Обобщение опыта
статья
Обобщение опыта учителя начальных классов Албеговой Ф.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albegova_f.v.doc | 241.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Саламгери Кокаева с. Хумалаг» Правобережного района Республики Северная Осетия- Алания
Обобщение опыта учителя начальных классов
Албеговой Фатимы Владимировны
МБОУ СОШ с. Хумалаг
2021 год
Содержание
Введение…………………………………………..2
Слово о педагоге………………………………….5
Обобщение опыта работы…..……………………6
Методы и приёмы работы………………………..9
Выводы……………………………………………16
Приложение………………………………………18
Литература……………………………………..…20
Аннотация
Думаю, что каждый учитель, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и точно ответить на вопрос: каким ему представляется ребенок – человеком, который выполняет,
не задумываясь, требования взрослых, или личностью, способной принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Я – за ученика думающего, целеустремленного, творческого.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Оно предполагает свободное развитие личности. Дети, особенно младшего школьного возраста, «дышат» воздухом творчества: они хотят рисовать, петь, сочинять. Учить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, свободно фантазировать и мыслить нужно начинать как можно раньше.
В младшем школьном возрасте закладываются психологические основы творческой деятельности; развиваются воображение, фантазия, творческое мышление; воспитываются любознательность, самостоятельность, инициатива, активность; формируются умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; начинают складываться интересы, склонности; формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.
Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога.
Ведь все радости начинаются с творчества. У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Когда учитель во главу угла ставит развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в каждом ребенке интерес, научит чувствовать, переживать.
Актуальность
В настоящее время отсутствие традиций семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится все меньше, наблюдается спад читательского интереса. Изменить ситуацию, способствовать развитию творческих способностей детей я стремлюсь через использование нестандартных подходов при организации и проведении уроков литературного чтения, так как, на мой взгляд, они наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребенка.
Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Современное общество нуждается в неординарных личностях, 2 ответственных, способных креативно мыслить, творить, принимать решения. Это значит, что особое внимание на уроках следует уделять развитию творческих способностей учащихся.
Цель учителя - создание оптимальных условий для развития в учениках творческой личности, испытывающей удовлетворение от умственной работы, процесса мышления, творчества, решения нестандартных задач; выявление возможностей развития творческих способностей младших школьников через использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения; применение эффективных методов и приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Слово о педагоге
Албегова Фатима Владимировна в 1982 году окончила Орджоникидзевское педагогическое училище №1 по специальности – «Учитель начальных классов ». В 1992 году заочно окончила Северо–Осетинский Государственный университет по специальности «Географ,эколог». С 1982 года работает в МБОУ СОШ с. Хумалаг учителем начальных классов. Педагогический стаж-30 лет. В 2016 году присвоена высшая квалификационная категория.
Постоянно работает над повышением профессионального уровня, изучает современную педагогическую и методическую литературу, систематически проходит дистанционные курсы, конкурсы для педагогов. Проводит внеклассные мероприятия, способствующие формированию положительной учебной мотивации.
Главной задачей считает создание в классе единого коллектива детей и родителей. По мнению Фатимы Владимировны, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.
Передовой педагогический опыт по теме «», представленный Албеговой Фатимой Владимировной, подлежит диссеминации среди учителей начальных классов РСО-Алания.
Старший преподаватель кафедры ДиНО Солончук Л.В.
Научно – методическое обоснование
Проблемой творчества занимались многие исследователи, среди них Л.С. Выготский, который утверждал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» . Л. С. Выготский возражал против того, что творчеством могут заниматься лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» . Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.
Под творческими способностями понимают комплексные возможности ребенка совершать действия, направленные на создание новых образовательных продуктов. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности.
Следовательно, творческую деятельность школьников составляют следующие компоненты: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.
Ведущая идея опыта
Процесс развития творческих способностей младших школьников происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.
Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.
Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: - замечать любые творческие проявления учеников;
- развивать творческое мышление детей и способность к решению проблем;
- формировать инициативную позицию;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества;
- формировать развитое воображение и восприятие;
- развивать любознательность, самостоятельность.
Сущность опыта
Одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Эффективной организации творческой работы на уроках литературного чтения способствуют:
Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал.
Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат в ученическом коллективе, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъем послужат гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь учителя. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он это может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня его сложности.
Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.
Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
Этапы работы
Первый этап – это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение.
Предпосылки творческой деятельности школьников формирую на уроках литературного чтения путем использования различных языковых игр (Приложение 1), игр на развитие творческого воображения (Приложение 2), психологических игр (Приложение 3), литературных игр (Приложение 4). Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться .
Второй этап – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. (Приложение 5).
Третий этап – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Исполнительская деятельность может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.
Предлагаю детям также интеллектуально-творческие задания (Приложение 6). Подобные упражнения развивают артистизм, являясь своеобразной школой театрального и игрового искусства. Изображая явления природы, растения, животных и т. п., дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление и фантазия.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить различные методы и приемы обучения, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие их творческих способностей на уроках литературного чтения, которые дают возможность каждому ребенку проявить себя.
