Формирование читательской компетенции у младших школьников.
статья (1 класс)
Выступление на МО с докладом "Формирование читательской компетенции у младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentsii.docx | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно оседала
в книге: племена, государства, исчезали, а книга оставалась…»
А.И. Герцен
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Цель работы учителя: разработать и совершенствовать формы, методы и приёмы, направленные на формирование читательской компетентности в учебное и внеурочное время, а также в кругу семьи.
Задачи:
1. Изменить отношение к чтению.
2. Развивать потребность в чтении.
3. Систематизировать социокультурное пространство чтения.
4.Создать базу эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся.
5. Стимулировать творчество детей
6.Используя различные методики, продиагностировать уровень сформированности читательской компетенции у учащихся.
Особенности формирования читательской компетентности
учащихся начальной школы
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.
Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – «малышки» они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
- подготовительный,
- начальный,
- основной,
- заключительный.
Они представлены в таблице.
Этапы читательской подготовки. | Класс |
Подготовительный. | 1 класс |
Начальный. | 2 класс |
Основной. | 3 класс |
Заключительный. | 4 класс |
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, учатся выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.
Этап | Круг чтения | Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности | Виды библиотечно-библиографической помощи | Основные понятия |
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й | - детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении; - равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве; - произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы. | - восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя; - ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух; - освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор; - узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей. | - книжная выставка - рекомендательный плакат | - рисунок; (иллюстрация), - обложка, - надписи, - страницы, - заглавие (книги, произведения), - фамилия автора; -понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник, - темы чтения, - книжная выставка. |
Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.
В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения использовались следующие виды упражнений и игр:
- упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко И.Т., игры «Успей запомнить за минуту», «Попугайчики»);
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя;
- упражнения на внимание (игры «Прыжки», «Первый и последний» и т. п.);
- заучивание четверостиший и мини-зарисовок;
- упражнения на логику, игры на составление слов со словами, незаконченными рассказами
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
- «игра в прятки»,
- «мнимое слово»,
- чтение за «диктором»,
- синхронное чтение «буксиром»;
- «подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогали различные средства обучения:
- наглядные пособия;
- демонстрационные картины;
- учебные таблицы,
- иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
- книги;
- электронные презентации.
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
- показ учащимся книги, которую предстоит читать;
- подготовка детей к восприятию избранного произведения;
- чтение учителем этого произведения вслух;
- чтение учащимися;
- рекомендации к самостоятельной работе дома.
Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждал у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).
Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении, обращалось внимание детей на то, что
- относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения;
- мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать.
Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух была названа беседой-дискуссией.
В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
С целью интенсификации бесед-дискуссий с учётом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приёмы инсценирования и устного словесного рисования.
В результате проведенной работы на подготовительном этапе удалось зафиксировать следующие результаты:
- оптимальный уровень усвоения первоклассниками содержания прослушанных на уроках внеклассного чтения произведений, о чем свидетельствовали: безошибочное воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам.
- интенсивно нарастающий интерес к самостоятельному чтению книг.
- незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого квалифицированного читателя.
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Рассмотрим, как изменилось содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.
Этап | Круг чтения | Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности | Виды библиотечно-библиографической помощи | Основные понятия |
Н А Ч А Л Ь Н Ы Й | - детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением; - дифференциация тематики чтения по жанрам; - произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов; - произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов. | ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения | - усложненный рекомендательный плакат; - книжная выставка – авторская и тематическая; - картотека обложек. | - название книги (заглавие, фамилия автора); - переплет, корешок; - оглавление (содержание); понятия, которые будут углубляться: - сборник – авторский и тематический, - темы чтения, - картотека, карточка (на книгу). |
Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находилась в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.
- оценивание результатов как в безотметочном варианте, так и с помощью отметок.
- подбор книг по теме.
На основании оценки полученных результатов второй год работы с детьми был посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.
Особое внимание уделялось развитию оперативной памяти. Это было связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
Формированию оптимальной скорости чтения способствовало применение приёма жужжащего чтения. Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.
Результаты, которые были получены к концу 2-го года обучения, оказались следующими:
- влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков;
- книги, прочитанные к урокам литературного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие);
- умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках литературного чтения.
Нет сомнения, что на читательскую подготовку второклассников большое влияние оказал достаточно простой способ совершенствования читательской активности – еженедельный просмотр учащимися выставки книг, прочитанных классом по теме предстоящего урока, а также определение содержания 2-3 абсолютно незнакомых детям книг с понятной им учебной целью. К концу года в классе выделились читатели-лидеры. Это были не только отличники, а просто весьма любознательные, наиболее развитые и бегло читающие дети.
