ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК МЕТОД ОЦЕ-НИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕ-НИЙ УЧАЩЕГОСЯ
статья
В статье речь идет о том, что портфолио является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов. Представлены цели, задачи, оформление портфолио учащегося начальной школы. Описывается модель портфолио, состоящая из пяти разделов: диагностико-мотивационный, проектировочный, презентационный, результативный, аналитический. Статья раскрывает методику ведения портфолио ученика. Предложены критерии оценивания портфолио при переходе в 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igu.docx | 127.15 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 371
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ
Матафонова Наталья Николаевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Северобайкальска,
учитель начальных классов,
РФ, Северобайкальск,
E-mail: Tashenka-88@mail.ru
A PRIMARY SCHOOL STUDENT PORTFOLIO AS AN ASSESSMENT METHOD OF INDIVIDUAL STUDENT ACHIEVEMENT
Matafonova Natalia
MBEI (Municipal Budgetary Education Institution),
«Secondary school No. 1»
Severobaykalsk,
Primary school teacher,
RF, Severobaykalsk,
E-mail: Tashenka-88@mail.ru
В статье речь идет о том, что портфолио является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов. Представлены цели, задачи, оформление портфолио учащегося начальной школы. Описывается модель портфолио, состоящая из пяти разделов: диагностико-мотивационный, проектировочный, презентационный, результативный, аналитический. Статья раскрывает методику ведения портфолио ученика. Предложены критерии оценивания портфолио при переходе в 5 класс.
Ключевые слова: портфолио учащегося; оформление достижений учеников; рефлексия результатов ребенка; оценивание портфолио; метод оценивания индивидуальных образовательных достижений; средство мотивации личностного развития.
The article is about portfolio management, that is required for all primary school student. Goals, objectives, primary school student portfolio design are presented in the article. A portfolio sample is described, consisting of five sections: motivation, project, presentation, efficiency, analysis. The article concerns the management method of the student portfolio. Proposed criteria for portfolio assessment for fifth grade students.
Keywords: student portfolio; registration of achievements of student; child introspection results; portfolio assessment; мethod of assessment of individual educational achievement; means of motivating personal development.
В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Портфолио ученика начальных классов включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов.
Общие положения
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам приложенным усилий, по материализованным продуктам учебно-познавательной дятельности, включая самооценку [2, 22].
Таким образом, из определения понятия становится ясно, что портфолио является сборником информации о младшем школьнике, его работ и результатов.
Достаточно часто возникает спорный вопрос: какого рода слово «портфолио»? Для того, чтобы узнать на него ответ обратимся к словарю.
В русском орфографическом словаре Российской академии наук (отв. ред. В.В.Лопатин) — указан мужской и средний роды (т.е. допустимо говорить как «мое портфолио», так и «мой портфолио») [3, 543].
Цель и задачи портфолио
Цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.
Задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексии;
- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.» [2, 23].
Мой девиз по работе с портфолио ребенка: "Интеллектуально-творческий процесс школьника должен быть проанализирован и зафиксирован учащимся".
Оформление портфолио
Как может выглядеть портфолио ученика начальной школы? На данный момент государственного образца нет, поэтому разработка и создание портфолио - творческий процесс. Однако, следует обратить внимание на то, что необходимо делать акцент на работу с разделами, в которых учащиеся выкладывают свои творческие, интеллектуальные работы, рефлексию к ним, а не достижения и награды. Такая работа способствует формированию внутренней, а не внешней учебной мотивации младшего школьника.
Таким образом, создание портфолио – это творческая работа, которая объединяет классного руководителя, учеников и их родителей.
Более подробно хочу остановиться на модели портфолио, которую я разработала и использую со своими учениками. Портфолио состоит из 5 разделов:
1 Раздел. «Диагностико-мотивационный».
2 Раздел. «Проектировочный».
3 Раздел. «Презентационный».
4.Раздел. «Результативный».
5. Раздел. «Аналитический».
Диагностико - мотивационный раздел
В этом разделе находится титульный лист и представляется информация о ребенке, которая раскрывает его познавательный интерес, склонности, особенности, успеваемость. Также в этот раздел кладутся итоговые контрольные, срезы, тесты, диагностики.
Приемы работы классного руководителя, психолога школы:
- беседа;
- мониторинг;
- консультирование;
- диагностика классным руководителем, психологом школы.
Результат данного раздела портфолио – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.
Проектировочный раздел
Раздел направлен на то, чтобы ребенок учился проектировать свою предстающую работу. Ребенок собирает информацию для дальнейших проектов, работ.
Проектировочный раздел может включать в себя:
- любопытные находки, вырезки из журналов, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся;
- статистические материалы;
- схемы, таблицы, графики, используемые в работе.
На этом этапе ведется поиск новой информации, формулируются темы предстоящих исследований и проектов, выступлений. Главное вовремя рассмотреть и обработать сложенные в раздел заготовки. Иначе они могут прийти в негодность.
Презентационный раздел
В данный раздел учащиеся кладут свои готовые проекты, рефераты, сообщения, творческие, исследовательские работы, фотоотчеты и т.п.
Результативный раздел
Данный раздел демонстрирует достигнутые результаты - дипломы, грамоты, сертификаты, возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой.
Аналитический раздел
Раздел направлен на то, чтобы младший школьник учился анализировать свои успехи и трудности.
Ученик совместно с педагогом, родителями, а к концу 4 класса самостоятельно проводит рефлексию своих работ.
