Аннотация к рабочей программе по литературному чтению
материал (2 класс)
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету "Литературное чтение" содержит следующие разделы: нормативные документы, учебники, цели и задачи, структура учебного предмета, общая трудоёмкость учебного предмета, основные образовательные технологии, результаты освоения учебного предмета, формы контроля, составитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie-2_klass.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей учебной программе «Литературное чтение. 2 класс»
УМК «Школа России»
Нормативно-правовые документы, учебники
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936).
3.ФГОС НОО
4.Примерные программы по учебным предметам общеобразовательных учреждений.
5.Авторская программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
6. Программа регионального компонента государственного стандарта начального общего образования Архангельской области. Авторы: Е.В.Михайленко, Г.В.Михеева. Архангельск,2006 г.
Обучение осуществляется с использованием учебной литературы:
Учебник. «Литературное чтение» 2 класс. В 2 ч. (сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская),
М.:Просвещение,2013.
Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч.ред. Э. И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников /Научн. ред. Э. И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е. В. Михайленко. ГАОУ «АО ИППК РО»,2011.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования;
- формирование у младших школьников начальные представления о самобытности и значимости культуры родного края, являющейся частью национальной культуры, используя потенциальные возможности региональной детской литературы.
Содержание регионального компонента направлено на решение следующих задач в обучении младших школьников:
- формировать начальные представления о самобытности культуры Русского Севера, являющейся частью национальной культуры;
-знакомить через региональную литературу с миром человеческих
отношений,
-формировать ценностные ориентиры школьников;
-расширять кругозор, знакомить учащихся с лучшими произведениями региональной детской литературы;
-воспитывать интерес к региональной детской литературе, потребность в чтении.
-расширение трудового опыта детей, их знаний о школах народного
прикладного искусства нашего края.
Задачи курса:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
- формирование начальных представлений о самобытности культуры Русского Севера, являющегося частью национальной культуры; знакомство через региональную литературу с миром человеческих отношений, формирование ценностных ориентиров школьников; расширение читательского кругозора, воспитание интереса к региональной детской литературе, потребность в чтении.
Структура учебного предмета
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира:
Вводный урок
Знакомство с учебником, условными обозначениями, словарём.
Самое великое чудо на свете
Книги из далёкого прошлого. Мы идём в библиотеку. Книги прочитанные летом, любимые книги. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А Толстого, С.Есенина.
Русские писатели
А.С.Пушкин. Стихи, «Сказка о рыбаке и рыбке».
И.А.Крылов. Басни.
Л.Н.Толстой. Рассказы.
О братьях наших меньших
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова, Рассказы о животных М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, Б.Житкова.
Научно-познавательный текст Н.Сладкова.
Из детских журналов
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую.
Зима
Лирические стихи И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два мороза». С.Михалков «Новогодняя быль». Стихи А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям
К.И.Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков, А.Л.Барто. Стихи. Н.Н.Носов. Рассказы.
Я и мои друзья
В.Берестов. Э.Мошковская.В.Лунин. Стихи.
Н.Булгаков,. Ю.Ермолаева. В.Осеева. Рассказы.
Люблю природу русскую.Весна
Весенние загадки. Лирические стихи Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку, и всерьёз
Стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красна шапочка».
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Э.Хогарт «Мафин и паук».
На уроках литературного чтения изучаются следующие темы по региональному содержанию: «Славные поморы», «Вырастешь большой, будешь хороший и баской», «Мой Север ,скупой чародей», «Смолоду сказками да песнями душу питаю», «И всему народному-раздолье! И всему душевному — простор!».
Общая трудоёмкость учебного предмета
Согласно учебному плану школы на изучение литературного чтения во 2 классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Основные образовательные технологии
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно-иллюстративное обучение, игровые технологии, групповые технологии, элементы опережающего обучения, проблемно-поисковые технологии, технология продуктивного чтения.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
-делить текст на части, озаглавливать части;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
-относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Формы контроля
Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого обучающегося, оценка осуществляется по следующим критериям:
беглость, правильность, осознанность, выразительность.
"5"- ставится, если выполнены все требования.
"4"-ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
"3"- ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
"2"- ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
"5"- твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
"3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
"2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
"5"- выполнены правильно все требования
"4"- не соблюдены 1-2 требования
"3"-допущены ошибки по трем требованиям
"2"- допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
"5" - выполнены все требования
"4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
"3" - допущены ошибки по двум требованиям
"2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
"5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
"4"-допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
"3"- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
"2"- не может передать содержание прочитанного.
Составитель: Колобова Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Аннотация прилагается.
Программа составлена на основе авторской программы Л.Ф Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение". 1-4 классы" (УМК "Школа России"). ...
Аннотация на рабочую программу по литературному чтению. 3 класс.
УМК "Школа России". Автор программы: Л.Ф. Климанова и др....
Аннотация к рабочей программе по литературному чтению (ФГОС НОО) УМК «Школа России»
Программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В...
Аннотация к рабочей программе по литературному чтению 3 класс
Аннотация к рабочей программе по литературному чтению 3 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...