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг будут обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их.
Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.
Этап | Круг чтения | Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности | Виды библиотечно-библиографической помощи | Основные понятия |
О С Н О В Н О Й | - русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения); -детский журнал, газета (по выбору учителя); вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран. | - ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью; - воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам; - освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы. | - рекомендательный список; - тематическая картотека. | - тема чтения, - книга, соответствующая теме, - книга, соответствующая личным возможностям, - титульный лист, - предисловие, - послесловие, - прикнижная аннотация. |
К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.
Заключительный этап (4 класс) – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор,-углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание должно быть направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем предметам, формировании потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Новыми формами работы должны стать:
- читательские проекты;
- диспуты;
- литературные праздники;
- встречи с интересными людьми,
- конкурсы сочинений на заданную тему
Интерактивные формы работы с детской книгой
Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе началось активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.
Большим праздником в классе стал День первой книги, когда дети прощались с Азбукой. Дети в подарок получили книги.
Большую роль в приобщении детей к книге сыграли библиотечные уроки. Баблиотекарь особое внимание уделила бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Дети с большим интересом выбирали ту книгу, которая им понравилась. Библиотекарь терпеливо объяснила всем детям, как читать книгу, как ее следует беречь и «лечить».
Со второго класса школьники ведут читательские дневники. В дневниках отмечали дату чтения, автора и название произведения, рассказывали о ком или о чем книга, что понравилось.
На уроках литературного чтения создавались проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играла «волшебная» книжка-игрушка. Особенно детям нравилось, когда книжка «приходила» на урок литературного чтения во время чтения сказок. Беседы-дискуссии учили детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который должен выразительно читать художественный текст.
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделялось словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использовались разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов вместе, используя для работы Интернет.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовались элементы драматизации. Предпринимались попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.
Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой: читательские конференции, выпуск литературной газеты, в которой дети стали помещать свои первые заметки и стихи.
Периодически дети посещают Юношескую библиотеку, где ещё раз знакомятся с работой библиотекаря, узнают новые «библиотечные» термины, записываются в библиотеку.
Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению
Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.
На консультации со школьным психологом (1 класс) родители получили рекомендации поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы родителям. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное, сохранится у человека на всю жизнь.
Диагностика и оценка читательской деятельности учащихся
Результатом приобщения учащихся к чтению является развитие их читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как читателю, к обществу как к носителю книжной культуры. Для того чтобы увидеть результат приобщения, необходимо подобрать диагностические материалы.
Качество чтения как ожидаемый образовательный результат представляет совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе как читателю, другим участникам образовательного процесса как читательскому сообществу, самому образовательному процессу как мотивирующему фактору чтения.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного или делового чтения.
Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, полученного в рамках отдельных учебных предметов посредством чтения.
Критерием приобщения т.е. принятие чтения как личностно-значимой ценности является приобщенность школьника к чтению - личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом. Критерии, проявления и показатели приобщенности:
Увлеченность чтением: школьник с желанием включается в различные проекты, связанные с чтением, с интересом выполняет учебные задания, связанные с чтением, продолжает читать вне рамок выполнения обязательных заданий (показатели: количество книг, проектов, творческих работ с опорой на книги; методики: оценка и самооценка)
Позитивное отношение: школьник, имея возможность выбора, предпочитает задания (проекты), связанные с чтением, позитивно воспринимает читающее сообщество, связывает свою успешность с качеством чтения (показатели: негативные или позитивные оценки; методика: оценочные и самооценочные высказывания)
Интегративный критерий приобщенности школьников к чтению: устойчивая позитивная динамика осознанного выбора школьником иерархически (с позиции социокультурной обусловленности) более ценных текстов для удовлетворения читательских потребностей. Результатом успешного объединения внешнего и внутреннего процессов приобщения является сформированная потребность в регулярном чтении, собственно, именно в этой потребности и будет находить свое отражение интегративный критерий приобщенности к чтению, формироваться контекст читательской деятельности.
Для диагностики личностных результатов я использовала методики группы А -массовые методики, демонстрирующие общие тенденции отношения к чтению в классе. Это методика Галактионовой Т.Г: «Читать –не читать», «Температура чтения», визуальный графический тест «Все дороги ведут к чтению». Для диагностики метапредметных результатов была использована методика «Читательский профиль», «Тематический Портфолио», измерители качества обучения Алексеевой М.Ю., для диагностики уровня сформированности навыков чтения была использована методика Ясюковой Л.А. Также для диагностики личностных результатов я использовала наблюдение, беседы с учащимися.