Остановлюсь на некоторых способах рефлексии, которые использую в работе со своими учащимися.
«Все у меня в руках».
«Тема работы, конкурса записывается на ладоне- мордашки. Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
•Большой палец – содержание;
•Указательный – оформление;
•Средний – полнота;
•Безымянный – без ошибок;
•Мизинец – аккуратность.
Красный цвет обозначает, что ребенку понравилось, как он выполнил работу. Зеленый – он доволен собой, но есть какие-то недочеты. Синий – много над чем еще надо поработать» [4, 27].
Рис.1. Способ рефлексии «Все у меня в руках»
Незаконченные предложения.
Ребенок берет карточку с незаконченными предложениями, подписывает тему работы и продолжает предложения:
Я узнал(а)… Меня удивило… | Теперь я могу… |
Градусник.
Используя данный способ, определяю эмоциональное состояние ребенка к проекту, исследованию. Ребенок подписывает тему проекта. Чем выше градусы, тем лучше ребенок относится к работе. [1].
Рис.2. Способ рефлексии «Градусник»
Дерево поощрений
На цветочках учащиеся записывают свои личные достижения и прикрепляют их на дерево поощрений.
Рефлексивные карты
Таблица 1
Индивидуальная работа | |||||||
Тема | Самооценка | Оценка тьютора | Результат | ||||
Отл. | Хорошо | Могу лучше | Отлично | Хорошо | Могу лучше | ||
Таблица 2
Групповая (парная) работа | |||||||||
Тема | Самооценка | Оценка группы (партнера) | Оценка учителя | ||||||
Отл | Хорошо | Могу лучше | Отлично | Хорошо | Может лучше | Отлично | Хорошо | Может лучше | |
Самоанализ.
В 3 классе начинаю обучать ребят писать самоанализ своих работ, конкурсов.
По окончанию обучения в начальной школе классный руководитель совместно с завучем начальной школы анализируют и оценивают портфолио каждого учащегося. Затем составляется справка-анализ, которая добавляется в первый раздел портфолио ребенка. На линейке «Прощай, начальная школа» портфолио торжественно вручаются каждому ребенку директором.
Критерии оценивания портфолио учащихся по окончанию начальной школы представлены в таблице.
Таблица 3
Критерии оценивания портфолио при переходе в 5 класс
Раздел | Индикатор | Баллы |
Диагностико-мотивационный | - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 2 балла - незначительные замечания
|
-итоговые контрольные работы, тесты, диагностики. | -5 баллов – большинство работ выполнено на высоком уровне. -2 балла – большинство работ выполнено на среднем уровне. | |
Проектировочный | -наличие подготовительных материалов для будущих проектов, исследований, конкурсов. | - 5 баллов - от 4 и больше подготовительных материалов; - 3 балла – 2-3 подготовительных материалов; - 1 балл – менее 2 материалов. |
Презентационный | -наличие проектов, творческих, исследовательских работ, фото, сообщений и поручений т.п. | - 5 баллов - наличие фото, поручений, проектов, творческих работ (от 50 и больше) - 3 балла – наличие фото, поручений, проектов, творческих работ (40-50); - 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений |
Результативный | - наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр. | 5 баллов – российский, республиканский уровень; 4 балла – городской уровень; 2 балла – школьный уровень. 1 балл – уровень класса. |
Аналитический | - наличие рефлексивных карт, самоанализов и т.д. | - 5 баллов – наличие рефлексивных карт, самоанализов по итогам творческих, исследовательских работ, проектов, конкурсов, поручений и т.д. Выполнены аккуратно и качественно. - 3 балла- большинство рефлексивных карт, самоанализов выполнено аккуратно и хорошо. - 1 балл – рефлексия проведена ребенком по незначительной части работ. |
Таким образом, работу младшего школьника с портфолио необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик сам активно участвовал в его формировании. Считаю, что работа с портфолио не должна создавать в детском коллективе дух соперничества, а должна быть направлена на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Итак, работа с портфолио ученика начальной школы - это хороший метод оценивания индивидуальных образовательных достижений учащегося, также средство мотивации личностного развития учащихся.
Литертаура
1. Вакина Л. В. Приемы рефлексии в начальной школе.//Инфоурок. 2015. 25 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/priemi-refleksii-v-nachalnoy-shkole-2246822.html (дата обращения: 10.05.19).
2. Голуб Г.Б.Технология портфолио в системе педагогической диагностики: метод. рекомендации для учителя по работе с портфолио проект. деятельности учащихся / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова ; М-во образования и науки Сам. обл., Британ. Совет. - Самара: Профи, 2004. С. 22-25.
3. Русский орфографический словарь. Ок. 200000 слов. /под ред. Лопатина В.В., Ивановой О.Е. 4-е изд., испр. и доп. М., 2013. 896 с.
4. Туринова А.И. Развитие рефлексивного сознания у младших школьников [Текст] / А.И.Туринова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. №2. С.25-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО
Портфолио ученика начальной школыкак метод оценивания личностного ростав рамках внедрения ФГОС НОО...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Презентация...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания индивидуальных образовательных результатов достижений учащегося
Представлена работа о том, что ведение портфолио является обязательным для всех обучающихся начальных классов. Птредставлены цели, задачи, оформление портфолио....
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста
Портфолио – это способ фиксирования достижений ребенка, его успехов и работ. Эта папка является общей характеристикой результатов работы ученика в начальной школе....