Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий
статья

Филимонова Ольга Михайловна

С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий

С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.Задача педагога –научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить.Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Работая над этой темой, я пришла к выводу: объем усваиваемого материала возрастает. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченный. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • становление личности младшего школьника,
  • раскрытие его индивидуальных возможностей.

Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.За годы работы, находясь в постоянном творческом поиске, я стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

  • Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен сориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы. Четыре – восемь человек распределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.

Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося. В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:

  • по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;
  • по теме работы;
  • по уровню сложности задания.

Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

Основными средствами работы организатора являются:

  1. Определение направления движения работы группы;
  2. Контроль за процедурой работы;
  3. Оппонирование;
  4. Рефлексия.

Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

  • вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;
  • систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества

Различные виды групповой работы.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Игра «Охота за сокровищами.»Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Игра «Снежный ком.»Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Игра «Пазлы.»Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Правила совместной работы:

  1. работать по алгоритму (плану)
  2. своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
  3. качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
  4. каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
  7. Оппонирование
  8. Рефлексия

Необходимо помнить учителю начальных классов:

  1. Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.
  2. Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

Опыт групповой работы в начальных классах,  способы формирования групп....

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»...

Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий

Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...

Презентация "Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий"

Презентация содержит материал, позволяющий эффективно использовать групповую работу на уроках....

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Презентация содержит материал об особенностях организации групповой работы в школе...