Статья "Профориентационная работа в начальной школе"
статья
Задачами профориентационной работы на предпропедевтическом этапе является развитие у младших школьников положительного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобретению опыта общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентационная работа в начальной школе | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа в начальной школе.
Первый этап профориентационной работы в школе – предпропедевтический (начальная школа).
Особенности возраста и профориентация.
В этом периоде происходит интенсивное психологическое развитие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У младших школьников появляется новая социальная роль – позиция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родителей. Для наглядно-действенного мышления учащихся 1-2 классов характерна тесная связь мыслительных и практических действий. К 3 классу формируется наглядно-образное мышление, позволяющее делать обобщения, абстрагироваться, представлять предмет, не оперируя им.
1.Психофизиологические особенности и возможности детей определяют целевые установки педагогического сопровождения их к самоопределению в мире труда, что является основанием для дальнейшего социального становления, нахождения своего места в жизни, в профессиональной деятельности. Этот этап очень важен для самоопределения личности и требует специальной педагогической деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников.
2.Поскольку любая способность, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, в целях будущего самоопределения целесообразно предусмотреть формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; обучение способам самопознания и реалистической самооценки, способности к общению.
3.Задачами профориентационной работы на предпропедевтическом этапе является развитие у младших школьников положительного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобретению опыта общения.
4.Формы и методы: встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков, защита проектов; классные мероприятия: «Профессии наших родителей», тематические прогулки «Все работы хороши!», «трудовые десанты».
1.Трудовое обучение в начальной школе также способствует подготовке к самоопределению. На уроках труда развиваются мышление, память, внимание, пространственное воображение, творческие способности, формируются трудовые навыки, эстетический вкус.
2.Важным условием подготовки к самоопределению на следующих ступенях обучения является диагностика интересов, ценностей, потребностей младших школьников. Бесспорно, в этом возрасте они неустойчивы. Однако их нужно не только выявлять, но и развивать. Нельзя недооценивать включение детей в различные игровые ситуации: «Мы строим наш дом», «Оберегаем природу», «Путешествуем по океану незнакомых профессий» и т.д. Главное, необходимо подчеркнуть, что чем раньше ребенок приобщается к трудовой профессиональной деятельности взрослых, включается в посильный для него труд и стремится познать жизненные ценности, тем успешнее осуществляется процесс его осознанного самоопределения, формируются мотивы, потребность быть полезным обществу и самому себе.
Прогнозируемый результат: При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.
Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
1.Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.
2.Осуществление профориентации через систему обучения.
3. Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.
4. Работа классных руководителей по профориентации учащихся.
5.Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.
Тематика проектов:
1.Выставка и составление каталога литературы «Мир профессий»
2.Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
3.Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.
4.Сочинения о профессиях, известных людях.
5.Награды за труд (взрослые и дети).
6.Галерея, вернисаж, выставка, или альбом о родителях, имеющих награды за труд.
7.Сборник народного творчества о труде.
7.Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».
8.Фотовыставка «Наш славный труд»
6.Работа библиотеки по профориентации.
7.Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей
ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Учебно-методическое пособие, изд. КАРО, С- Петербург, 2006.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов педвузов. – М., «Просвещение», 1988.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М., Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. Учебное пособие для студентов. – М., «Высшая школа», 2005.
- Игумнова Е.А. Банкир, фермер иль портной.... Кто же я буду такой???: Кн. для учителя. – Призвание, 1994.
- Кульневич С.В., Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов. Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.
- Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы, с. 65, № 3, 2006.
- Павлютенков Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. изд. Дальневосточного университета, Владивосток, 1990.
- Пособие по медицинскому обеспечению профессиональной ориентации и врачебной профессиональной консультации детей подросткового возраста. – Барнаул, 2005.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. Учебно-методическое пособие. – М., «Академия», 2005.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., «Генезис», 2006.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М., «Генезис», 2005.
- Чистякова С.Н.Педагогическое сопровождение самоопределения школьников.: Метод. пособие. - М. «Академия» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...