«Взаимодействие с родителями по решению проблем школьной готовности и успешной адаптации ребенка»
статья (1 класс)

Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями по решению проблем школьной готовности и успешной адаптации ребенка»

 «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

 в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

 человеком станет сегодняшний малыш».

 /В. А. Сухомлинский/

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет.  Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые.

У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро?

 Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, считаю взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Хотя для ребенка – семья - первая школа воспитания – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

 I.  Проблема готовности к школьному обучению, формы и методы её решения.
           Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» . Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

       - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки ( родителей) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

1)  Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

Новый образовательный стандарт, по которому работают все образовательные учреждения, обозначен как общественный договор между школой, семьей и государством. Поэтому неудивительно, что семье, ее взаимодействию с учителями отводится в нем особая роль.

Между педагогом, ребенком и родителями, на мой взгляд, необходимо построить такую систему взаимоотношений, которая способствовала бы всестороннему развитию личности каждого ребенка, создавала бы условия для его саморазвития, самореализации, самоутверждения.

   Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

 К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, и др.

 К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы, консультации, «заочные» консультации (готовится ящик для вопросов родителей) .

 К наглядно-информационным формам относятся: записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.

Работа с родителями будущих первоклассников  начинается с начала учебного года ( с октября месяца). На первом собрании родители знакомятся с графиком работы на целый учебный год. По субботам проходят занятия с детьми и  отдельно с их родителями. На собраниях проводятся беседы на различные темы:

1) «У каждого - свой характер»: «Солнечные» дети, «Впечатлительные» дети, «Боязливые» дети, «Замкнутые» дети, «Слабые» дети, «Сверхаккуратные» дети, «Артистичные» дети, «Слабовольные» дети.

2) «Кризис семи лет». Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.

3) « Наказания и поощрения».  Семь правил для всех.

4) «Готовность к школьному обучению»:

1) Физическая готовность; 2) Эмоционально- волевая готовность; 3) Социально-психологическая готовность; 4) Интеллектуальная готовность

5) «Кто ваш ребенок?»

Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?

Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации детьми.

Тесты для родителей

1. “Мальчишки и девчонки?”

Каждый родитель или педагог может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны

2. “Кем вас считает ваш ребенок?”

Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться?

3. “Какой вы родитель?”

"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?"

4. “На что вы готовы ради ребенка?”

Тест дополнит представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

5. “Бабушки и дедушки глазами родителей?”

6. Рисуночный тест «Моя семья»

7. Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?"

 С поступлением в школу меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.

       Родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

  Таким образом, только активное сотрудничество в работе учителя и родителей может способствовать устранению различных нарушений в младшем школьном  возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Используемая литература:

1.  Акимова Г. Е. "Как помочь своему ребенку", Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.

3. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.

4.  http://referat.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Школьная готовность и успешность обучения

Критерии психологической готовности ребёнка к школе. Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника....

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка в новой школе.

Первокласснику всегда трудно адаптироваться в новой обстановке, и этому всегда сопуствует кризис 7 лет. Данный материал поможет родителям узнать как следует поддерживать ребенка в данной ситуации....

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка в новой школе.

С поступление ребенка в новое учебное заведение в его жизни происходит множество изменений, он должен приспособиться к новым условиям,  т.е. адаптироваться. В этом файле вы найдете всю необходиму...

Правила для родителей для успешной адаптации ребенка в школе

Даны краткие рекомендации для  успешной адаптации к школьной жизни...