Арт-терапевтическая мастерская для педагогов "Музыка целитель здоровья"
план-конспект
Сохранение психологического здоровья педагогов средствами музыкотерапии и танцетерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Арт-терапевтическая мастерская для педагогов "Музыка целитель здоровья" | 98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»
Арт-терапевтическая мастерская для педагогов
"Музыка целитель здоровья"
Подготовили педагоги –психологи
Н.М. Бревнова, Н.М. Зеленкина
2019
Арт-терапевтическая мастерская для педагогов
"Музыка целитель здоровья"
Музыка обладает магической силой и
может усмирить дикаря, смягчить
камень или согнуть кряжистый дуб.
У. Конгрив, британский драматург, XVII век
Слайд 1. «Музыка целитель здоровья»
Педагог-психолог: “ Мы очень рады, что смогли сегодня встретиться , и предлагаем вам излечение искусством, поучаствуйте в работе нашей арт-терапевтической мастерской «Музыка целитель здоровья»
Слайд 2 .Цель
Приемы арт-терапии позволяют:
- Уменьшать психоэмоциональное напряжение и раздражительность, проводить профилактику подобных нарушений и повышать жизненный тонус.
- Помогают выразить агрессивные чувства в социально-приемлемой форме.
- Облегчают выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов.
- Способствуют установлению позитивных отношений педагогов друг с другом
- Позволяет сублимировать(снять внутреннее напряжение) негативную энергию в творчество
Цель: сохранение психологического здоровья педагогов средствами музыкотерапии и танцетерапии.
Педагог-психолог. Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить друг другу радость встречи”.
Упражнение “Давайте поздороваемся”.
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок – здороваемся за руку;
- 2 хлопка – здороваемся плечами;
- 3 хлопка – здороваемся спинами.
(Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.)
Спасибо.
Слайд 3.Музыкотерапия
Введение
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Терапия – в переводе с греческого «лечение».
Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья в качестве лечебного средства
Упражнение “Сердце”.
Приготовить картонные заготовки в форме сердца, по 1 на каждого участника, ручки.
Участники получают сердечко, на каждом из которых они должны написать по четыре из своих лучших качеств. Сердца убирается в сторону.
А сейчас давайте проверим, что мы можем сказать друг о друге хорошее
Упражнение “Говорящие очки”.
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: “Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?” Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
Слайд 4.История.
1. Теоретическая часть
1.1. История вопроса.
О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Теория пяти элементов (У-СИН) или теория пяти стихий (огня, воды, дерева, земли и металла) начала разрабатываться в период правления династии Чжоу (1666-266 г.г. до н. э.). Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял каждую ноту с одним из пяти элементов.
На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов, пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии.
Слайд 5. О том, что определенные
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства.
Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в IX- начало XX в.в. но еще в 1804 году Эдвин Этли, основываясь на работах философа Жан-Жака Руссо и других мыслителей эпохи просвещения, написал книгу «Вступительный обзор о влиянии музыки на лечение болезней». В ней он показал какое «колоссальное влияние музыка оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело».
Слайд 6. Современная музыкотерапия
Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40-х годов. В Канзасском университете Гастон была открыта первая интернатуру по музыкальной терапии, а также центры при Канзасском университете и в городе Топска, где обучали использованию музыкотерапии в США.
Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в Америке принадлежит доктору Келлогу, директору первого курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки. При этом у него не было ни времени, ни любопытства, чтобы узнать, почему это происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.
За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, восстановительных и образовательных учреждениях, детских домах, школах и т.д.
Слайд 7.
История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
В 1997 году Михаилом Львовичем Лазаревым – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа «Здравствуйте!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».
Прослушивание М. Лазарев «Мрачный человек»
Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
Слайд 8. Основные формы музыкотерапии
1.2.Основы музыкотерапии”.
Педагог-психолог.
Музыкотерапия делится на активную и пассивную.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание различных музыкальных произведений, которые соответствуют психическому и психологическому состоянию здоровья пациента.
При активной музыкотерапии пациенты сами “творят”: поют песни и танцуют.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства
Упражнение: «Ассоциации».
Цель: Развитие самосознания, осознание собственных переживаний, повышение уверенности в себе.
Педагогам предлагается прослушать специально подобранное музыкальное произведение, а затем обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания
Сейчас, мы прослушаем "Вальс" Штраус (5 минут), которая нас успокоит, уменьшит чувство тревоги и неуверенности”.
Рефлексия: обсуждение по кругу, что чувствовали педагоги во время прослушивания.
Педагог-психолог
В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов!