Заключение
Исходя из результатов диагностик можно заметить, что на протяжении всего действия образовательного проекта у учащихся происходит развитие всех групп умений, составляющих официальную грамотность в области чтения – читательскую компетентность. Обеспечивается это благодаря правильно выстроенному планированию работы и использованию системы измерителей, которая позволяет корректировать данную работу. Вместе с тем выявилась группа учащихся, которая всё ещё испытывает затруднения при анализе и синтезе произведений, при прогнозировании содержания текста и создания текста по заданной теме. На заключительном этапе проекта возможно применить для работы с этими учащимися теорию множественного интеллекта Гарднера Г. и подбирать задания в зависимости от типа интеллекта. Это «Послание для героя», «Волшебное дерево» и др. Больше применять творческих упражнений, использовать приёмы познавательной активности учащихся, в которых ученик будет создавать новые образы, прогнозировать возможные события произведения, дополнять характеристики, описания, менять что-либо в соответствии с творческим описанием. В 4 классе в планах организовать читательский проект «Книга на сцене» и проект «Читательские крестики-нолики». Это фестиваль школьных творческих коллективов, готовых представить воплощение темы чтения в разных сценических жанрах, и командная игра, которая позволяет получить эмоциональное удовольствие от чтения. Таким образом, проводимая мною работа по теме «Формирование читательской компетентности», даёт свои результаты. Мои ученики стараются уже самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, учатся высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развивается оперативная память и творческое мышление.
Методика №1 «Читать-не читать»
Цель: проверить отношение к чтению в целом, в классе.
Методика проведения: школьникам предлагается высказать свое мнение по поводу следующего утверждения: «Есть люди, которые любят читать, есть люди, которые не любят читать. Как тебе кажется, на кого из них ты больше похож и почему?» Ученики пишут ответ в свободной форме.
Категория Период | Ученики, которые любят читать. | Ученики, которые не любят читать |
Начало года | ||
Конец года |
Вывод: Как видно из результатов, в ходе проведённых мероприятий, интерес к чтению повысился, но на недостаточном уровне. В 4 классе будет продолжена работа по приобщению учащихся к чтению.
Методика № 2 «Температура чтения»
Цель: проверить отношение к чтению
Методика проведения: школьникам предлагается ответить на вопрос, какими словами можно охарактеризовать их отношение к чтению – «очень дружеское», «дружеское», «безразличное», «неприязненное», «враждебное». Вариант: графическое расположение ответа на оси термометра: 2 «очень дружеское», 1 «дружеское», 0 - «безразличное», -1 «неприязненное», -2 «враждебное»
Отношение к чтению | ФИ уч-ся | Количество |
Очень дружеское | ||
Дружеское | ||
Безразличное | ||
Неприязненное | ||
Враждебное |
Рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время.
Для того чтобы им воспользоваться, необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге.
Правило 1.
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2.
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3.
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4.
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5.
Приведенный ниже список книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.
Желаем вам успехов и приятного чтения!
1 класс
- В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. И другие.
- А. Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
- Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
- А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
- Э. Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
- Н. Носов. Живая шляпа. Фантазёры. Затейники.
- В. Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
- М. Пляцковский. Солнышко на память.
- М. Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок.
- В. Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
- Д. Биссет. Всё кувырком.
- Ф. Хитрук. Топтыжка.
- Г. Остер. Зарядка для хвоста.
- Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.
- Е. Чарушин. «Тюпа», «Томка и сорока».
- С. Михалков. Три поросенка.
- Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
- Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко.
- О. Фомин. Литературное чтение. Читаем летом. 1 класс.
Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется…).
Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем, как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок, или предложение из текста).
Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.
Учителям! Начните первый урок литературного чтения в новом учебном году с выставки, прочитанных летом книг, выставки рисунков, поделок, созданных учащимися. Предложите им распределить книги, рисунки, поделки по темам: о природе, о животных, о детях, сказки, рассказы и т.д. Помогите им составить рассказ о представленных ими на выставке «продуктах», пользуясь опорными словами и предложениями, или планом:
- Я прочитал (а) книгу (автор, название).
- В ней рассказывается о (природе, животных, детях).
- Особенно мне понравился (или запомнился) такой случай, герой….
