Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
статья
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._razvitie_zritelno-prostranstvennogo_vospriyatiya_i.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительно-пространственного восприятия и
зрительно-моторных координаций
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. По данным Центра специального образования Самарской области в Центральном образовательном округе 28% детей дошкольного возраста имеют тяжелые нарушения речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи –выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Важно отметить, что эти же дети идут затем в первые классы массовых школ и встречаются с трудностями при обучении грамоте. Остаточные явления общего недоразвития речи влекут за собой специфические ошибки при письме и чтении, при решении примеров и задач. Эти проблемы происходят из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку.
Письмо – это сложный координационный навык, требующий сформированности зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.
Формирование зрительно-моторной координации у школьников возрастной нормы происходит в рамках онтогенеза, и к моменту поступления ребенка в школу, достигает достаточного уровня. Однако у детей, имеющих в анамнезе ОНР или ТНР, формирование зрительно-моторной координации происходит медленнее.
Таким образом, это, в свою очередь, приводит к нелепым ошибкам, которые ребенок допускает при списывании с доски, учебника, а также при решении математических задач.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен такжеи свободно ориентироваться впространстве, владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, чтению,рисованию и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Таким образом, для полноценного формирования у школьников зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки необходима целенаправленная систематическая работа.
Над данной проблемой я работаю на протяжении 5 лет. Была адаптирована и апробирована программа психомоторной коррекции для обучающихся 1-4 классов, которая прошла рецензирование в институте коррекционной педагогики ПГСГА деканом факультета к.п.н. Буковцовой Ниной Ивановной. В основе данной программы лежат рекомендации видных психологов, нейропсихологов, таких как Лев Семенович Выготский, А. Р. Лурия, М. М. Семаго и др. В процессе подготовки данной программы был систематизирован материал по групповой диагностике, который позволил точно оценить уровень развития таких важных для первоклассников функций как произвольное внимание, программирование и контроль деятельности, серийная организация движений (которая будет продемонстрирована на уроке в виде графического диктанта с продолжением по аналогии), слухо-речевая память, зрительныйгнозис (узнавание) и зрительно-пространственные функции (на уроке – это конструирование кораблика по образцу).
Программа психомоторной коррекции состоит из двух разделов:
1. формирование собственно-пространственных представлений, включающий в себя формирование представлений о собственном теле (Я, Я перед зеркалом, Я с закрытыми глазами), об объектах, расположенных в пространстве относительно тела (впереди, сзади, выше, ниже, ближе, дальше, слева, справа, сбоку – ориентировка на листе бумаги);
- формирование квазипространственных представлений (т.е. оречевление пространственно-временных отношений), включающий в себя формирование числовых, временных представлений (дни недели, месяцы, времена года, части суток, циферблат), сравнительных степеней прилагательных (добрый – злой, смелый – трусливый, быстро – медленно) и использование сложных речевых конструкций с учетом коммуникативной направленности.
Реализуя программу, во-первых, учитываю функциональную специализацию полушарий . То есть правое и левое полушария мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (или в силу врожденных свойств, или в силу воспитания) зависит его индивидуальность и особенности восприятия. То есть учитываю ведущий канал восприятия каждогоребенка.
Для этого используются приемы нейропсихологической коррекции, которые на деле оправдали свою развивающую значимость:
- на доске буквенными символами «Л» – «П» обозначены стороны (левая – правая)
- на парте у каждого ребенка символично обозначен ведущий канал восприятия (А-аудиал, В, К)
- на начальных этапах работы со схемой тела левая рука ребенка маркируется красной лентой (или браслетом из бисера), это своего рода ориентир для ребенка, что начинать письмо необходимо с левой стороны
- Для организации привлечения внимания использую сигнал (это может быть снежинка, звуковой сигнал и тому подобное).
- На сегодняшнем уроке я использовала глазо-двигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, являются профилактикой глазных заболеваний, а также повышают энергизацию организма.
- Использовала также упражнения на релаксацию организма («снеговик»), которое способствует расслаблению, снятию напряжения.
- В системе работаю над выполнением с детьми кинезиологических комплексов, которые способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, развивают память, внимание, речь, мышление, устраняют дислексию, дисграфию, а самое главное, синхронизируют работу полушарий головного мозга. Несколько из таких упражнений - «Колечко» и «крыша-ежик-замок» - дети выполняли на сегодняшнем уроке.
- На различных уроках я часто систематически применяю такой прием для развития зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия как рисование двумя руками одновременно.
Хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
- данные упражнения проводятся систематически, при этом я слежу за правильностью выполнения упражнения детьми;
- если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то эти упражнения провожу перед непосредственной работой детей;
- если дети выполняют какую-либо творческую деятельность, то нецелесообразно прерывать их данными упражнениями.
- Все методы и приемы нейропсихологической коррекции имеют кумулятивный (накопительный) эффект.
Традиционно для диагностики зрительно-пространственных функций используют методики, основанные на копировании или запоминании пространственно-ориентированных фигур, например, тест Рея-Тейлора. Я использую этот тест в развивающих целях: мы с детьми выкладываем фигуры по заданному образцу из палочек, кубиков Кооса, (используем плоскостной и объемный варианты).
Также мои дети выкладывают мозаичные узоры в соответствии с образцами, срисовывают изображения различных предметов или целые картины, таким образом, совершенствуя зрительно-моторную координацию, формируя умения точно воспроизводить графические образцы.
На уроках математики при счете активно используем математический счетовозик. После двухлетнего апробирования программы по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций (1-2 класс) произошли значительные улучшения у обучающихся моего класса. Это:
- Четкость и правильность исполнения инструкций при написании графических диктантов.
- Улучшение навыка письма: каллиграфия, уменьшение количества специфических оптико-кинетических ошибок, к которым относится зеркальное написание (З-Е, Э-С), и написание кинетически сходныхбукв (П-Т, К-Н, О-Е, Б-Д-В, З-В, Ш-И и т.д.).
- Улучшение качества чтения: беглость, осознанность, выразительность, правильность.
- При выполнении работ по математике обучающиеся могут четко записывать решение примеров в столбик, оформлять краткую запись при решении задач, осуществлять счетные операции. При этом все работы дети выполняют самостоятельно.
- При выполнении творческих работ отмечается качественность исполнения, как предметных изображений, так и композиционных сюжетов, фантазийных замыслов.
- Дети стали увереннее при достижении учебных целей, что говорит о сформированности навыка самоконтроля, волевых качеств, повышении учебной мотивации.
Таким образом, я считаю, что развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является непременным условием успешного обучения в школе.
Пронова Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений
Успеваемость для детей младшего школьного возраста - главный объективный и субъективный показатель их...
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста
Данные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма....
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста
Данные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма....
Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"
Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе. Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...
Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...
Развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно моторных координаций
В данной методической разработке представлен дидактический материал по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций....
Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"
В презентации представлены упражнения, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...