Так, например, московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте.
А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача дефектолога у которого он лечился музыку Моцарта.
В чем же секрет лечебного воздействия музыки на человека?
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма.
Врачи-психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности.
Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной; кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные враждебно и противопоставляющие себя окружающим.
Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, не уверен в себе – это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание, нужно изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и к жизни вообще.
И музыка здесь – один из главных инструментов лечебного воздействия.
Слайд 9. (Прослушивание произведения Полонез Огенского, которое снимает головную боль, уменьшает эмоциональное напряжение. Удобно сядьте расслабитесь получайте удовольствие )
Приложение 1.
А сейчас перейдём к активной музыкотерапии.
Педагог-психолог: “Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм – составляющая любой музыки. Как известно, ритмом обладает и наше тело. А биологические ритмы определяются мозговыми зонами. Соответственно, музыкальные ритмы могут легко воздействовать на эти области мозга. В зависимости от частоты, ритмы нас либо синхронизируют, либо активизируют. Недаром энергичная музыка заставляет нас активно двигаться, об этом прекрасно знают тренеры в фитнес-клубах и спортзалах.
Упражнение “Ритмические хлопки”.
Цель: снятие усталости, беспокойства, напряжения.
Проведение. Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: “Стоп!”
Слайд 10.Влияния звучания музыкальных инструментов на лечение
Педагог-психолог:
Каждый орган в системе "человек" вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце – яркий пример.
И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание"”.
Слайд 11. Духовые инструменты
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Орган- приводит в порядок ум, гармонизирует энерго поток позвоночника, его называют проводником энергии «Космос-Земля-космос
Слайд12. Струнные инструменты
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце.
В особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания
Приложение 2.
Слайд 13.Влияние шумовых инструментов.
Педагог-психолог.
Прием музицирования на шумовых и русских народных музыкальных инструментах помогает человеку отображать свой внутренний мир, чувства и переживания.
Упражнение « Моё настроение » прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Практическое задание: «Моё настроение».
Цель: Выразить своё настроении с помощью музыки.
На столиках расположены музыкальные инструменты. Педагог выбирает музыкальный инструмент и с помощью звучания передаёт своё настроение.
Немецкая песенка П.И.Чайковский
Слайд 14.Звуковая настройка
Педагог-психолог: “Музыка оказывает положительный эффект не только когда ее слушают, но и когда напевают – любимые песни или просто понравившиеся мелодии. Можно напевать даже отдельные звуки, которые обладают большой целительной силой.
Прослушивание М .Лазарева «ААА» лучше петь после еды для лучшего переваривания пищи
Каждый звук, как известно, имеет свою частоту. Наши внутренние органы и системы также функционируют в заданном природой диапазоне частот. Болезни и стрессы меняют характеристики этих частот. Но поскольку частоты, на которых "работают" сердце или печень человека, совпадают со звуковыми вибрациями, значит, можно корректировать состояние этих и всех остальных органов произнесением самим пациентом соответствующих звуков. Этим принципом пользовались еще древние врачеватели. И в наши дни, например, китайцы для оздоровления различных органов используют специальную звуковую гимнастику, а йоги применяют мантры – особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме.
Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния. Освоить ее несложно. Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой этого органа. Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать и нужную высоту, и силу звука.
Педагог –психолог.
Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган, которому вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно работающим”.
Приложение 3.
(поют звуки 1. ууу-ооо-ааа-ууу 2. ссс-гху гху гху-шшш-ссс 3. иии-ссс-ммм-ннн-иии )
Педагог-психолог: Впрочем, совсем необязательно так мудрить, иногда бывает достаточно пропеть несколько строк из последнего хита, неважно в чьем исполнении – чтобы отвлечься от дурных мыслей, выплеснуть накопившуюся энергию и вернуть себе хорошее настроение. Так что не стесняйтесь мурлыкать себе под нос или подпевать любимому певцу, слушая его песни по радио.
Предлагаю спеть караоке песню «Маленькая страна»
Молодцы !
Все вы знаете, что стрессы приводят к мышечным зажимам. Начнём со снятия мышечного напряжения
Упражнение “Дрожащее желе”.
Цель: снятие мышечного напряжения.
Проведение: “Подойдите ко мне и встаньте напротив. Плотно прижмитесь друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как надо раскачиваться, следите за моими руками...
В течение одной минуты психолог показывает, как держит в руках огромное блюдо и встряхивает его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко останавливается – дрожащее желе успокоится не сразу.
Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять. Опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны”.
А теперь, перейдем к танцетерапии.