- Я советовал (а) бы прочитать эту книгу (мальчикам, девочкам, всем).
2 класс
- Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
- С. Михалков. Праздник непослушания.
- С. Козлов. Трям! Здравствуйте!
- А. К. Вестли. Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик.
- Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья.
- М. Мокиенко. Как Бабя-Яги сказку спасли.
- Э. Шим. Лесные сказки.
- В. Постников. Карандаш и Самоделкин в стране пирамид.
- С. Могилевская. Марка страны Гонделупы.
- Э. Успенский. Школа клоунов.
- В. Голявкин. Боба и слон.
- О. Перовская. Ребята зверята.
- Э. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
- Б. Житков. Рассказы о животных.
- Б. Заходер. Остров Гдетотам.
- А. Милн. Вини-Пух и все-все-все.
- Н. Носов. Веселая семейка.
- А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
- Э. Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.
- В. Бианки. Первая охота. Лесные домишки. Чей нос лучше? Хвосты. Лупленый Бочок. Лесной колобок – Колючий бок. Паучок-пилот.
- А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
- Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Терёшечка. Гуси – Лебеди.
3 класс
- Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.
- А. Линдгрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена.
- С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения жёлтого чемоданчика.
- И. Акимушкин. Следы невиданных зверей.
- Д. Сабитова. Цирк в шкатулке.
- Т. Крюкова. Чудеса не понарошку.
- И. Токмакова. Маруся еще вернётся.
- Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.
- В. Голявкин. Мой добрый папа.
- В. Чаплина. Питомцы зоопарка.
- П. Ершов. Конёк-Горбунок.
- Б. Житков. Что бывало.
- С. Козлов. Ёжик в тумане.
- Т. Янсон. Муми-тролль и другие.
- Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома.
- В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.
- В. Дуров. Мои артисты. Мои звери.
- Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии.
- А. Чехов. Белолобый.
- Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
- С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах.
- Г. Черненко. Путешествие в страну роботов.
- Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова.
- В. Крапивин. Оруженосец Кашка.
- А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
4 класс
- Эдит Патту. Восток.
- В. Брагин. В стране дремучих трав.
- А. Усачёв. Великий могучий русский язык.
- С. Прокофьева. Тайна хрустального замка.
- Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
- К. Булычёв. Сто лет тому вперёд. Девочка с Земли. Тайна Третьей планеты.
- В. Крапивин. Мушкетёр и фея. Мальчик со шпагой.
- Ю. Ситников. Возвращение кота.
- Т. Ломбина. Дневник Пети Васина и Васи Петина.
- Р. Погодин. Дубравка.
- Д. Даррел. Зоопарк в моем багаже.
- В. Зарапин. Опыты на воздухе. Весёлые научны опыты для детей и взрослых.
- Л. Мальмузи. Неандертальский мальчик в школе и дома.
- Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
- В. Медведев. Баранкин! Будь человеком!
- С. Алексеев. Идёт война народная. Ради жизни на земле.
- Е. Велтистов. Приключения Электроника.
- Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес.
- Ю. Олеша. Три толстяка.
- Б. Зубков. Как построили небоскрёб. Из чего все машины сделаны?
- М. Константиновский. О том, как устроен атом. О том, как работает автор.
- Г. Шторм. Подвиги Святослава. На поле Куликовом.
- А. Пушкин. Руслан и Людмила.
- Ф. Зальтен. Бемби.
Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется…).
Предложите детям записать «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному произведению.
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте 3 объяснения, почему...? | Кто ? |
Выберите те вопросы, на которые вам хотелось бы ответить письменно. Напишите ответ на эти вопросы.
Воспользуйтесь для осмысления прочитанного текста «таблицей – синтезом».
Перед чтением текста ребятам можно предложите записать в первый столбик таблицы ключевые слова, словосочетания, которые, каким кажется будут опорными в тексте. Затем предлагается сделать записи во время чтения текста (выписать заинтересовавшие цитаты, слова, высказывания). После прочтения текста в третий столбик сделать собственные пояснения, размышления.
Ключевые слова (до прочтения текста | Выписки из текста (цитаты) | Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения). |
Можно предложить детям написать отзыв на книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо
Использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....
«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »
Обобщение педагогического опыта...
Статья "Формирование читательской компетенции у младшего школьника"
Как сформировать читательскую компетенцию у младшего школьника посредством технологии продуктивного чтения...
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
Методическая разработка «Литературная викторина как эффективный прием повышения читательской компетенции у младших школьников»
Сборник литературных викторин со 2 по 4 классы....