В своей практике я применяю: творческие пересказы; работу с иллюстрациями; словесное и графическое рисование; драматизацию; создание диафильмов; стихосложение; устные рассказы и сказки.
Творческие пересказы. Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребенка, для творчества, как для создания нового. К тому же, это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формирование коммуникативных умений и навыков. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Использую на уроках литературного чтения следующие варианты творческих пересказов:
- пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это пересказ в третьем лице, если
в оригинале повествование ведется от первого лица);
- пересказ от лица одного из персонажей: для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами,
дать оценку герою с позиции его возраста и социального положения;
- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями; описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста;
- продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.
Дополнять текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным,но взятыми
из жизни или других источников. Творческие дополнения могут быть точными лишь в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев.
На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:
Перескажите сказку от своего имени.
Перескажите легенду от первого лица.
Перескажите данную историю от имени писателя.
Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».
Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?
Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному.
Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют формированию ораторского мастерства.
Словесное рисование. Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. У учеников начальных классов необходимо целенаправленно развивать следующие умения: воплощать в слове продукты фантазии и творчества; использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; устно словесно описывать предмет.
На практике использую систему заданий по словесному рисованию (Приложение 7).
При обучении детей словесному рисованию придерживаюсь следующей последовательности:
- Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования. - «Рисуется» место, где происходит событие.
- Изображаются действующие лица.
- Добавляются необходимые детали.
- «Разукрашивается» контурный рисунок.
Дети при работе пользуются памяткой «Словесное рисование» (Прил. 8).
Словесное и графическое рисование. Использование словесного и графического рисования на уроках помогают мне интереснее организовать учебную деятельность школьников и стимулировать их творческое развитие. Дети выполняют следующие задания:
- Устно опишите своего любимого сказочного героя.
- Создайте рисунки к сказке в последовательности ее изложения.
- Проиллюстрируйте самый смешной эпизод рассказа.
- Сделайте рисунки к стихотворению.
- Опишите словами ваш любимый цветок, нарисуйте его.
- Изобразите словами самый интересный эпизод произведения.
Драматизация. Знакомство детей с драматизацией начинаю с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д. Перевоплощаясь в героев художественных произведений, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Они могут быть и актерами и зрителями.
При использовании драматизации придерживаемся следующих правил:
Совместно с учениками ставим цели: для чего использовать этот прием обучения.
Соблюдаем общую последовательность работы:
а) восприятие материала, который предстоит драматизировать;
б) определение исполнительных задач, которые обусловливаются идеей авторского замысла;
в) выбор выразительных средств для осуществления намеченных задач;
г) пробная драматизация наиболее существенных или трудных для исполнения моментов;
д) анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи литературного источника и общей выразительности;
е) заключительный показ;
ж) подведение итогов проделанной работы и оценка ее результатов.
Для повышения качества драматического воплощения литературного источника, где только можно, применяем иллюстрированный материал.
Распределение ролей проводим после тщательного разбора произведения, перед завершающим этапом инсценирования.
Считаю необходимым воспитывать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения. Использую установки типа: «Представь себе, что это случилось с тобой» и т.п.
Реквизит применяю умеренно, каждый раз, ясно осознавая цель использования любой детали декорации, костюма.
В процессе драматизации выступаю не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности
Формы драматизаций, используемые мною на уроках: костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; музыкальные инсценировки сказок и рассказов; спектакли по собственным сценариям;
Работа с иллюстрациями. Иллюстрация – изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Рассматривание книжных иллюстраций важно при изучении литературных произведений. Оно может быть организовано перед чтением, по ходу и по окончанию чтения. При работе над художественным произведением и иллюстрацией организую следующую работу:
- нахождение в тексте отрывка, который соответствует иллюстрации;
- нахождение в тексте предложения-заголовка к иллюстрации;
- самостоятельный подбор подписи к иллюстрации;
- сравнение и сопоставление эпизода, изображенного в тексте и на иллюстрации;
- сравнение иллюстраций к одному произведению разных художников;
- пересказ по иллюстрации соответствующего эпизода произведения;
- составление рассказа по иллюстрации.
При работе над портретом героя задаю детям вопросы:
- Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили?
- Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались?
- Как передал художник черты характера героя?
- Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили? Создание диафильма. Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами. Это коллективная творческая работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним.
При создании диафильма работу провожу в следующей последовательности:
- первичное знакомство с текстом;
- анализ произведения;
- вторичное чтение текста;
- анализ текста по вопросам, способствующим творческой работе по созданию диафильма:
а) определите характер прочитанного произведения;
б) разделите текст на части, укажите их количество, составьте диафильм к первой части;
в) дайте характеристику этим кадрам (Какие они?)
г) мысленно представьте картинку к каждому кадру и нарисуйте ее устно;
д) изобразите ее графически;
е) сделайте титры к кадрам (выберите из текста);
ж) дома графически нарисуйте кадры к диафильму, подпишите их.
