Как развить орфографическую зоркость
консультация (1 класс)

Тройнова Любовь Александровна

Очень много материала изучила на эту тему.   Определила основные направления при работе над этим вопросом. Может мои записи помогут молодым  и начинающим коллегам.Буду очень рада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

1.        Как развить у детей орфографическую зоркость?

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

 в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

    Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается? Ограничусь перечислением частных умений:

-    выделять отдельные звуки и определять их характер;

-  устанавливать последовательность звуков;

-    ориентироваться в звуках – «соседях»;

-     проводить полный звуковой анализ слов.

     Существует множество упражнений для развития этих умений.    От того, насколько прочно первоклассники овладевают этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех  в становлении их орфографической зоркости.

  Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Приемы по выработке орфографической зоркости

 1. Списывание.

 Алгоритм списывания:

1. Прочитай слово /предложение/.

2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.

4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.

7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

  2.Выборочное списывание, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Спиши слова определённой части речи  и т.п.

 3. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

4. Комментирование (объяснение написания).

    Алгоритм проведения:

1.        Прочитать текст.

2.        Найти в каждом слове «опасные места».

3.        Объяснить их написание.

4.        Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

5.        Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

5.Скоростное письмо.

     Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

6. Письмо с пропуском орфограмм.

   Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана.

7. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

8.Письмо с простукиванием.

     Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

9. Использование словарей.

    Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

  10.  Эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

 Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

 

2.Чем отличается орфографический навык от орфографического действия?

Орфографический навык - сложный  автоматизированный  навык, достигающийся длительными упражнениями, способ успешной передачи мыслей в письменной форме. Орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты речевой деятельности.

Орфографическое действие-это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить способы их решения, осуществлять контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам.

3.Почему многократные упражнения не всегда дают положительные результаты?

Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи - нахождения орфограммы и определения ее типа.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки - автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия;

1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

Список орфограмм сильных позиций

А1.Буквы А, И, Е, У после шипящих.

А2.Буквы О, Ё после шипящих.

А3.Буквы И, Ы  после Ц.

А4.Буква Ь после шипящих в конце слова.

А5.Разделительные Ъ и Ь.

А6.Удвоенная согласная буква.

А1 Буквы А, И, Е, У после шипящих.

В словах пиши правильно сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

А2  Буквы О, Ё после шипящих.

В корне  пишется та буква, которая остается в слове при  подборе  однокоренного  слова. Например, решЁтка, потому что решето

А3  Буквы И, Ы  после Ц.

пишу И после Ц

пишу Ы после Ц

В корне слов после Ц пишется буква И. Например: цирк, энциклопедия.

В корне  слов - нарушителей: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкать) после Ц пишется буква Ы.

В словах, оканчивающихся на –ЦИЯ.

Например: станЦИЯ, полиЦИЯ и т. Д.

В окончаниях слов после Ц пишется Ы. Например: синицЫ, курицЫ и т. д.

А4 Буква Ь после шипящих в конце слова.

Мягкий знак после шипящих Ш, Ж, Щ, Ч, пишется только в словах:

Женского рода в единственном числе. Например: дочь, рожь, мышь, вещь. В словах названиях действий: стричь, моешься, режь и т. д. В слове (она правильно называется частица)  лишь.

А5 Разделительные Ъ и Ь.

разделительный Ъ

разделительный Ь

перед гласными я, е, ё, ю, и

пишется после приставки и перед корнем, например, обЪезд, сЪел

пишется в корнем, например вьёт, соловьи, печень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Развите орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы "Начальная школа XXI века""

В данной работе представлена система работы по развитию орфографической зоркости при реализайии программы "Начальная школа XXI века" в соответствии с концептуальными взглядами авторского коллектива. М...

Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...