Современные образовательные технологии
учебно-методический материал

Цыжипова Юлия Булатовна

 Современные образовательные технологии обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности, формирование высокой учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии.

Основной моделью организации учебного процесса в нашей школе является технология индивидуального обучения, философской основой для себя, как и большинство учителей нашей школы, определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Личностно-ориентированное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей (Якиманская И.С.)

Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей школьников.

Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно – значимую основу. Важна при этом форма обсуждения детских «версий».

Деятельность для меня – это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения в русле системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры.

Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания.

Технологию системно-деятельностного метода  использую на уроках:

• открытия нового знания;  • рефлексии;  • повторения системы знаний

 Этапы технологии деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке:

• Самоопределение к деятельности (организационный момент).

• Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

• Выявление места и причины затруднения.

• Построение проекта выхода из затруднения.

• Реализация построенного проекта.

• Первичное закрепление во внешней речи.

• Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

• Включение в систему знаний и повторение.

• Рефлексия учебной деятельности (итог).

Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках здоровьесберегающих технологий. Цель: формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни. С целью предотвращения перегрузки учащихся, минимизации утомительности обучения использую элементы технологии: создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии, строгое соблюдение режима школьных занятий; обязательное выполнение гигиенических требований; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; провожу беседы с родителями по вопросам охраны здоровья детей, формирования их здорового образа жизни. Кроме того, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Особенно актуальным данные технологии становятся для нашей школы, так как наши дети уже имеют проблемы со здоровьем, врожденными или приобретенными. Поэтому на уроках я провожу физкультминутки, комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания, для того чтобы снять психическое напряжение у учащегося путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить интерес к занятиям физическими упражнениями; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Игровые технологии. Цель: находить пути решения через игровую деятельность. Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к изучаемому материалу, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным. Игровую технологию использую чаще всего в 1-м классе с использованием ИКТ.  Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их, происходит самореализация ребенка в игре, успешная адаптация учащихся к школе. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учеником в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства (способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету);

Зная, что любая игра должна способствовать решению основной учебной цели и задачи урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей стараюсь органично «вплести» ее в ткань урока и при этом всегда помню о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
  • игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое на уроке оформление – красочным и разнообразным;
  • игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:

Положительные стороны:

• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.

• Формирует коммуникативные компетенции школьников.

• Формирует социально культурные компетенции.

• Расширяет кругозор по средствам.

Проблемы и пути их решения:

• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.

Игру или игровой момент я провожу на различных этапах урока. Далее мною представлены лишь малая доля игровых упражнений. Например, на уроках обучения грамоте:

1. «Оживление». Ученику предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)

2. Сочинение сказок «наизнанку». Предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3. «Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

4. На уроках обучения грамоте – игра «Одень человечка»:

- Какую по твоему мнению одежду носит звук М?

- Как ты думаешь, какой звук спрятал от тебя своё имя: О, М, Х или Ц ?

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

Проблемное обучение. Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам. «Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большей степени сводится к обучению тому, над чем надо думать в ходе решения». Эти слова П. Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Проектный метод применяю для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, коммуникативной компетенции. Нами были реализованы проекты: «Круговорот воды в природе», «Покормите птиц зимой», «Если хочешь быть здоров», «Моя первая книжка», «Книжкина больница». Из своего опыта могу сказать, что проекты заинтересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семьи и школы. При этом дети вступают в общение с взрослыми, приобретая бесценный опыт сотрудничества при решении жизненно-важных проблем.

Использование современных технических средств обучения позволяют мне успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения. Именно поэтому я использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии.

 Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:

•         активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;

•         большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён  на экране.

Заинтересовать ребенка, вовлечь в учебный процесс помогает  мне применение технологии активных методов. В ходе изучения и применения методов и приѐмов этой технологии на уроках мною были выделены наиболее подходящие для моих учащихся, например:

«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события,

описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Уже с первого года обучения я использую метод «Кластеры». Использование кластеров на различных этапах урока позволяет добиваться стройности и логической. В первом классе я использовала картинные кластеры на предмете «Окружающий мир». Обучаю детей определять последовательность событий, составлять рассказы, использую кластеры с нумерацией.

 Для повышения эффективности чтения и мышления использую метод «Инсерт» или «Пометки на полях» – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и  он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения,  окружающего мира при работе с текстом. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с  маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного  текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (*) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Уже со 2 класса начинаю использовать метод  «Написание синквейна»

     Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи,  работа над синонимами, антонимами, обогащение  словарного запаса детей. Синквейны составляем на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира и математики.

Небольшие по объему информации кластеры, инсерты, синквейны стараемся создавать на каждом уроке окружающего мира, литературного чтения, русского языка. Примером могут служить схемы-опоры, созданные на разных уроках моими учениками

            Перечисленные технологии результативны, поскольку обеспечивают высокое качество усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности, формирование высокой учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...