" Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу" 6 класс
методическая разработка (4 класс)
Память - способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит, что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память - очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти.
Память имеет огромное значение в жизни и деятельности людей. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт сохраняется в памяти. Это значит, что в определенных условиях воспроизводится (или узнается) то, что было раньше. Без сохранения прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение, никакое развитие ни в умственной, ни в практической области.
Память является важнейшим видом умственной деятельности, развивать которую у детей нужно начинать уже в самом раннем возрасте. Ведь если у ребенка будет хорошая память, то он сможет лучше усваивать материал сначала в детском саду, а потом и в школе. Поэтому незаменимым помощником для детей в тренировке слуховой и зрительной памяти окажутся игры на развитие памяти.
Особенностью обучающихся специальных коррекционных школ VIII вида является слабость процессов запечатления информации, нарушение или недостаточность произвольного внимания, что подтверждается и результатами диагностического обследования. Это влечет за собой трудности в овладении школьниками программными знаниями, умениями, навыками и, в конечном счете, затруднения в профессиональном становлении. Но, занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что занятия и игры не должны сильно утомлять ребенка, ведь память является тем самым процессом, который будет правильнее развивать со временем, постепенно. Подбирать такие игры необходимо с учетом темперамента, способностей и возраста ребенка. Ведь, как правило, все дети разные, и кому-то необходима подвижность в группе, а кому-то, наоборот, более спокойные игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие памяти учащихся с ОВЗ с использованием дидактических игр. Дидактический материал.
Как чудесны, как поистине чудесны деяния времени и те изменения,
которые претерпевает человеческий разум.
Если мне было бы нужно назвать среди даров, которыми мы наделены,
самый чудесный, я бы выбрала память.
Остин
Память - способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит, что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память - очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти.
Память имеет огромное значение в жизни и деятельности людей. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт сохраняется в памяти. Это значит, что в определенных условиях воспроизводится (или узнается) то, что было раньше. Без сохранения прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение, никакое развитие ни в умственной, ни в практической области.
Память является важнейшим видом умственной деятельности, развивать которую у детей нужно начинать уже в самом раннем возрасте. Ведь если у ребенка будет хорошая память, то он сможет лучше усваивать материал сначала в детском саду, а потом и в школе. Поэтому незаменимым помощником для детей в тренировке слуховой и зрительной памяти окажутся игры на развитие памяти.
Особенностью обучающихся специальных коррекционных школ VIII вида является слабость процессов запечатления информации, нарушение или недостаточность произвольного внимания, что подтверждается и результатами диагностического обследования. Это влечет за собой трудности в овладении школьниками программными знаниями, умениями, навыками и, в конечном счете, затруднения в профессиональном становлении. Но, занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что занятия и игры не должны сильно утомлять ребенка, ведь память является тем самым процессом, который будет правильнее развивать со временем, постепенно. Подбирать такие игры необходимо с учетом темперамента, способностей и возраста ребенка. Ведь, как правило, все дети разные, и кому-то необходима подвижность в группе, а кому-то, наоборот, более спокойные игры.
Коррекционные занятия должны иметь продолжительность до 40 минут каждое. Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное задание, игровое упражнение, рефлексию и ритуал прощания. Постоянство структуры занятия и повторение отдельных упражнений с незначительной модификацией даёт возможность предупредить эмоциональное напряжение детей. Занятия проводятся педагогом не реже одного раза в неделю.
Игра «Найди игрушку»
Цель игры заключается в развитии у ребенка аналитических способностей, памяти и внимания. В данной игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.
Суть игры: потребуется шарф, которым будет необходимо завязать ребенку глаза. Далее ему нужно объяснить, что сейчас вы спрячете игрушку, которую он будет искать. При этом ее нужно положить на самое видное место. А после того, как игрушка будет спрятана, ребенку развязываются глаза, и он приступает к поискам. В старшем возрасте игрушки можно прятать глубже, под другие, а также заменить игрушки на кубики разных цветов или различные геометрические фигуры.
Игра «Определить на ощупь»
Цель игры заключается в развитии у ребенка внимания, памяти, а также восприятия качества и формы предмета.
Суть игры: Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему. Часто ребенку с интеллектуальными нарушениями сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, в таком случае эту игру можно проводить и с открытыми глазами.
Игра «Поиск по памяти»
Цель игры заключается в развитии у детей внимания, памяти и координации.
Суть игры: Для данной игры потребуются различные предметы (машинки, кубики, мягкие игрушки и прочее). И в такую игру правильнее играть в помещении, которое ребенку знакомо хорошо. Все выбранные игрушки раскладываются на полу. Далее ребенок должен запомнить их месторасположение, а после этого ему завязывают глаза. Задача ребенка состоит в том, чтобы разыскать разложенные предметы с завязанными глазами.
Игра «Запомни картинку»
Цель игры - развить зрительную память.
Суть игры: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течении 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?
Для детей младшего возраста возможен такой вариант игры: «Что добавили? Что убрали?»
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Целью игры является развитие зрительной памяти.
Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить: Увеличив количество игрушек. Ничего не убирать, только менять игрушки местами.
Игра «Рисуем на память узоры»
Цель игры - развивать зрительную память.
На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течении 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти.
Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.
Игра «Бусы»
Цель - развивать зрительную память.
Суть игры: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены и какого цвета.
Игру можно усложнить, попросив нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Игра «Внимание»
Цель игры - развивать зрительную память.
