Статья Вестник БГУ "Образование.Личность. Общество" по теме: АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
статья

Гуданцева Елена Григорьевна

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше время имеет необходимость в сохранении юных сотрудников, так как модернизация образования и современное формирование общества возможны только с заинтересованностью активных юных преподавателей, которые составят его будущее. Приходя работать в учебное заведения, выпускник педагогического вуза либо колледжа, приступает в своем ежедневном труде использовать знания и  умения, полученные  во время обучения.  Существует проблема того, как заинтересовать в образовательные учреждения  молодых педагогов, и как удержать их там. Процесс самореализации в учительской сфере начинается с приспособления  к труду в образовательной организации. Молодые педагоги зачастую сталкиваются с определенными трудностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_4.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше время имеет необходимость в сохранении юных сотрудников, так как модернизация образования и современное формирование общества возможны только с заинтересованностью активных юных преподавателей, которые составят его будущее. Приходя работать в учебное заведения, выпускник педагогического вуза либо колледжа, приступает в своем ежедневном труде использовать знания и  умения, полученные  во время обучения.  Существует проблема того, как заинтересовать в образовательные учреждения  молодых педагогов, и как удержать их там. Процесс самореализации в учительской сфере начинается с приспособления  к труду в образовательной организации. Молодые педагоги зачастую сталкиваются с определенными трудностями.

Прежний учащийся вуза вступает в новую просветительную область, старается найти подходящие формы взаимодействия с  администрацией образовательного учреждения, с сотрудниками, обучающимися и их родителями. Потребность сочетания профессионального и социального приспособления к среде считается сложной проблемой для молодого преподавателя. От успешности адаптации зависит останется ли юный педагог  в образовании, либо  найдет себя в иной  сфере деятельности. Согласно данному фактору изучение процессов адаптации, своевременное оказание   поддержки и помощи молодому педагогу становится важным вопросом для администрации образовательного учреждения.

Слово "адаптация" в первый раз был установлен Г. Аубертом в XIX веке. Оно произошло от позднелатинского "adaptatio" (приспособление)  и широко использовался  в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного действия индивидов в зоологии, развитие разных форм жизни.  Процесс адаптации в последующем сделался предметом исследования  многих наук, в том числе и психологии.

Специалисты по психологи определяют профессиональную адаптацию педагогов как процедуру вхождения в новую  трудовую обстановку, в которой человек и рабочая среда  оказывают большое влияние  друг на друга, тем самым формируя новую концепцию взаимодействий и взаимоотношений внутри группы. Юный специалист активно включается в систему профессиональных и общественно-психологических взаимоотношений внутри организации, координирует собственную персональную позицию с целями и задачами производства, усваивает новейшие нормы и ценности.  Для молодого работника немаловажно, чтобы его индивидуальные характерные черты отвечали тем организационным обстоятельствам, которые для него предполагаются на новом месте работы.

Исследование задач приспособления, в том числе высококлассной, нашло отображение в многочисленных изучениях, ровно как российских, так и иностранных экспертов, среди которых: А.Н. Жмыриков Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин,Г. Селье , К. А. Абульханова-Славская и др.

Остановимся наиболее детально на адаптации юных педагогов. Так как специальность преподавателя - это не только профессия, суть которой передавать познания, но и значимая миссия создания персоны, принятия  человека в коллективе. Проанализируем проблемы профессиональной адаптации молодых учителей, а также вероятные пути решения.

Каждый год во множествах школах, лицеях, гимназиях принимают   выпускников педагогических вузов. С вступлением в «новый» высокопрофессиональный мир юный педагог встречается с многочисленными проблемами, о которых, в промежуток преподавания предстоящей специальности никак не практиковался.

 Приступая  к работе,  большинство молодых педагогов имеют шанс  испытывать состояние, которое эксперты согласно психологии  предпологают  как «потрясение, спровоцированное  реальностью». Ведь в течении подросткового этапа, этапа  преподавания и изучения будущей профессией, люди зачастую имеют высокие ожидания в плане того, как станет совершенствоваться их  профессиональный путь. Однако уже  после завершения  преподавания  и начала работы молодой специалист осмысливает, что некоторые их надежды нереалистичны.

