них явно нуждался в помощи специалистов. Перед первым сентября ребёнку было 8 лет и 2 месяца. Следовательно, его с матерью администрация школы направила на ПМПС. Решение комиссии: обучение по адаптированной программе, вариант 7.2.
Под руководством завуча школы Н.В. Чвановой я разработала нужную программу. Так в моём классе началась работа по адаптированной программе и общеобразовательной одновременно.
Пять лет назад я прошла дистанционные курсы по теме: «Работа с детьми с ОВЗ». Но это была только теория. На практике всё оказалось гораздо сложнее. Поэтому мне приходилось много читать специальной литературы, обращаться за помощью к интернету.
(4 слайд)
Поставила перед собою цель:
создать условия для личностного развития ребёнка, коррекции имеющихся недостатков и успешной адаптации.
(5 слайд)
Задачи:
- 1) создать специальные социально-психологические условия ребёнку, имеющему проблемы в обучении;
- 2) систематически отслеживать динамику роста в процессе школьного обучения;
- 3) способствовать успешной адаптации в коллективе сверстников и социуме
Условия были созданы идеальные. Ребёнок посажен за первую парту, хотя рост его превышал всякие нормативы. Адаптация прошла успешно.
(6 слайд)
Выработала общие принципы и правила работы на уроке:
- применение индивидуального подхода
- использование разнообразных средств на уроке:
- - чередование умственной и практической деятельности;
- - преподнесение материала небольшими дозами;
- - использование красочной наглядности, ИКТ
- применение технологии педагогической поддержки:
- - поощрение за малейшие успехи; (в 1 кл. безоценочная система, высшая награда – аплодисменты)
- - своевременная и тактичная помощь;
- - развитие веры в собственные силы и возможности (ты сможешь, у тебя всё получится, я в тебя верю)
(7 слайд)
Методы, которые использую в работе с детьми:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- коммуникативный;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
- деятельностный подход
(8 слайд)
Приёмы обучения:
- игровые ситуации:
1) придумай слово из рассыпанных букв;
2) определи место звука «Где спрятался звук?»;
3) «Поможем Буратино найти ключик, решив примеры и задачи»;
4) найди ошибки в предложении, игра «Я — учитель»;
- использование сигнальных карточек (веер с буквами, веер с цифрами, смайлики, ламинированные карточки с маркером и резинкой);
- дифференцированные индивидуальные задания:
- Русский язык:
- 1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
- 2 группа учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
- 3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)
- Математика:
- 1 группа учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
- 2 группа учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
- 3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)
- Чтение:
- 1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
- 2 группа учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:
- - лягушка
- - кошка
- - мальчик
- (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
- 3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)
- задания на развитие мелкой моторики:
Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва.
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.
- здоровьесберегающие технологии (музыкальные физминутки, зарядка для глаз, правила посадки);
- использование ИКТ (презентации, видеофильмы, интерактивная доска)
(9 слайд)
Формы работы:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная
(10 слайд)
Работа с родителями обязательна:
- индивидуальное консультирование;
- подробное обсуждение общего состояния ребёнка;
- разъяснение конкретных мер помощи ребёнку с учётом структуры его дефекта;
- обсуждение проблем родителей и их отношение к трудностям
(11 слайд)
Главные требования к уроку по адаптированной программе и общеобразовательной:
- воздействие на все органы чувств;
- разнообразные виды деятельности;
- обращение к опыту ребенка;
- комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
- содружество учителя;
- задания малыми дозами;
- игра;
- чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность);
- предотвращение наступления утомляемости (физминутки, зрительная гимнастика)
(12 слайд)
У каждого из нас есть то, что мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир!
Деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами обеспечивают решение образовательных задач обучения детей по адаптированной программе в условиях образовательной школы.
(13 слайд)
Спасибо за внимание!
(14 слайд)
Информационные ресурсы:
- 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М, 2003
- 2. Фото из архива Александровой Т.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса
Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане ум...
Формы и методы работы в начальной школе.
В данном материале учитель отобразил формы и методы работы в начальной школе....
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Формы и методы работы с группами обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса
Методы организации образоватеольной деятельности. Методы стимулирования и мотивации. Методы создания ситуации успеха. Методы контроля и самоконтроля....
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...
Презентация к выступлению на семинаре заместителей директоров ОО Волосовского района по теме: "Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ"
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...
- Мне нравится (1)