"Контрольно-оценочная деятельность в 1классе" (статья)
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Бичурскогорайона , Республики Бурятия
Ф.И.О. :Астрихинская Людмила Ивановна
учитель начальных классов
Тема:Контрольно-оценочная деятельность в 1 классе
Аннотация
Данная статья отражает методы оценивания при безотметочном обучении, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки, как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся. Основным показателем развития учащихся являются сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей.
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, поскольку, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учится».
Система оцениваниязанимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание, как самого процесса познания так и его результатов, рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Вот уже несколько лет я реализую технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Она направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желания и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. И это же отражено в стандартах нового поколения. Ясно, что эти психологические способности не могут быть оценены с помощью привычных методов оценки качества знаний и умений учащихся.
Как же осуществлять мониторинг ЗУНов без отметки? С одной стороны учитель создаёт на уроке атмосферу поиска, радость открытий, содержательного общения учеников между собой и учителем, которое предполагает высказывание учениками разных идей, и не только правильных. С другой стороны, точно представлять себе состояние знаний каждого ученика. Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым учителем , и это – настоящая учебная задача для учителя. Ведь её сразу решить за один день не возможно. Решение проблемы приходит только в процессе серьёзного исследования, которое должен совершить учитель. И двигаться к решению, по моему мнению, учитель должен вместе с детьми. А значит, отслеживание результатов должно проходить не только на уровне учителя, но и на уровне учащихся. Только тогда мониторинг может стать одним из средств формирования компонентов учебной деятельности. Первый шаг каждый учитель делает, когда открывает «Рабочую тетрадь» к букварю В.В.Репкина. С первых же страниц ученикам предлагается замечательное средство для оценивания работ в тетради – оценочная линейка. Вместе с учителем дети вырабатывают критерии, по которым будут оценивать свой труд и позиции, подлежащие оценке. Это могут быть выдумка, точность, аккуратность, чистота, правильность и т.д. Однако много позиций мы на уроке реально рассматриваем только в первые дни, каждый день оценивать себя по 5-6 линейкам трудно. В конце концов, остаётся 1-2 линейки, например, правильность и красота. У детей начинает формироваться действие контроля, но только самое начало. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
Для того, чтобы ученику проследить своё продвижение, сравнить себя с самим же на разных этапах пути, помогает диаграмма. На ней хорошо видно, в каком направлении и как быстро изменяются результаты каждого ученика. Однако и диаграмма не позволяет решить все проблемы, встающие в начальный период обучения. Строить диаграмму удобно учителю, но вряд ли семилетнему ученику.
Можно оценить каждое умение в балльной системе и записывать цифрами, как это делаю при оценивании орфографического списывания.
Пальшин Кирилл | 43/4 | 43/4 | 45/3 | 44/2 | 46/3 | 47/2 | 49/2 | 53/2 | 53/1 | 55/1 |
Первое число показывает количество списанных слов, а второе – количество ошибок.
Можно просто отмечать количество ошибок на конкретные правила в каждой работе. Такой лист, покрытый цифрами, интересен и понятен ученикам 2 – 4 классов и их родителям. Однако те же самые баллы можно обозначить не цифрой, а цветом. Итак, я выбрала в 1 классе за основу цветовой вариант, как самый, по моему мнению, наглядный и определила основные знания, умения и навыки на первый период обучения. Была построена такая таблица.
Оценка качества знаний ученика 1 класса
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Количество звуков в слове | |||||||||||
2 | Деление на слоги |
| ||||||||||
3 | Гласные/согласные звуки | |||||||||||
4 | Ударение | |||||||||||
5 | Звонкие/глухие согласные | |||||||||||
6 | Мягкие/твёрдые согласные |
Каждый столбик в этой таблице предназначен для записи результатов проверочной, самостоятельной или диагностической работы. Вместе с детьми нужно установить количественный критерий оценки:
ошибок нет – жёлтый цвет,
одна ошибка – зелёный цвет,
две ошибки – красный цвет,
три и более – синий цвет.
Родители, поглядев на листы, видят, надчем надо потрудиться их ребёнку. Когда к концу года таблицы заполняются полностью, многие ученики и их родители видят, что не зря работали в течение года. У всех детей темпы продвижения разные, разная и цветовая гамма на оценочных листах.
А вот радость от того, что очередной столбик оказался весь жёлтый, одинакова у всех. Ребёнок реально видит своё продвижение вперёд. А синие пятна, которые сменились на жёлтые, вызывают у него не досаду, а гордость - я с ними справился!
Качество усвоения отдельных операций знаний и умений можно оценить следующими видами оценочных суждений:
+ - знания или умения по заданному параметру, критерию сформировано;
+ - знания или умения сформировано частично;
--- - знания или умения неверны или отсутствуют.
Выполнение письменных работ можно оценить в процентном соотношении:
самый высокий уровень – 85 – 100%;
высокий уровень - 70 - 84%;
средний уровень - 50 – 69%;
ниже среднего - 30 – 49%;
низкий уровень - менее 30%.
Если учителю необходимо выставить отметку по просьбе родителей или администрации, соответствующую качеству усвоения предмета, используются следующие измерители:
85 – 100% - «5»; 40 – 59% - «3»;
60 - 84% - «4»; менее 40% - «2».
Безотметочное обучениенаправлено на решение основной задачи– развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. И эта задача решается успешно.
Приложение
Оценка качества знаний ученицы 1 «Б» класса Ф.И. Петровой Виктории
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Количество букв в слове | _ _ _ _ _ _ | ||||||||||
2 | Обозначение мягкости согласных перед гласными |
я е ё ю и | ||||||||||
3 | Обозначение мягкости согласных в конце слова | Ь | ||||||||||
4 | Обозначение мягкости согласных перед согласным | Ь | ||||||||||
5 | Обозначение звука [й] на конце слова или слога | [ й] Й | ||||||||||
6 | Обозначение звука [й] перед гласным | [Й ] Я Е Ё Ю | ||||||||||
7 | Слитное и раздельное написание слов | |||||||||||
8 | Правила переноса | УЗО - РЫ | ||||||||||
9 | Орфограмма «Большая буква» | |||||||||||
10 | Орфограмма «Гласные а,у,и после шипящих» | жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||||||||
11 | Орфограмма «Буквы И, Ы после Ц» | [ цы] ци ? цы | ||||||||||
12 | Орфограмма «Разделительные Ь и Ъ знаки» | [ й ] Ь Ъ | ||||||||||
13 | Орфограмма «Мягкий согласный перед мягким» | Ь Ь |
Список использованной литературы
- Воронцов А. В. Инновационные проекты в начальной школе. // Начальная школа № 13, 2006.
- Воронцов А. В. Перспективные направления работы в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.//Начальная школа № 23, 24, 2008.
- Заславский В. М., КлевцоваС. А.,Воронцов А. В. Разновозрастное сотрудничество как одно из условий организации образовательного процесса в начальной школе.//Начальная школа №24, 2006.
- Цукерман Г.А. Система контроля и оценки в начальной школе.// Психологическая наука и образование. – 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...
Доклад деятельности апробационной площадки "Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности"
Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО
Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
«Организация контрольно – оценочной деятельности младших школьников как основы формирования самостоятельной учебной деятельности».
Формы контроля при безотметочном обучении...