Выступление на ШМО учителей начальных классов (январь 2022г.)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данном материале можно рассмотреть методические рекомендации по ведению предмета "Русский язык(родной язык)" и родная литература в школах, не только для начального общего образования , но и для среднего общего и основного общего образования. Даны рекомендации по часовой нагрузке, а также по нагрузке в каждом отдельном классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ 131 г.Карталы
Большинство родителей и учащихся во время введения данного предмета в программу задавались вопросом:
Что это за предмет?
Чем он отличается от предмета русский язык?
Какие существуют нормы ведения данного предмета?
Как распределять часы при составлении расписания и т.д?
Поработав над этой темой я нашла нормативные документы, которые регламентируют порядок проведения данного предмета.
Предлагаем пояснения по вопросу преподавания предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» на уровнях основного и среднего общего образования. Пакет нормативной правовой документации о введении родного (русского) языка и родной литературы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11. «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования». Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1). Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1). Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 6 декабря 2017 года № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации». Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 4 от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ». Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного». 3 августа 2018 года принят Федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ), в соответствии с которым статья 11 дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка». В часть 4 статьи 14 внесено следующее дополнение «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами». Часть 6 статьи 14 дополнена предложением следующего содержания: «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несо5 вершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования» (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ). Родной язык - язык из числа языков народов России, в том числе это и русский язык. Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального, основного и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение самостоятельных предметных областей «Русский язык и литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования), «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература» (уровень основного и среднего общего образования) с целью реализации в полном объёме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Ф3-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП). Напоминаем, что ПООП размещены на сайте www.fgosreestr.ru. Выбор языка - право родителей (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться этим правом, они должны подать письменное заявление на имя директора (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. Для организации обучения предмету «Родной язык (русский)» в школе должны быть созданы необходимые условия: разработана рабочая программа, подготовлены компетентные педагоги, определены учебные издания. Если все условия созданы, то предмет «Родной язык (русский)» вносится в учебный план и закрепляется локальным актом общеобразовательной организации. Если в одном классе выбирают несколько родных языков при наличии соответствующих условий, то обучение организуется по аналогии с иностранными языками - делением класса на подгруппы.
Методические рекомендации по изучению предметной области «Родной язык и родная литература»
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего (далее – НОО), основного общего (далее – ООО), среднего общего образования (далее – СОО) внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и родной литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский.
В соответствии со ФГОС НОО и ООО предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
ФГОС НОО содержит требования к предметным результатам освоения ООП на уровне образования и нормативно не определяет количество часов на изучение отдельных предметов, поэтому количество часов на изучение предметов образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы для достижения планируемых результатов.
ФГОС НОО устанавливает следующие требования к предметным результатам предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
Родной язык:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
С учетом того, что в большинстве общеобразовательных организаций занятия в начальной школе организованы в режиме пятидневной учебной недели, минимально необходимое количество часов на изучение предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском языке» составляет по 1 часу в неделю (по 34 часа в год) на уровне образования. Вышеуказанные предметы могут изучаться в течение одного года или большего количества лет (до 4), в объеме, устанавливаемом образовательной организацией самостоятельно.
Выбор класса(-ов) для изучения предметов образовательная организация определяет самостоятельно с учетом:
1) Достижения предметных результатов в соответствии с ФГОС;
2) Возможности использования соответствующего содержания предмета на уровне образования;
3) Наличия учебников, включенных в федеральный перечень;
4) Наличия рабочих программ по предметам «Русский родной язык», «Литературное чтение на русском языке».
Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык», «Литературное чтение на русском языке» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Обучение школьников организуется по учебникам, входящим в федеральный перечень. Актуальный федеральный перечень учебников размещен на сайте www.fpu.edu.ru
В классном журнале на предметы ««Русский родной язык», «Литературное чтение на русском языке» выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляются в соответствии локальными нормативными актами образовательной организации.
На уровне основного общего образования в предметной области «Родной язык и родная литература» учебный план в обязательном порядке должен содержать предметы «Русский родной язык» и «Русская родная литература».
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с ФГОС ООО должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Количество часов на изучение каждого предмета образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы для достижения планируемых результатов.
Количество часов на изучение предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском языке» не должно быть не менее 1 часа в неделю (по 34 часа в год) на уровне образования. Вышеуказанные предметы могут изучаться в течение одного года или нескольких лет. При наличии соответствующих возможностей количество часов на изучение предметов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Выбор класса(ов) для изучения предметов образовательная организация определяет самостоятельно аналогично действиям, описанным для уровня начального общего образования.
Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык», «Русская родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. На сайте www.fgosreestr.ru размещена примерная программа по предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31.01.2018 №2/18). Данная программа может быть использована в качестве основы для разработки рабочих программ по предмету «Русский родной язык».
В классном журнале на предметы «Русский родной язык», «Русская родная литература» выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляются в соответствии локальными нормативными актами образовательной организации.
ФГОС СОО в отличие от ФГОС НОО и ФГОС ООО указывает, что учебный план СОО должен предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", «Астрономия». Пунктом 18.3.1. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – приказ № 413) предметы "Русский язык", "Литература" включены в предметную область «Русский язык и литература», поэтому учебный план СОО должен содержать один предмет из предметной области «Родной язык и родная литература». Это может быть «Русский родной язык» или «Русская родная литература».
Пункт 9.2 приказа № 413 указывает, что «предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык", "Родная литература" (базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.»
Так ФГОС СОО нормативно не определяет количество часов на изучение предметов, то образовательная организация самостоятельно устанавливает количество часов, исходя из возможности достижения предметных результатов.
Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык» или «русская родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. Примерные программы по данным предметам на федеральном уровне не разработаны.
В классном журнале на изучаемый предмет выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной аттестации по предмету осуществляются в соответствии локальными нормативными актами образовательной организации.
Таким образом, в учебных планах НОО, ООО, СОО обязательно наличие предметных областей ««Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» и соответствующих предметов. За образовательными организациями сохраняется самостоятельность в определении количества часов на изучение предметов, выборе учебников, осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, использовании методов обучения и образовательных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....