На уроках ученикам предлагаю различные задания:
- Какие картинки можно нарисовать к сказке? Нарисуйте их и подпишите словами из сказки.
- Создайте к рассказу рисунки в такой последовательности, чтобы получился диафильм. К кадрам диафильма подберите слова из текста.
- Устно опишите рисунки к стихотворению. Найдите в нем строчки, которыми можно подписать ваши рисунки.
Создавая диафильмы, дети упражняются в умении отбирать материал и строить рассказ, пусть и графический, в определенной композиционной форме; учатся обдумывать одновременно несколько минисюжетов и располагать их в соответствующей произведению последовательности.
Устные рассказы и сказки. При сочинении рассказов и сказок у детей формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно. Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного – один из путей развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Ученики знакомятся с художественными произведениями, которые служат для них образцом правильной речи, а также позволяют свободно высказывать свое мнение при анализе текста, оценке поступков героя, предоставляют возможность проявлять и развивать свои творческие способности, одновременно расширяя представление об окружающем мире и совершенствуя культуру речи .
Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения использую приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников» (Приложение 9), а также предлагаю детям в помощь памятку «Я сочиняю сказку» (Приложение 10). Стихосложение. Система работы по развитию умения слагать стихи включает следующие виды практических заданий:
- наблюдение рифмы в стихотворном произведении;
- подбор слов, рифмующихся с предложенными словами;
- дополнение слов в неполном четверостишии;
- дополнение фраз рифмующимся словом;
- буриме.
Для стимулирования интереса детей использую следующие задания:
- Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова;
- Игра «Придумай рифму»;
- Подберите вместо многоточий слова;
- Продолжите стихотворение сами (Приложение 11);
- Придумайте свои небылицы;
- Попробуйте сами сочинить стихотворение про осень (росинку и т. д.);
- Сочините стихотворение на выбранную вами тему.
Вся работа проводится добровольно. Важно предоставить ученикам возможность для свободного творчества, но вместе с этим доказать, что первые пришедшие на ум рифмованные строчки еще не являются стихотворением. Необходимо несколько раз вдумчиво прочитать строчку и, если потребуется, переделать ее, учитывая не только рифму, но и содержание.
На первых этапах работа бывает коллективной, далее – групповой или в парах. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать, но таланты каждого ребенка можно развивать. Даже не умеющий читать ребенок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актерские способности.
При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста я использую следующие приемы «творческого введения» в тему: фантазирование; притча, сказка, метафора; высказывания известных людей, афоризмы; проблемный вопрос; творческая разминка; творческая головоломка, прием ассоциации. Например, в процессе знакомства со стихотворением Э. Успенского «Разгром» ученики должны перечислить ассоциации, которые вызывает у них слово «разгром» и лишь после этого читать произведение. Ассоциации записываются на доске:
беспорядок, неуютно;
разрушение, поражение;
непорядок, ералаш, кавардак, хаос, тарарам.
Организуется беседа по вопросам: Почему стихотворение «Разгром» так называется? Предположите, о чем будет идти речь в произведении с таким названием? Прием ассоциации развивает воображение, создает условия для активной познавательной деятельности, способствует развитию речи учащихся при условии, что учитель постоянно следит за логикой построения предложений, правильностью произношения слов.
Предупредить возможные ошибки в ходе первичного чтения текста, развить у школьников свой взгляд на повседневные вещи и привычные задачи, расширить кругозор помогает использование приема «Чтение с пометками». В процессе чтения ученики не просто осмысливают содержание текста, но и выделяют то, что является для них новым и интересным. Для этого используются условные обозначения: «+» – я это знал; «–» – это новое для меня; « ! » – я удивлен. Прежде чем поставить тот или иной значок, школьник задумывается, перечитывает текст, решает, какой знак в данном случае уместен. Это задание максимально стимулирует умственное развитие ребенка, обеспечивает процесс познания, развивает рефлексивные способности.
На уроках литературного чтения дети учатся устанавливать смысловые связи между событиями, понимать мотивы поступков героев, давать личную оценку поведению персонажей прочитанных произведений. В этом плане полезен прием обучения
«Чтение с остановками». (Приложение 12). Текст читается по частям, проводится анализ каждой из них. Отвечая на вопросы, дети рассказывают о своих чувствах, ожиданиях, о том, что из сказанного ими подтвердилось, а что – нет. Использование этого приема помогает развивать у детей способность видеть многоплановость содержания произведения, формирует жизненную позицию каждого из них; активизирует школьников на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование личностного роста.
«Чтение с остановками» активизирует всех детей, даже тех, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Школьники учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога они овладевают определенным объемом знаний, оценивают поступки героев, осознают сложность построения взаимоотношений между людьми; учатся выбирать оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации.
Интересно организовать работу с текстом позволяет также прием «Перепутанные логические цепочки». Детям предлагаются утверждения, среди которых есть правильные и неправильные. Ученики работают индивидуально, обозначают перепутанные цепочки, затем обсуждают в паре или группе. Этот прием хорошо использовать на этапе рефлексии.