Слайд.14 Танцтерапия
Одним из лучших и непринужденных средств, снимающих мышечное напряжение, является танец.
Расслабляется тело – расслабляется и психика, освобождаются подавляемые эмоции, свободно течет энергия по каналам тела, улучшается здоровье.
Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно“, „красиво или нет“. Отдавайтесь ощущениям и двигайтесь так, как хочет тело
Танцевальная импровизация – это способы спонтанного движения, где человек выражает себя и свои чувства.
“Вытанцевать” настроение, конфликт, чувство, ощущение, означает пройти половину пути к выздоровлению.
В целительном танце неважно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь и выражаешь своим танцем. Танцевать нужно всем телом, даже глазами.
Танцевальная импровизация помогает:
- Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
- Выразить чувства, для которых нет слов.
- Освободить свое тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
- Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.
Слайд 17. Макарена
Танец «Макарена»
Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?
Слайд18. Вокалотерапия
Берём свои сердца с вашими лчшими качествами и споём жизнеутверждающую песенку
Упражениеие: исполнение жизнеутверждающей песни-формулы «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения).
Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма.
Дети (педагоги) стоят в кругу, в середине круга – солист (педагог). Гладя себя, он поет:
Я, я, я – хороший.
Я, я, я – спокойный.
Я, я, я – здоровый.
И веселый я!
Остальные дети (педагоги), держатся за руки.
Следующий куплет поют все дети (педагоги), а солист (педагог) молчит.
Ты, ты, ты – хороший.
Ты, ты, ты – спокойный.
Ты, ты, ты – здоровый.
И веселый ты!
И так далее (по очереди)
Я, я, я – очень добрый.
Я, я, я – очень нежный.
Я, я, я – самый лучший.
Я просто чудо!
Ты, ты, ты – очень добрый.
Ты, ты, ты – очень нежный.
Ты, ты, ты – самый лучший.
Ты просто чудо!
В конце песенки дети (педагоги) под музыку подходят к солисту и гладят его по спине.
Слайд 15 Интегративная музыкотерапия
Педагог-психолог:
В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Вместе с прослушиванием музыки применяется множество активных приемов , заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:
Метод цветотерапии. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета.
Ручное раскрашивание психологами приравнивается к вязанию, вышиванию, кружевоплетению, вы задействуете те нервные окончания, что находятся на кончиках пальцев, а их стимуляция успокаивает нервы. Ну и чем больше мелких деталей, тем лучше. Сосредотачиваясь на том, чтобы из черно-белой картинки сотворить полноценный шедевр, отвлекаешься от всех проблем.
И у вас сразу несколько выгоды — слушая музыку вы избавитесь от мигрени, раскрашивая от депрессии и сотворите красивейшую картину, которую можно повесить на стену и хвастаться друзьям, какой вы замечательный художник
Идентичность –метафора образ себя.. Выбирая животного лев, волк, лиса, заяц, мышь…в контексте
Мандала – это рисунок в круге. Мандала – это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас. Раскрашивать ее может каждый. Я уверена, что всем, кому нужна таблетка для души, первым делом нужно скорректировать свое состояние этим упражнением – раскрашиванием рисунка в круге.»
Заключительная часть: Мы хотим закончить стихотворением
Зарифмованная заповедь психотерапевта и психолога
1.Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
2.Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
1.Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
2.Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Литература.
Интернет ресурсы
Рыбьякова Минзиля Фаритовна, педагог-психолог Разделы: Работа с дошкольниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка и здоровье
Современной наукой накоплены данные как о позитивном, так и о негативном воздействии музыкальных звуков на организм человека.Как музыка действует на слушателя?Громкая музыка - это опасно!Аудиоплееры и...
"Музыка - целитель здоровья". Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки у младших школьников.
В этой статье я обобщаю опыт своей работы на уроках музыки с применением здоровьесберегающих технологий....
Влияние музыки на здоровье ребёнка.
Сообщение о влиянии музыки на развитие детского организма. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке так как это является важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, ...
"Влияние музыки на здоровье детей".
15.05.2015...
Презентация "Личность педагога, как фактор здорового педагогического общения"
В презентации показаны слайды по теме "Личность педагога, как фактор здорового педагогического общения"...
Мастер-класс в "Творческой мастерской " для педагогов "Брошь" (смешанная техника с использованием фильцевания)
Мастер-класс проводился с целью обобщения и распространения педагогического опыта работы по образовательной программе внеурочной деятельности «Творческая мастерская: Волшебный мир искусств»...
Педагог и проблема здорового образа жизни
В данной статье рассказывается о структуре процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики....