Статья "Профориентационная работа в начальной школе"
статья

Тапайкина Любовь Герасимовна

Задачами профориентационной работы на предпропедевтическом этапе является развитие у младших школьников положительного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобретению опыта общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Профориентационная работа в начальной школе.

Первый этап профориентационной работы в школе – предпропедевтический (начальная школа).

Особенности возраста и профориентация.

В этом периоде происходит интенсивное психологическое развитие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У младших школьников появляется новая социальная роль – позиция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родителей. Для наглядно-действенного мышления учащихся 1-2 классов характерна тесная связь мыслительных и практических действий. К 3 классу формируется наглядно-образное мышление, позволяющее делать обобщения, абстрагироваться, представлять предмет, не оперируя им.

1.Психофизиологические особенности и возможности детей определяют целевые установки педагогического сопровождения их к самоопределению в мире труда, что является основанием для дальнейшего социального становления, нахождения своего места в жизни, в профессиональной деятельности. Этот этап очень важен для самоопределения личности и требует специальной педагогической деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников.

2.Поскольку любая способность, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, в целях будущего самоопределения целесообразно предусмотреть формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; обучение способам самопознания и реалистической самооценки, способности к общению.

3.Задачами профориентационной работы на предпропедевтическом этапе является развитие у младших школьников положительного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобретению опыта общения.

4.Формы и методы: встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков, защита проектов; классные мероприятия: «Профессии наших родителей», тематические прогулки «Все работы хороши!», «трудовые десанты».

1.Трудовое обучение в начальной школе также способствует подготовке к самоопределению. На уроках труда развиваются мышление, память, внимание, пространственное воображение, творческие способности, формируются трудовые навыки, эстетический вкус.

2.Важным условием подготовки к самоопределению на следующих ступенях обучения является диагностика интересов, ценностей, потребностей младших школьников. Бесспорно, в этом возрасте они неустойчивы. Однако их нужно не только выявлять, но и развивать. Нельзя недооценивать включение детей в различные игровые ситуации: «Мы строим наш дом», «Оберегаем природу», «Путешествуем по океану незнакомых профессий» и т.д. Главное, необходимо подчеркнуть, что чем раньше ребенок приобщается к трудовой профессиональной деятельности взрослых, включается в посильный для него труд и стремится познать жизненные ценности, тем успешнее осуществляется процесс его осознанного самоопределения, формируются мотивы, потребность быть полезным обществу и самому себе.

Прогнозируемый результат: При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.

Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

1.Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.

Содержание работы

Сроки

  Ответственные

Выявление склонностей и способностей учащихся

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов.

 Ежегодно

1 четверть

Классные руководители

Педагог-психолог

Обследование первоклассников.

Сентябрь

Классный руководитель

2.Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации.

1 четверть

МО уч. нач шк.

Определение своей роли в программе по профориентации.

Ежегодно

Учителя-предметники

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

Библиотекарь,

Учителя

3.  Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий, объединений дополнительного образования и кружков (роспись по камню, хореография, театр, мультипликация, спортивные секции итд)

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по УВР

Проведение школьных олимпиад.

По школьному плану

Зам.директора по УВР, МО учителей нач.шк.

Проведение предметных недель.

По школьному плану

МО учителей предметников

Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп.

В течение года

Классные руководители

Проектно-исследовательская работа учащихся.

В течение года

Классные руководители

Участие в конкурсах, фестивалях (проектной деятельности)

В течение года

Классные руководители

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

январь

Классные руководители

4. Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

1-4 четверть

Классные руководители

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

3 четверть

Классные руководители

Оформление классных стендов о профессии.

3 четверть

Классные руководители

Организация и проведение экскурсий на предприятия.

2-4 четверть

Классные руководители

Организация пятой трудовой четверти. Работа на пришкольном участке. (Знакомство с профессиями связанными с растениеводством)

5 трудовая четверть

Классные руководители

5.Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.

Блоки

Дата проведения

Тематика мероприятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я - ученик»

Сентябрь

 «Экскурсия по школе «Давайте познакомимся!»

Игровой урок  

«Какой я?»

«Мои сильные и слабые стороны»

«Слушатель, зритель,

деятель – кто я?»

Октябрь

«Я – ученик школы!»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

Профессии моей семьи

Ноябрь

«Профессии моих родителей»

«Профессии моих

родных и знакомых»

«Моя семья. Древо мастеров»

«Кем быть? Каким быть?»

Декабрь

«Город мастеров» - творческие мастерские, встречи

 с родителями (хобби, домашний труд, профессии)

Профессии в  моей школе

Январь

«Кто работает в школе?»

«Профессии вокруг меня. Сфера обслуживания»

«Профессии вокруг меня. Промышлен-

ность и сельское хозяйство»

«Профессии будущего.

Наука и искусство»

Февраль

Экскурсии по школе, в больницу, на почту, детский сад, на предприятия села.

Профессии моего села

Март

«Любимое село!»

«Профессии моего села»

«Профессии города и села»

«Профессии моего района»

Апрель

Тематические прогулки  и экскурсии «Все работы хороши!»

Май

Фестиваль проектных работ «Кем быть?»

         

Тематика проектов:

1.Выставка и составление каталога литературы «Мир профессий»

2.Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.

3.Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.

4.Сочинения о профессиях, известных людях.

5.Награды за труд (взрослые и дети).

6.Галерея, вернисаж, выставка, или альбом о родителях, имеющих награды за труд.

7.Сборник народного творчества о труде.

7.Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».

8.Фотовыставка «Наш славный труд»

6.Работа библиотеки по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

В течение года

Библиотекарь,

Классные руководители

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

В течение года

Библиотекарь

«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах

По графику

Библиотекарь,

 Классные руководители

 

7.Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей

ребенка.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»

1-4 классы

Классные руководители

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

3-4 классы

Классные руководители

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классные руководители

ЛИТЕРАТУРА

  1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Учебно-методическое пособие, изд. КАРО, С- Петербург, 2006.
  3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов педвузов. – М., «Просвещение», 1988.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М., Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
  5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. Учебное пособие для студентов. – М., «Высшая школа», 2005.
  6. Игумнова Е.А. Банкир, фермер иль портной.... Кто же я буду такой???: Кн. для учителя. – Призвание, 1994.
  7. Кульневич С.В., Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов. Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.
  8. Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы, с. 65, № 3, 2006.
  9. Павлютенков Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. изд. Дальневосточного университета, Владивосток, 1990.
  10. Пособие по медицинскому обеспечению профессиональной ориентации и врачебной профессиональной консультации детей подросткового возраста. – Барнаул, 2005.
  11. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. Учебно-методическое пособие. – М., «Академия», 2005.
  12. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., «Генезис», 2006.
  13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М., «Генезис», 2005.
  14. Чистякова С.Н.Педагогическое сопровождение самоопределения школьников.:  Метод. пособие. - М. «Академия» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данный материал предназначен  для учителей  начальных классов....

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...