Использование пословиц на уроках чтения способствует индивидуальнотворческому развитию детей, развитию творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств. (Приложение 13).
Развитию творческих способностей детей способствует также использование при анализе литературного произведения приема «творческое исследование произведений» с применением эмоционально-оценочной лексики (Приложение 14). Например, при проведении урока-семинара «Творческий проект Сергея Михалкова», учащиеся работают в группах, каждой из которых предоставлено индивидуальное задание:
- «Я чувствую» (Какие чувства вызывают стихи С. Михалкова?)
- «Я думаю» (Что вы думаете о поэте и его героях?)
- «Я оцениваю» (Как можно оценить и имеем ли мы право оценивать поэта и его героев?)
- «Я творю» (Сочинение собственных стихов о поэте)
Таким образом, интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие упражнения творческого характера дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребенка к учебному предмету [18, с.67].
Результативность и эффективность
Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес , выделены критерии уровня развития творческих способностей младших школьников (Приложение 15). Охарактеризованы уровни развития творческих способностей в соответствии с критериями (Приложение 16). Подобраны средства диагностики (Приложение 17). Результаты, полученные после проведения диагностики (Приложение 18), показали, что благодаря использованию на уроках литературного чтения творческих заданий, количество детей с низким уровнем развития творческих способностей уменьшилось, а количество детей с высоким уровнем увеличилось. Работа по развитию творческих способностей детей на уроках литературного чтения проводилась мною на протяжении нескольких лет. Сравнивая результаты, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей у детей в третьем классе, в отличие от второго класса.
Приемы обучения, используемые в работе, дают положительные результаты:
у многих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать;
научились понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;
при выполнении творческих работ, учащиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы; представлять, воссоздавать в воображении прочитанное; словесно оформлять возникшее представление; читать реплику, выражать в ней особенности характера и настроения персонажа;
у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации;
после использования на уроках литературного чтения творческих заданий у учащихся повысились: интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Уроки литературного чтения стали для детей более информативными. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.
Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают активное участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Правильно подобранные методы и приемы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого воображения и мышления детей. Примеры тому – загадки, сказки, стихи, сочиненные детьми, их творческие работы. Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствовало эффективному развитию творческих способностей, обогащению внутреннего мира детей, повышению их самооценки, открыло возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге я считаю, приведет к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.
Заключение
Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество мы обязательно приблизимся к сердцу ребенка. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям. Уроки чтения являются самыми благоприятными уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера. Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее, ребят нужно мотивировать и заинтересовывать.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.
Приложение 1
Игры со словами
«С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного слова. Например: «искорка» – игра, сила, красота, очарование, радость, конкурс, аккуратность.
Игра-аукцион в «весенние», «осенние», «летние», «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону.
«Составь словарик» печального (веселого, пластилинового, стеклянного, глиняного) человека. Можно предложить детям составить словарик мамы; папы, продавца, доктора, повара, сторожа и т. д.
«Хвосты». Подобрать слова к их «хвостам» (окончаниям слов). Например: ...чка – птичка, ...еть – лететь и т. д.
«Слово на схеме». Составить слово по заданной схеме. Например: Б... (белка, буква, баран, балка, банан...). Ст.. (стол, стул, стоп, стог, стая, стоп...). .ы... (рысь, дыра, лыко, мыло, пыль...). ..а...а (малина, калина, ракета...).
«Точка зрения». Рассказать, что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница.
«Чем похожи и чем отличаются?», например: слова: снег и снежинки; мороз и морозец, весельчак и веселый.
«Пары слов». Это первые шаги ребенка к стихосложению. Детям предлагается подобрать пары слов, у которых последние 2-3 буквы одинаковые. Например: роса – коса, трава – дрова, почки – кочки, ель – трель, врач – грач.
Приложение 2
Игры для развития творческого воображения
№ | Название игры | Содержание игры |
1 | «Камушки на берегу» | – Пошел волшебник по берегу, увидев камушки, превратил их в ... |
2 | «На что это похоже?» | Называются разные предметы, например: настольная лампа похожа на … (гриб); швейная машина – на .., капли дождя – на... |
3 | «Кто без кого не может быть?» | Водитель – без …, учитель – без ...., врач – без ... и т. д. |
4 | «О чем думает?..» | Старик, глядя из окна... Новорожденный на руках... Воробей зимой... Свинка в панаме... |
5 | «Чем похожи?» | Сухость и сырость Блеск и тень Дерево у дороги и цветок |
6 | «Что общего и различного?» | У лысины и коленки У беды и горя У лжи и ошибки |
7 | «Конкурс переводчиков» | С литературного языка на «уличный» С «уличного», разговорного – на литературный С языка кошки (собаки) на человеческий язык |
8 | «Продолжи предложение» | «Хорошая жизнь – это...» «Если бы я был волшебником, я бы...» «Когда я смотрю на себя в зеркало, то...» «Я знаю, что добро и зло...» |
9 | «Продолжи историю» | – Однажды маленький мальчик (очень добрый) шел по дороге и смотрел под ноги, чтобы ничего не раздавить, и нашел монету волшебника. Если бы ты был этим мальчиком, что бы ты сделал, когда монета очутилась бы у тебя в кармане? |
10 | «Продолжи историю» | Дети называют как можно больше слов на разные темы: зимние, осенние, весенние, летние, ночные, праздничные, новогодние, грустные, веселые и т. д. |
Приложение 3
Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения
«Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – «зеркало», другой – его «отражение», он копирует как можно точнее все движения партнера: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется, огорчается и т. п. Если кто-то ошибается или засмеется, получает штрафное очко.
«Пишущая машинка». Каждому играющему присваивается название какой-либо буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По сигналу дети начинают «печать»: первая «буква» слова называет себя и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши 3 раза.
«Словесное путешествие». Это рассказ-фантазия или озвучивание мечты, которая может быть бесконечной, потому что сочиняется всеми по очереди. Путешествие может быть по своему городу, в горы, на море, за границу, на необитаемый остров, другую планету.
«Нарисуем портрет». (Например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т.д., портреты могут быть детальными или схематичными.)
«Карнавал чувств». Если бы на карнавале встретились различные чувства и настроения, в какие костюмы вы бы их одели? (Костюмы можно нарисовать, раскрасить, сделать коллаж и др.)
«Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? и т. д.
«Немое кино». Одна группа детей придумывает какой-либо сюжет без слов, другая – пытается его озвучить.
«Разговор с самим собой». (Примерные темы: «Перед сном», «Разговор с кошкой, которую обидел ты немножко», «Разговор с дождевым червяком, на которого ты только что чуть не наступил (конечно, нечаянно)» и т. д.)
«Вредные советы». Дети дают вредные советы: как надо вести себя в гостях, на улице, за столом. Советы сочиняют для упрямого малыша, который все делает наоборот, (т. е. из вредных советов малыш делает полезные).
«Если бы я был волшебником...». Детям предлагается рассказать о своем самом большом желании.
Приложение 4
Литературные игры
«Небылица за 10 минут». Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно, что написано, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу, тоже загибает лист и отдает другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
- Кто это был (была)?
- Как выглядел?
- Куда пошел?
- Кого встретил?
- Что ему (ей) сказал?
- Что он (она) ответил?
- Что ему (ей) сделали?
- Какова была его (ее) реакция?
- Чем вся история закончилась?
- Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок разворачивается и выразительно читается получившаяся небылица.
«Древо мудрости». Дети быстро, но внимательно читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту и прикрепляют ее к дереву. Дерево часто «меняется», т.к. ученики по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Работа может быть организована в парах, четверках, по рядам. В конце определяются лучшие знатоки.
Приложение 5
Урок творчества. Тема: «Истории Снежинки»
Цель: обучение детей речевому общению с использованием стихотворной и прозаической форм речи; организация деятельности учащихся, направленной на обогащение их словарного запаса; развитие творческих способностей детей посредством сочинения рассказов и стихотворений; закрепление знаний по теории литературы; воспитание художественного вкуса и любви к литературному слову.
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, иллюстративный материал, карточки-опоры.
Ход урока
Организационный момент. Целеполагание. Прогностическая самооценка.
Учитель. Урок творчества – это всегда сложно, но очень интересно.
-Каким вы хотите его увидеть?
- Какими вы видите себя на уроке?
- Как вы думаете, на этом уроке задания будут необычными или простыми?
- Мне тоже хочется, чтобы урок получился интересным и полезным. Вы мне в этом поможете?
Дети читают на доске тему урока. Она «зашифрована» в виде отдельных «разбросанных» слогов.
ТО СНЕ ИС РИИ КИ ЖИН (Истории Снежинки)
- Откуда возьмутся эти истории?
- Это будут рассказы или сказки? Почему?
Приглашаю вас на прогулку-фантазию в сказочный лес. Прогуляйтесь и попробуйте представить живую Снежинку.
Прогулка-фантазия. В качестве звукового фона можно использовать негромкую классическую музыку. В ее сопровождении учитель продолжает беседу.
Учитель. На красивой лесной полянке собираются снежинки, чтобы рассказать друг дружке свои истории. Они много полетали по свету, многое видели. Снежинки кружатся в воздухе, садятся на ветки деревьев, на кустики, просто на полянку. Одна даже приземлилась на ушко спавшего под елочкой зайчика. Тот даже и не заметил этого — она ведь такая маленькая и такая легкая…
- Конечно, каждый из вас увидел свою Снежинку. Какая она?
Представьте, что это крохотная девочка... А дальше допишите нужные слова в карточку-опору, и мы узнаем, какой вы ее увидели.
. Составление описания Снежинки. Дети работают под тот же самый аккомпанемент. По окончании работы дети читают свои описания (2-3 варианта). Затем учитель объясняет, чт о ребята составили текст-описание.
