Организация исследовательской деятельности учащихся
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация проблемы Поиск направлений исследования Определение сферы исследования Выбор темы ТЕМА Изучение круга интересов ребёнка Гипотезы Выявление и систематизация подходов к решению Ответы на вопросы ИТОГИ Обсуждение итогов завершённой работы Традиционные Альтернативные Определение последовательности проведения исследования Сбор и обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчёта Публичный доклад
Как выбрать тему исследования Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусство, музыкой)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Этапы исследовательской деятельности Постановка проблемы; Формулирование темы исследования; Постановка цели; Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы (эксперимент); Формулирование вывода; Определение практического применения результатов исследования.
Цель и задачи исследования Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если…
Организация исследования (Как составить план работы?) Для этого надо определить , какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод ( от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.
Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Посмотреть книги о том, что исследуешь Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
Обратиться к компьютеру Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.
Понаблюдать Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
Провести эксперимент Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8. Подготовить текст сообщения. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10. Приготовиться к ответам на вопросы.
От чего зависит успех Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Действуя, не бойся совершить ошибку. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Наши достижения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...
"Организация исследовательской деятельности учащихся"
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному из...
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....
Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Материал по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе...
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Конструирование урока с использованием технологии организации исследовательской деятельности учащихся
Урок направлен на формирование УУД младших школьников....