«Умники и умницы».
методическая разработка (3 класс)

Убугунова Евдокия Павловна

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №19

 

 

 

ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Умники и умницы».

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 3 класс.

 

Срок реализации: 1 год.

 

                 

   учитель начальных классов   

Убугунова Евдокия Павловна. 

 

 

 

 

 

  

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать  40 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название программы: Программа «Умники и умницы» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения  заданий повышенного уровня сложности.

 

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

🗹      развивать творческие способности и  мышление

Задачи:

🗹     расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

🗹     расширять математические знания в области многозначных чисел;

🗹     содействовать умелому использованию символики;

🗹     учить правильно применять математическую терминологию;

🗹     развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

🗹     уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

🗹      Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

🗹     Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

🗹      Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

🗹      Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

🗹      усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

🗹      помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

🗹      формировать творческое мышление;

🗹      способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

🗹      решение занимательных задач;

🗹      оформление математических газет;

🗹      участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

🗹      знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

🗹      проектная деятельность

🗹      самостоятельная работа;

🗹      работа в парах, в группах;

🗹      творческие работы

 

 

                               

                                Содержание занятий

кружка «Умники и умницы»

 

 

 

3 класс

 

 

 

  1. Математика – царица наук.
  2. Как люди научились считать.
  3. Интересные приемы устного счёта.
  4. Решение занимательных задач в стихах.
  5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
  6. Учимся отгадывать ребусы.
  7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
  8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
  9. Решение ребусов и логических задач.
  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  11.  Загадки- смекалки.
  12. Игра «Знай свой разряд».
  13.  Обратные задачи.
  14.  Практикум «Подумай и реши.
  15. Задачи с изменением вопроса.
  16.  Проектная деятельность «Газета любознательных»
  17.  Решение нестандартных задач.
  18.  Решение олимпиадных задач.
  19.  Решение задач международной игры «Кенгуру»
  20.  Математические горки.
  21.  Наглядная алгебра.
  22. Решение логических задач.
  23. Игра «У кого какая цифра»
  24.  Знакомьтесь: Архимед!
  25. Задачи с многовариантными решениями.
  26.  Знакомьтесь: Пифагор!
  27.  Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
  28.   Задачи с многовариантными решениями.
  29.  Математический КВН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Умники и умницы»

 

 

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

 

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1         

 

 

 

 

2. Как люди научились считать.

 

 

1

 

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

 

3. Интересные приемы устного счёта.

 

 

 

 

устный счёт

 

4. Решение занимательных задач в стихах.

 

 

 

1

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

 

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

 

 

1

 

работа с алгоритмами

 

6. Учимся отгадывать ребусы.

 

 

 

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

 

 

 

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

 

 

1

 

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

 

 

 

 

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

 

 

1

 

составление схем, диаграмм

 

11. Загадки- смекалки.

 

 

1

 

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

 

 

 

1

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

 

 

 

 

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

 

 

1

 

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

 

15.Задачи с изменением вопроса.

 

 

 

 

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

3

1

 

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

 

 

1

 

решение задач на установление причинно-следственных отношений

 

18.Решение олимпиадных задач.

 

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

 

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

 

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

 

21. Игра «Работа над ошибками»

 

 

1

 

работа над ошибками олимпиадных заданий

 

22.Математические горки.

 

 

1

 

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

 

 

 

1

работа в группах: инсценирование

 

24.Решение логических задач.

 

 

1

 

схематическое изображение задач

 

25.Игра «У кого какая цифра»

 

 

 

1

творческая работа

 

26.Знакомьтесь: Архимед!

 

 

 

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

 

 

 

 

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

 

28.Знакомьтесь: Пифагор!

 

1

 

 

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

 

 

1

 

Работа в парах по решению задач

 

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

 

 

1

 

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

 

 

 

1

индивидуальная работа

 

32.Математический КВН

 

 

1

 

работа в группах

 

33. Круглый стол «Подведем итоги»

 

 

 

 

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО:                              34     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....