. Чтение учителем текста-описания Снежинки (после того как ребята озвучили свои варианты). - Это было крохотное существо, похожее на маленькую девочку в белом пышном платьице. Волосы ее пышными голубыми кудрями рассыпались по плечам. Ресницы, окаймляющие огромные небесного цвета глаза, тоже были голубыми. Пушистые варежки на маленьких ручках казались игрушечными. Серебряные сапожки были на тоненьком каблучке, но они не стучали, а мягко переступали по теплому для нее снегу. Личико было добрым и улыбчивым. И мне подумалось: «Снежинки – это подружки Снегурочки».
Работа над составлением рассказа.
- А теперь, после описания внешности Снежинки, мы попробуем придумать и рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы произойти со ней.
- К какому литературному жанру можно отнести эту работ у? (Сказка, рассказ.)
- Подумайте, как будет строиться сюжет? Этапы построения сюжета:
- Завязка.
- Кульминация.
- Развязка.
- Наши ребята уже слышали одну из таких историй...
а) Инсценировка (одна из учениц в костюме Снежинке рассказывает историю).
Ученица. Здравствуйте, меня зовут Искорка. Почему? Да потому, что раньше я была Капелькой. Однажды я сидела на листике дуба, там и познакомилась с Солнечным Лучиком. Он все время играл со мной, а я от удовольствия просто искрилась. И дубовый листок назвал меня Искоркой. Только большая серая Туча закрыла Солнышко, и Лучик больше не появлялся. Меня колючий Мороз превратил в Снежинку, а ветер принес сюда. А я думаю: когда выглянет Солнце, найдет ли меня мой друг Лучик?.. Узнает ли?..
Учитель. Понравилась ли вам история? Что понравилось? Кому захотелось придумать свою историю?
б) Работа в группах. Дети разбиваются на группы и коллективно придумывают свои истории. Учитель и ребята слушают получившиеся рассказы, обсуждают. Дома детям предлагается придумать и записать свои истории.
. Работа над средствами художественной выразительности. Словарная работа.
- Чтобы истории получились красивыми, не забудьте про средства художественной выразительности. Какие из них вы знаете? (Эпитеты, сравнения.)
Детям предлагается подобрать эпитеты и сравнения к слову «снежинка».Задание выполняется по вариантам или в группах. Одни ученики подбирают эпитеты к слову «снежинка», другие – сравнения. Дети записывают слова на полосках бумаги и наклеивают на приготовленные листы.
Эпитеты Сравнения
Нежная Пушинка
Пушистая Искорка
Искристая Белая мушка
Серебристая Замерзшая слезинка
Веселая Белая звездочка
Добрая Кристаллик счастья
Пуховая Снежный цветок
Белая птичка
- Смотрите, какими красивыми стали ваши обычные снежинки! Даже захотелось написать стихотворение. Попробуем?
. Литературная игра «Буриме». Для игры используются рифмы: снежинки – пушинки; снежинка – картинка; ветерок – дружок.
После обдумывания задания учитель предоставляет учащимся возможность прочитать свои стихотворения.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Получились у нас «снежинкины» истории?
- Что показалось для вас главным на уроке? Интересным?
- Какой из видов деятельности вам особенно понравился?
- Какое настроение у вас? Не заморозили вас снежинки?
Коллективное составление синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй дается описание темы (предмета) (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы (предмета). Четвертая представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме (предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (предмета) (одно слово).
История
Снежная, волшебная
Придумываем, представляем, рассказываем
История должна быть интересной
Творчество
Пример синквейна, придуманного ребятами по теме урока.
Снежинка
Легкая, пушистая
Летает, кружится, смотрит
Снежинка может рассказать историю
Волшебство
- Вокруг нас так много красивого, интересного и волшебного. Надо только присмотреться. Смотрите сами и показывайте другим, потому что красота делает людей добрее.
Домашнее задание (на выбор).
. Придумать и записать историю Снежинки, используя художественные средства выразительности.
Найти стихотворения о снеге, снежинках, научиться его выразительно читать. Найти и выписать из этих стихотворений эпитеты, сравнения.
Выполнить рисунок к своей истории или найденному стихотворению.
Приложение 6
Интеллектуально-творческие задания
«Необычная декламация». У вас есть любимое стихотворение? Попробуйте его прочитать так, словно вы сильно замерзли; выпили что-то горячее; вам очень хочется спать; у вас болит зуб; вы сильно напуганы.
«Памятник пословице». Вам очень нравится пословица и вы решили ее увековечить, соорудив памятник. Возьмите себе помощников. Соорудите «памятник» под названием: «В споре рождается истина», «Глаза боятся, а руки делают», «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Новое применение». Очень часто у нас под рукой нет нужной вещи. Как быть? Научиться использовать то, что мы имеем. Новое применение: когда, как или вместо чего можно использовать носовой платок, столовую ложку, бельевую прищепку, зубную щетку, пластмассовую бутылку, перегоревшую лампочку.
«Зеркало». Не у каждого человека получается изобразить мимикой и жестами что-либо, a вот повторить изображение гораздо легче. Игра в парах: один – «зеркало», второй – его «отражение», т. е. второй повторяет все то, что видит перед собой.