Суть игры: Это одна из самых простых, но очень действенных игр для развития зрительной памяти. Необходимо попросить нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 15-20 сек. ребенку показывал взрослый. Картинки не должны быть слишком сложными, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить все.
Игра «Парочки»
Цель игры - развитие зрительной памяти и внимания.
Материал: пары карточек с картинками (постепенно увеличиваем объем от 4 карточек)
Ход игры: Карточки перемешиваются, выкладываются перед детьми. Инструкция – Посмотри внимательно и запомни где одинаковые картинки. Затем карточки переворачиваются. Задача – найти все пары карточек.
Игра «Дама сдавала в багаж…»
Цель: развивать зрительную память
Материал: карточки с предметными картинками.
Ход игры: Каждый ребенок по порядку берет карточки с предметом, говоря при этом «дама сдавала в багаж …(предмет с картинки, необходимо использовать всем известные картинки – очки, часы, карандаш, и т.д. ) ». Следующий ребенок продолжает цепочку, повторяя фразу первого игрока + предмет со своей карточки … .
Игра «Что спряталось? Что добавилось?»
Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.
Оборудование: картинки с изображением предметов.
Ход игры: На стол выкладываются картинка с изображением предметов, взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы на картинке, затем ребенку предлагается запомнить, что на ней нарисовано. Взрослый предлагает ребенку отвернуться, убирается несколько картинок, ребенок поворачивается и его просят назвать «Что спряталось?»
Либо взрослый предлагает ребенку отвернуться, выкладывается другая картика, ребенок поворачивается и его просят назвать «Что добавилось? »
Игра «Что запомнил? »
Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.
Оборудование: Сюжетная картинка.
Ребенку показывают сюжетную картинку. Посмотри внимательно, «Что на ней нарисовано? », затем картинка убирается и ребенка просят назвать «Что запомнил? ».
Если ребенок не может ответить, учитель задает вопросы.
- Кто нарисован на картинке?
- Как он одет, какого цвета одежда, что он делает, кто стоит рядом и т. д.
Игра «Назови правильно»
Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.
Оборудование: Картинка с изображением геометрических фигур.
Ход игры: учитель показывает ребенку картинку, «Посмотри внимательно на фигуры, запомни фигуры и каким цветом они нарисованы». Через некоторое время взрослый картинку убирают. Затем просят ребенка назвать, что он запомнил.
«Подбери картинку»
Цель игры - развитие опосредованной памяти
Оборудование: Большой лист бумаги с несколькими словами и картинки с изображением предметов, соответствующих данным словам.
Ученикам объясняют, что для того, чтобы хорошо запомнить, нужно научиться пользоваться вспомогательными средствами, которые помогут сначала запомнить то, что нужно, а затем вспомнить это. Например, нужно запомнить ряд слов. Помогут запомнить эти слова картинки, чтобы запомнить слово «свет», нужно отобрать картинку с изображением настольной лампы, для запоминания слова «лес», можно выбрать картинку с изображением гриба и т.д. Затем, глядя на картинки, нам нетрудно вспомнить и соответствующие слова. Предложить ученикам для запоминания другой ряд слов (8-10) и набор картинок, между которыми ассоциативные связи устанавливаются легко. Попросить учеников, глядя на картинки, вспомнить картинки (как сразу после запоминания, так и через некоторое время, например, в конце занятия).
Игра « На места»
Суть игры: дети внимательно рассматривают рисунок. На нем представлены названия животных. Нужно вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумать историю, связывающую их между собой.
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.
Игра «Рисуем по памяти»
Это очень эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что учитель показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.
Игра «Снеговички»
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.
«В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.»
Разрезанные картинки или паззлы.
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Одной из разновидностей образной памяти, связанной с сохранением, запечатлением и воспроизведением образов, является слуховая память. Речемыслительные игры оказывают значимое воздействие на развитие слуховой памяти.
Развивать слуховую память у ребенка необходимо с самого раннего возраста путем чтения ему стихов и сказок.
Игра «Каскад слов»
Цель: Данная игра направлена на развитие слуховой памяти.
Суть игры. Необходимо предложить ребенку перечислять слова, начиная с 2-х слов и постепенно увеличивая словесный ряд, каждый раз прибавляя по одному новому слову. (например: 1 – молоко, хлеб; 2 – молоко, хлеб, яблоко; 3 – молоко, хлеб, яблоко, пирожок; и т.д.)
Вариант игры для старших учеников: ученики разбиваются на группы по три человека. Сначала работает первая группа. Педагог называет какое – нибудь слово. Первый ученик из группы повторяет его и добавляет свое слово. Второй ученик повторяет оба слова и добавляет третье слово; третий ученик повторяет все три слова в названном порядке и добавляет свое слово и т.д. Ученик, сделавший ошибку, выбывает. Выигрывает ученик, оставшийся последним. Во время называния слов ученики других групп следят за правильностью повторения. Затем называют и повторяют слова ученики второй группы.
Так же развитию памяти способствуют дидактические виды работ и упражнения, которые можно применять практически на всех уроках как в качестве задания, так и в качестве разминки или минуты отдыха:
- таблицы, алгоритмы;
- русские народные скороговорки и чистоговорки;
- дидактические кроссворды;
- дидактические ребусы;
- веселые стихи;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)
Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...
Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе
Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...
Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....
Дидактические игры на уроках русского языка в 1 классе.
Одним из действенных средств не только воспитания, но и обучения ребенка младшего возраста, является игра. Дидактическая игра делает обучение более доступным, интересным и занимательным. При орга...
Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ
На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...
Методическая тема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».
Учитель: Шатохина М. В. первая квалификационная категорияТема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных мет...
Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...