"Контрольно-оценочная деятельность в 1классе" (статья)
статья (1 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kontrolno-otsenochnaya_deyat._v_1_klasse.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мало-Куналейская средняя  общеобразовательная  школа»

Бичурскогорайона , Республики Бурятия

Ф.И.О. :Астрихинская Людмила Ивановна

учитель начальных классов

Тема:Контрольно-оценочная деятельность в 1 классе

Аннотация

Данная статья отражает  методы оценивания при безотметочном обучении,  в котором отсутствует пятибалльная форма отметки,  как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка должны отражать,  прежде всего, качественный результат  процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но  и  уровень развития учащихся. Основным показателем  развития учащихся являются  сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей.

Актуальность данной работы  не вызывает сомнения, поскольку,  важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учится».

Система оцениваниязанимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

        Оценивание, как самого процесса познания так и его результатов, рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Вот уже несколько лет я реализую технологию развивающего обучения  Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Она направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желания и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. И это же отражено   в стандартах нового поколения. Ясно, что эти психологические способности не могут быть оценены с помощью привычных методов оценки качества знаний и умений учащихся.

Как же осуществлять мониторинг ЗУНов без  отметки? С одной стороны учитель создаёт на уроке атмосферу поиска, радость открытий, содержательного общения учеников между собой и  учителем, которое предполагает высказывание учениками разных идей, и не только правильных. С другой стороны, точно представлять себе состояние знаний каждого ученика. Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым учителем , и это – настоящая учебная задача для учителя. Ведь её сразу решить за один день не возможно. Решение проблемы приходит только в процессе серьёзного исследования, которое должен совершить учитель. И двигаться к решению, по моему мнению, учитель должен вместе с детьми. А значит, отслеживание результатов должно проходить не только на уровне учителя, но и на уровне учащихся.  Только тогда мониторинг может стать одним из средств формирования компонентов учебной деятельности. Первый шаг каждый учитель делает, когда открывает «Рабочую тетрадь» к букварю В.В.Репкина.  С первых же страниц ученикам  предлагается замечательное средство для оценивания работ в тетради – оценочная линейка. Вместе с учителем дети вырабатывают критерии, по которым будут оценивать свой труд  и  позиции, подлежащие оценке. Это могут быть выдумка, точность, аккуратность, чистота, правильность и т.д.  Однако много позиций мы на уроке реально рассматриваем только в первые дни, каждый день оценивать себя по 5-6 линейкам трудно. В конце концов, остаётся 1-2 линейки, например, правильность и красота. У детей начинает формироваться действие контроля, но только самое начало. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.

Для того, чтобы  ученику проследить своё продвижение, сравнить себя с самим  же на разных этапах пути, помогает  диаграмма. На ней хорошо видно, в каком направлении и как быстро изменяются результаты каждого ученика. Однако и диаграмма не позволяет решить все проблемы, встающие в начальный период обучения. Строить  диаграмму удобно учителю, но вряд ли семилетнему ученику.

 Можно оценить каждое умение в балльной системе и записывать цифрами, как это делаю при оценивании  орфографического  списывания.

Пальшин Кирилл

43/4

43/4

45/3

44/2

46/3

47/2

49/2

53/2

53/1

55/1

Первое число показывает количество списанных слов, а второе – количество ошибок.

Можно просто отмечать количество ошибок на конкретные правила в каждой работе. Такой  лист, покрытый цифрами,  интересен и понятен ученикам 2 – 4 классов и их родителям.  Однако те же самые баллы можно обозначить не цифрой, а цветом. Итак, я выбрала  в 1 классе за основу цветовой вариант, как самый,  по моему мнению, наглядный и определила основные знания, умения и навыки на первый период обучения. Была построена такая таблица.

Оценка качества знаний ученика 1 класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Количество звуков в слове

2

Деление на слоги

  

3

Гласные/согласные звуки

4

Ударение

5

Звонкие/глухие согласные

6

Мягкие/твёрдые согласные

Каждый столбик в этой таблице предназначен для записи результатов проверочной, самостоятельной или диагностической  работы. Вместе с детьми нужно установить количественный критерий оценки:

ошибок нет – жёлтый цвет,

одна ошибка – зелёный цвет,

две ошибки – красный цвет,

 три и более – синий цвет.

Родители, поглядев на листы, видят, надчем надо потрудиться их ребёнку. Когда к концу года таблицы заполняются полностью,  многие ученики и их родители видят, что не зря работали в течение года.  У всех детей темпы продвижения разные, разная и цветовая гамма на оценочных листах.

А вот  радость от того, что очередной столбик оказался весь жёлтый, одинакова у всех. Ребёнок реально видит своё продвижение вперёд. А синие пятна, которые сменились на жёлтые, вызывают у  него не досаду, а гордость -  я  с ними справился!

Качество усвоения  отдельных операций знаний и умений можно оценить  следующими видами оценочных суждений:

+    - знания или умения по заданному параметру, критерию сформировано;

+   - знания или умения сформировано частично;

---  - знания или умения неверны  или отсутствуют.

Выполнение письменных работ можно оценить в процентном соотношении:

самый высокий уровень – 85 – 100%;

высокий уровень -               70 - 84%;

средний уровень -               50 – 69%;

ниже среднего    -                30 – 49%;

низкий уровень  -                менее 30%.  

Если учителю необходимо выставить отметку по просьбе родителей или администрации, соответствующую качеству усвоения предмета, используются  следующие измерители:

85 – 100%  - «5»;                                                  40 – 59%  - «3»;

60 -  84%    - «4»;                                                   менее 40% - «2».

Безотметочное обучениенаправлено на решение основной  задачи– развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм  деятельности, заинтересованного в самоизменении  и  способного к нему. И эта задача решается успешно.

Приложение

Оценка качества знаний ученицы  1 «Б» класса  Ф.И.  Петровой Виктории

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Количество букв в слове

_ _ _ _ _ _

2

Обозначение мягкости согласных перед гласными

                

    я е ё ю и

3

Обозначение мягкости согласных в конце слова

      Ь

4

Обозначение мягкости согласных перед согласным

      Ь

5

Обозначение звука [й] на конце слова или слога

[ й]

       Й            

6

Обозначение звука [й] перед гласным

        [Й ]

Я   Е  Ё  Ю

7

Слитное и раздельное написание слов

8

Правила переноса

УЗО - РЫ

9

Орфограмма «Большая буква»

10

Орфограмма «Гласные а,у,и  после шипящих»

жи-ши, ча-ща,

чу-щу

11

Орфограмма «Буквы И, Ы после Ц»

[ цы]

ци  ?     цы

12

Орфограмма «Разделительные Ь и Ъ знаки»

        [ й ]        

            Ь     Ъ

13

Орфограмма «Мягкий согласный перед мягким»

        Ь       Ь

Список использованной литературы

  1. Воронцов А. В. Инновационные проекты в начальной школе. // Начальная школа № 13, 2006.
  2. Воронцов А. В. Перспективные направления работы в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.//Начальная школа № 23, 24, 2008.
  3. Заславский В. М., КлевцоваС. А.,Воронцов А. В. Разновозрастное сотрудничество как одно из условий организации образовательного процесса в начальной школе.//Начальная школа №24, 2006.
  4. Цукерман Г.А. Система контроля и оценки в начальной школе.// Психологическая наука и образование. – 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»

Создание «Паспорта класса» -  документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....