 Молодое поколение, в первый раз приступив к работе, одновременно столкнутся с большим количеством вопросов. Существенно изменяется вся их жизнедеятельность: распорядок дня, вид работы, круг обязательства, область общения. Безусловно, подобная обстановка является напряженной для молодого специалиста. Появляется множество проблем с адаптацией в новейших условиях.

Для того чтобы молодое поколение не испытывало эмоциональный дискомфорт, им необходимы помощь коллег, поддержка и понимание. Если   атмосфера в коллективе окажется благоприятной, если  доброжелательно отнесутся к юному специалисту, тем самым он быстрее  приспособится к  новых условиях, ведь главное условие , которое  дает возможность приспособиться  в новых условиях молодому специалисту, – это благоприятная  внутренняя атмосфера.

   Установлено то, что на профессиональное развитие личности оказывают решающее влияние первые годы  деятельности, которые могут определить всю последующую  карьеру профессионала, а в некоторой степени и судьбу.

   Оперативного решения требует вопрос предоставления образовательных организации молодыми, энергичными,  инициативными  педагогами. Выходом из создавшейся ситуации является утверждение молодого педагога  и формирование его профессионального самоопределения с помощью административного содействия преподавательской работы. Слово «содействие» применяется в значении «оказание поддержки, помощи кому-либо». Поэтому под управленческим содействием педагогическим сотрудникам образовательного института подразумевается система справедливо необходимой, адресной и целесообразной поддержки, оказываемой педагогическим сотрудникам со стороны администрации образовательного учреждения.

В ходе профессиональной адаптации молодым преподавателям необходимо изучать одновременно ряд профессиональных ролей и везде необходимо демонстрировать мастерство и компетентность, которых, к сожалению, большему числу так и не хватает.  

   Важным аспектом в работе с молодыми преподавателем является оказание методической помощи. Руководитель методического объединения учителей  проводит  собеседование с молодым педагогом. Записывает необходимые сведения о нем,  знакомит с методической темой учебного заведения, основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования и направлениями методической работы. Далее на каждого педагога создается карта наблюдений, в которой фиксируются итоги организации воспитательно-образовательного  процесса, ведется  работа по оформлению  портфолио начинающего педагога, где собирается материал по профессиональной деятельности.

      Необходимо  провести  анкетирование, целью установления   некоторых черт характера, педагогических стремлений, отношения к общественным и преподавательским действиям среди начинающих учителей, познакомить с методическим кабинетом, программно-методическим обеспечением, консультация по введению  документации, планированию и осуществлением в образовательном учреждении воспитательно-образовательного процесса.   

Методическую помощь необходимо проявить  в первоначальной стадии деятельности при подготовке и проведении коллективной  деятельности с детьми, обеспечить необходимыми демонстрационными материалами, наглядно-дидактическими. По взаимодействию с родителями, проявить поддержку присутствием руководителя методического  объединения  на первых родительских собраниях, способствовать  с подбором  тем.

  Молодой педагог чувствует потребность  в своевременной положительной оценке своего труда.  Увидев  достижения, руководство образовательного учреждения подмечает   вслух на педагогических советах, консультациях о его эффективной педагогической деятельности. Ведь похвала  повышает, активизирует не только душевное состояние, но и  вселяет уверенность, увеличивает интерес к дальнейшему труду..

    Значительная важность в увеличении профессионализма молодых преподавателей отводится самообразованию. Фактическая работа демонстрирует недостаток  навыка,  заставляет  новичка работать над самообразованием. План включает в себя: изучение  литературы, современного навыка, список фактических событий по оснащению   развивающей наглядно – пространственной сферы, картотек, пособий, также др.  На основе возникнувших вопросов  каждый молодой педагог устанавливает для себя тему, над клтлрой он будет  работать. В случае потребности, методическая поддержка образовательного учреждения помогает юному педагогу в подборе темы по самообразованию. Уже после чего молодым педагогом  составляется план работы. В течении года  молодые педагоги делятся с коллегами на консультациях, планерных часах о современных методах, продуктивных формах работы.

    В  практике широко используется  форма работы методической деятельности как открытые просмотры.  Они представляют вероятность  всем увидеть, как работают коллеги, использовать   их  благоприятный опыт, осознать личные недочеты. Кроме этого, молодое поколение учатся проводить анализ характерных черт образовательного процесса , а также уроков либо досуговой деятельности.

   Открытые просмотры в школе  организуются ровно как стажистами,  так и молодыми преподавателями, работавшими один-два года.