«Немое кино». Мы все читали и знаем некоторые басни И. А. Крылова. Давайте создадим по мотивам его басни немой фильм. Артисты играют дотех пор, пока произведение не будет отгадано.
«Походка». Каждый человек обладает индивидуальной походкой. Попробуйте изобразить походку человека, которому: жмут ботинки; он только что хорошо пообедал; у него заболел живот; боится темноты.
Приложение 7
Система заданий по словесному рисованию
Упражнения направлены на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
С целью усиления эмоционального восприятия детям предлагается найти ответы на следующие вопросы:
- Какие чувства возникли в вашей душе при прочтении текста: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
- Обратите внимание на слова, которые автор выбирает для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
- Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.
Упражнения направлены на пробуждение воображения и фантазии школьников.
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень, землю и т. д.
- Подберите словесную иллюстрацию ко всему произведению или к выбранному вами отрывку.
- Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?
Упражнения направлены на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях, метафорах.
- Подберите эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
- Найдите в стихотворении образные слова.
- Найдите эпитет и слово, которое его определяет.
Упражнения направлены на выражения личностного отношения.
- Какое настроение автора прослеживается в этом произведении?
- Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
- Выразите возникшие у вас чувства.
- Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.
Приложение 8
Памятка для детей «Словесное рисование»
Прочитай отрывок из рассказа.
Определи, сколько можно нарисовать картинок. (О чем каждая из них?)
Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.
Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
Представь свою картинку.
Расскажи о каждой картинке.
Приложение 9
Сочинительство сказок
Задания, которых помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».
Выделение опорных слова из сказки.
- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор. - Коллективное выделение опорных слов из сказки.
- Самостоятельный подбор опорных слов. На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.
- Сочинение сказки по опорным словам.
Решение «сказочных задач», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки.
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
- Что нужно сделать бабушке Красной Шапочки, чтобы ее не съел волк?
Переделка знакомой сказки (ввести нового героя и развить новый сюжет).
- По опорным словам вспомнить сказку, найти лишние слова. На основе этих слов придумать новые интересные действия в известной сказке.
- Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
- Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
- Емеля, щука, печка, вёдра, Золушка.
«Сказки наизнанку».
- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения, где бы: Белоснежка встретила в лесу семь великанов. Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
Сочинение сказки по началу, или по концу. Дети имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок и др.
Создание собственной оригинальной сказки. Самый трудный вид работы, т.к. все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием работы: взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву под буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы. Используя эти слова, можно написать сказку, слова, которые будут не нужны, не использовать.
Составление «сказочного словаря». Дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.
«Свободное выступление». - Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).
Приложение 10
Памятка для детей «Я сочиняю сказку»
Определите последовательность действий в работе над сказкой.
2. Подумайте: о чем будет сказка; чему она может научить.
3. Придумайте героя или героев вашей сказки.
4. Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?
5. Какие волшебные предметы будут в сказке?
6. Кто будет противостоять героям?
7. Как добро победит зло?
Приложение 11
Задание «Продолжите стихотворение сами»
Примеры начала стихотворной строки:
Очень мне обидно стало, … Что собака покусала…
А у нас телёнок есть, … Любит он траву поесть…
Как-то раз в конце субботы … В наши сельские края…
Однажды я из школы … С портфелем возвращался…
У пруда собаки … Навострили ушки…
Приложение 12
Задание «Чтение с остановками»
Во время изучения рассказа В. Осеевой «Плохо» учитель помогает ученикам понять, что значит поступать плохо.
Чтение первого отрывка. «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок»
Беседа по вопросам: Какие действия совершала собака? Почему котенок прижался к забору?
На доске учитель записывает лексическое значение слова взъерошенный – растрепанный, нахохленный, клочковатый.
Чтение второго отрывка. «Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Предлагаю детям придумать свои вопросы к прочитанному фрагменту.
Чтение третьего отрывка. «В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: – Как вам не стыдно?». Беседа по вопросам: Оправдались ли ваши предположения? Что могло случиться, если бы женщина не прогнала собаку? Почему она сердито крикнула на мальчиков?
Чтение четвертого отрывка. «–А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики». Беседа по вопросам: Почему мальчики удивились? Как вы оцениваете их поступок? Что случилось бы, если бы все так поступали?
Чтение пятого отрывка. «– Вот это и плохо, – гневно сказала женщина».
Беседа по вопросам: Почему женщина так ответила мальчикам? Получили мы ответ на вопрос, что значит поступать плохо? Как вы думаете, какими людьми могут вырасти эти мальчики?
Дети высказывают свои мнения о поступке мальчиков и постепенно приходят к выводу о том, что важно быть неравнодушным к чужому горю.
Приложение 13
Работа с пословицами «Собери пословицу». Цель – развитие литературного вкуса и логического мышления. Берется достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами, задача детей – восстановить исходный текст. Например: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
Версии детей:
- Не изба, а красна углами, красна пирогами. Похоже на загадку, правда?
- Не пирогами изба красна, а углами.
- Не красна изба углами, а красна пирогами. Исходная пословица.
