Методическая тема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Учитель: Шатохина М. В. первая квалификационная категория
Тема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один
из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих
на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема:
« Дидактическая игра на уроках русского языка как один
из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих
на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».
Учитель: Шатохина М. В. первая квалификационная категория
Тема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один
из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих
на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».
За время работы во вспомогательной школе я столкнулась с проблемой усвоения программного материала по русскому языку, где у детей есть проблемы в развитии.
При обучении по обычной методике я заметила, что дети быстро утомляются, снижается внимание, интерес к учебному материалу, дети усваивают его с большим трудом.
Психологи и методисты доказывают, что появление интереса к обучению у учеников вспомогательной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания и развитию мышления.
Анализируя свою работу, я заметила, что на уроках детям очень нравится играть, что игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность неоднократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Дети с умственными отклонениями страдают речевым недоразвитием, отсутствием внимания, несформированностью первоначальных языковых общений, недостаточностью мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы, это делает предельно сложным преподавание русского языка.
Дети, приходя в 1 класс, в большинстве случаев начинают уже с первых дней обучения не справляться с учебной программой вспомогательной школы. Процесс овладения речью у детей этой категории затруднён из-за неполноценности их психического развития. К началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который бы обеспечивал успешное усвоение знаний, необходимых навыков для изучения русского языка.
Исходя из вышеизложенного, я поставила себе целью уделять больше внимания развитию речи на уроках внеклассного чтения. Активизируя речевые действия, я тем самым стараюсь стимулировать интеллектуальное развитие через художественную литературу.
Знание художественной литературы у детей помогает снять ряд трудностей при обучении, вести закрепление материла на уровне эмоциального сознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.
За время работы я увидела, что дидактическая игра и просто игра, является очень хорошей помощницей для усвоения учебного материала. Дидактическая игра позволяет поддерживать интерес, устойчивое внимание к предмету. Дидактическая игра помогает детям повысить активность усвоения знаний.
При работе с детьми использую дидактическую игру почти на каждом уроке. Во время проведения игр дети становятся раскрепощенными, заинтересованными, внимательными.
Дидактические игры проводятся как коллективно так и индивидуально на консультациях. Игра имеет не только игровые задачи, но и познавательные, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.
Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» - постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке»- умение её порвать; в «Звуковой линейке» - освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты.
Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Ребята очень любят играть в игру «Чей домик?», называя предметы, изображенные на картинке. Они вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нём изучаемого звука и помещают картинку в домик того или иного цвета.
Игра с учащимися вспомогательной школы не должна становиться
утомительной или вообще недоступной. Правила игры должны быть простыми. Детям необходимо не только рассказать (объяснить) условия игры, но и показать игровые действия. Я стараюсь помогать детям на всём протяжении игры.
Во время игры дети не должны быть разделены на сильных и
слабых, для того чтобы более слабые дети не чувствовали себя ущемленными.
При изучении темы: «Слова обозначаю предметы», игра едёт командам. Используется игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в различных сочетаниях: чашка, стакан, тарелка и т. д.
На карточках, которые попадают к слабым учащимся, задание должно быть упращено. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим ребятам чувствовать себя наравне со всеми, не теряя интереса к игре.
Если в игру играли несколько раз и интерес к ней снизился, то
её можно изменить введением новых правил или предметов.
Большая роль в игре отводится учителю поскольку взаимодействие
детей друг с другом во время игры протекает под его контролем.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками преодолевать, отрицательные эмоции при отрицательном исходе игры. Важно, определяя правила игры ставить детей в такие условия, при которых они бы получали радость от выполнения задания.
Использование дидактической игры в воспитательно- образователь
ном процессе позволяет формировать у детей доброжелательность и
выдержку п0 отношению друг к другу.
Важным эмоциональным фоном в игре является поздравление победителей. Это один из важнейших этапов игры. Забывание этого ведет к снижению интереса к игре, к пропаданию элемента соревновательности в игре, к потере игровой задачи.
В конце игры я спрашиваю у детей, понравилась ли им игра или
нет, обещаю в следующий раз поиграть в новую игру не менее интересную. Дети с нетерпением ждут следующего дня.
Любая игра становится дидактической, если имеются её основные
Компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
В конце рабочего дня делаю анализ проведенной игры. Он направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избегать в последствии ошибок.
Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности
в поведении и характере детей и правильно организовать индивиду-
аульную работу с ними. Анализ использования игры в соответствии с
поставленной целью помогает варьировать игрой, обогащать её новым
материалом в последующей работе.
Большую роль на уроках я отвожу головоломкам. К ним относятся
загадки, пословицы, поговорки, ребусы, кроссворды, игры в рифму.
Эти игры отличаются выразительностью и краткостью, кроме того
урок может быть проведен в форме КВН, может быть использована игра, построенная по принципу самообучения или ролевая игра
Во время игры я отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживаю шутку подбадриваю застенчивых, всё это вселяет в них уверенность в своих силах.
С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить
использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры помогают детям находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению глубоких знаний, установлению разумных отношений в коллективе. В играх у детей проявляются такие черты характере, которые могут служить примером: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах ypoкa. Напримep, во время проведения игры « Кто вернее и быстрее?»даю время учащимся для прочтения по тетради слов, которых дома нужно вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить её. Затем ребята по одному с каждого ряда на доске записывают столбиком слова по порядку. Производится перекрёстная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подчитываются очки, определяются победители, которые награждаются игровыми жетонами. Далее каждый ученик сверяет
с записью на доске правильность выполненного домашнего задания.
Детям, правильно выполнившим домашнее задание и кто правильно
осуществил проверку, вручаются дополнительные игровые жетоны,
Часто дидактическую игру я использую в подготовительной работе к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется его узнаванием в стихотворениях, в названиях картинок .
Дети хорошо усваивают учебный материал, если дидактическая игра используется на этапах повторения и закрепления. В процессе работы я заметила, что если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, то лучше использовать для его усвоения игру прежде чем начинать осваивать следующее.Это внесёт разрядку в ход урока. Если ребята вяло реагируют на уроке при усвоении новых тем, то дидактические игры можно постоянно использовать для повторения и закрепления предыдущей темы.
Итог: Дидактическая игр является не только хорошим помощником учителю, но и учащиеся благодаря ей становятся более активными и самостоятельными. При обучении по модифицированной программе с использованием дидактических игр дети показали хорошие результаты. Использование дидактических игр позволило ускорить коррекцию познавательных функций детей с нарушением интеллекта.
Учитель начальной школы Шатохина М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках русского языка
В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....
Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»
Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...
Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»
Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...
Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....
Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...
Тема: «Дидактические игры на уроках русского языка»
ldquo;Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В.А.Сухомлинский....
" Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу" 6 класс
Память - способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.Изучение памяти началось много веков назад, когда...