 Использование комплексного расклада  по увеличению подготовленности юных педагогов, выстроенная система    методического сопровождения дает вероятность им стремительными темпами адаптироваться  в образовательном учреждении, устранить период нерешительности в собственных силах, нормализовать  связь со всеми участниками педагогического процесса, создавать мотивацию к дальнейшему   самообразованию, обнаружить собственную индивидуальность.

   Найти решение по адаптации молодых педагогов поможет создание концепции наставничества.  Это  необходимое приобретение для учебного заведения, так как результативность преподавательская работа достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» собственный кадровый состав. Шефство  в современной школе занимает особое место.  Это не просто модный тренд, а существенная составная обратной практики, развивающего и молодого педагога и наставника, его сопутствующего.  Именно наставник установит проблемы, трудности, неудачи молодого педагога, определит совместную программу работы. Непосредственно он  даст поддержку в составлении календарно - тематического планирования по предмету, грамотно  сориентирует в потоке методической информации, расскажет  о структуре современного урока, о его конструировании, сумеет посодействовать  в оформлении учебного кабинета, сможет помочь при проведении внеклассной воспитательной работы и так далее. Наставничество - это непрерывный диалог, взаимосвязь. Оно содействует продвижению молодых работников.

Таким образом, процедура формирования мастерства  имеет необходимость в опытном  научно- методическом сопровождении. Для благополучности процесса адаптации нужны соответствующие условия: благоприятный социально – психологический климат педагогического коллектива; интерес к делам также проблемам молодого профессионала, создание системы стимулирования начинающего педагога с целью укрепления его в образовательной организации.

   В педагогике и психологии признанно то, что более трудным и более важным для достижения профессионального успеха считается стадия профессиональной адаптации. М.М. Рубинштейн писал, что во «время великого устремления к новейшим формам жизни необходимо особое внимание обратить на школу и в ней на учителя», поскольку «новые методы и программы быстро захиреют[1] в мертвых рутинных руках» и «новая школа-это, прежде всего новый педагог».

 Как правило, в преподавательской специальности, остаются люди, научившиеся получать удовольствие не только от результатов, но и от учительского взаимодействия. Если молодого преподавателя никак ни как не устрашат  конкретные проблемы данного этапа, и он довольно быстро сумеет переключиться на следующие уровни личностно-профессионального развития,  получит навык  творческой профессиональной самореализации, довольно быстро сумеет переключиться на следующие уровни личностно-профессионального развития приобретет опыт успешного педагогического взаимодействия со всеми субъектами общего процесса и выделит собственные  сильные профессиональные качества, помогающие сформулировать  индивидуальный стиль преподавательской работы , то в таком случае высока вероятность, что он останется в специальности, станет стремиться к профессиональному мастерству, и чувствовать удовольствие собой ровно как специалистом.


Литература

  1. Котова С.А. « Адаптация в должности и освоение профессии учителя»//Народное образование. № 8, 2010, с.124.
  2. Щербаков А. «Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте»// Народное образование. № 6, 2009. С. 133
  3.  Агранович М., Зайцева О., Ермачкова Ю. Российское образование в контексте международных индикаторов. Школьный учитель: образование, нагрузка, зарплата // Аналитический доклад, 2014. С. 7-10.

4.   Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя» // Народное образование. № 8, 2010. С. 124-125.

 5.  Щербаков А. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте // Народное образование. № 6, 2009. С. 129.

6.  Агапова Е. Н., Трапицин С. Ю. «Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя» // Universum: Вестник Герценовского университета, 2013. № 3. С. 41


[1] Захиреют-заглохнуть, перестать развиваться, угаснуть, потерять силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы в работе педагога с одарёнными детьми

Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, так...

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Актуальные проблемы адаптации школьников

Материал может быть использован для подготовки педагогического совета по проблемам адаптации школьников...

Статья на онлайн-конференцию "Молодые педагоги". Тема: "Тайм-менеджмент в работе молодого педагога"

Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интере...

Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Выступление на  районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»...

Наставничество - одна из форм успешной адаптации молодых педагогов

В материале представлены цель наставничества, формы и методы работы....

Проблемы молодого педагога (на примере учителя агнгл. яз.)

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкивается молодой педагог, а именно учитель английского языка. Предагаются способы их решения. Приводятся примеры из собственного опыта. Выбрав будущую профес...