Учитель. Что можно сказать о третьей версии? (Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше из них та, где встретят тебя с лаской, добром да с румяными пирогами.)
- Почему именно этот вариант остался в памяти народной?
«Картинка + рассказ + пословица». Цель – развитие творческого воображения. Каждому даются сюжетные картинки и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил произвольную пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.
«Нарисуй пословицу». Цель – развитие творческого воображения. У каждого ребенка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети ее запоминают. На следующем занятии учитель показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется банк рисованных пословиц.
«Изобрази пословицу схемой». Цель – развитие творческого воображения. Многие ребята пугаются того, что нужно что-то нарисовать, в этом случае выручают 22 схемы и пиктограммы. Изображение ножниц и расчески на улицах города сразу подскажет вам – здесь парикмахерская. Представьте, как может выглядеть пословица: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».
Изображение пословицы нестандартными средствами. Цель – развитие нестандартного мышления, творческого воображения. Посмотрите, что у вас под рукой: спички, цветные ниточки, камешки и др. Попробуйте выложить, изобразить с их помощью пословицу. Работы детей нумеруются. Рядом вывешивается список пословиц. Предлагается найти соответствие между ними. В конце предлагаются ответы.
Приложение 14
Использование эмоционально-оценочной лексики при анализе художественных произведений
Оцени художественное произведение. Группа «Я оцениваю»
Мое любимое произведение…
Самые яркие моменты (фрагменты) …
Незабываемый эпизод (момент) …
Читая его, я испытывал …
Особенно меня тронуло…
Вырази свое удивление. Группа «Я чувствую»
Меня особенно удивило (поразило) …
Меня взволновало…
Я недоумевал (поражался)…
Постигаешь (улавливаешь) смысл…
Никогда не забуду, как…
Вырази свое мнение. Группа «Я думаю»
Мое отношение к …
Выражу свое мнение, свою позицию…
Мне думается (кажется), что…
По-моему (на мой взгляд)…
Мне показалось, что…
Испытываю особую симпатию к …
Приятные чувства от …
Я представил, что…
Порадовался тому, что...
Приложение 15
Критерии уровня развития творческих способностей младших школьников
Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
Мотивационно-потребностный критерий характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие у него интереса к творческим видам учебных заданий.
Деятельностный критерий выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение 16 учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Приложение 16
Уровни развития творческих способностей
Высокий уровень. Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.
Средний уровень. Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и ее практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
Низкий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном времени для обдумывания. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Приложение 17
Методика «Наборщик». Это тест-игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребенку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова, на работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже, например: слово «околесица».
Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания. По каждому из названных признаков ребенок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями: оригинальность слов: 2 – слова необычны, 1 – слова просты, 0 – бессмысленный набор слов.
Количество букв: 2 – наибольшее количество букв, названы все слова; 1 – использованы не все резервы; 0 – задание не выполнено. Скорость придумывания: 2-3 минуты, 1-5 минут, 0-более 5 минут (высокий уровень – 6 баллов, средний – 5-4 балла, низкий – 3-1 балл).
Методика «Составь рассказ о несуществующем животном». Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям, делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.
8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
5-7 баллов – ребенок придумал нечто новое, но в целом оно не является новым, несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Методика «Три слова»
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: береза, медведь, охотник.
Оценка результатов: 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником); 4 балла – правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя); 3 балла – банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу); 2 балла – логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя); 1 балл – бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий
Литература
Алешаева, Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупалева // Начальная школа. – 2004. – № 11.
Ашевская, Л. А. Развитие творческих способностей учащихся / Л. А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2001. – № 6.
Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. – № 10.
Былевская, В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников / В. Н. Былевская // Начальная школа. –1990. – № 5
Воюшина, М. С. Анализ художественного произведения / М. С. Вьюшина // Начальная школа. – 1989. –№ 5.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Книга для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
Граблева, В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении литературоведческих произведений / В. Н. Граблева // Начальная школа. – 2000. – № 11.
Грошенкова, В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы / В. А. Грошенкова // Начальная школа. – 2004. – № 8.
Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006.
Иванова, Л. И. Развитие творческих способностей школьников / Л. И. Иванова // Начальная школа. – 1994. – № 11.
Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минс к: РИВШ, 2011. – 99 с.
Козырева, А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения /А. С. Козырева // Начальная школа. – 1990. – № 3.
Кубасова, О. В. Прием драматизации на уроках чтения / О. В. Кубасова // Начальная школа. – 1985. – № 9.
Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся / А. В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10.
Никонович, Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / Е. В. Никонович //Начальная школа. – 2005. – № 6.
Нестеренко, А. А. Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий / А. А. Нестеренко. – М., 2004.
Романова, Л. И. Развивать у детей творчество / Л. И. Романова // Начальная школа. – 1985. – № 10.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие / К. Фопель. – М., 2000.
Шамова, Т. И. Развитие познавательной деятельности младших школьников / Т. И. Шамова. – М. : Просвещение, 1989.
Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...