Выступление педагога дополнительного образования на заседании методического объединения
статья
Данный материал показывает значение работы шахматного объединения "Белая ладья" в начальной школе, роль игры "Шахматы" в обучении и развитии ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shahmat_v_obuchenii_i_razvitii_uchenika_nachalnoy_shkoly.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль шахмат в обучении и развитии ученика начальной школы:
«Шахматы в школе» или «Шахматы – школе».
Шахматные занятия в школе? Нужны ли они? Попытаемся в этом разобраться…
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, доказано многочисленными исследованиями и экспериментами. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.
Игра в шахматы в большей степени способствует развитию у детей представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить своё собственное поведение. Игра в шахматы формирует произвольность действий по доброй воле самого ребёнка, организует его чувства, нравственные качества. Шахматы в школе – это не просто игра, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам в доступных для детей формах. Использование шахмат как средства обучения, воспитания и развития обучаемых, позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в этой древней игре.
Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, формирования аналитико-синтетического мышления, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, изобретательность и др.
Значение шахмат в школе высоко ценил В. Сухомлинский «…Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…»
Очень важное обстоятельство, что шахматные занятия помогут не отстать в психическом и другом развитии многим детям, живущим и в городе, и в деревне, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, детям с различными функциональными отклонениями, не коммуникабельным детям. Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения всех этих категорий детей узок, а шахматные занятия создадут условия для их обучения, воспитания и развития, позволят адаптироваться таким детям в социуме.
Доказано, что шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, ответственное за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Также отмечается положительное влияние шахмат на формирование характера: начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости, дети становятся более общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
В 90-х годах прошлого века по инициативе Министерства образования РФ появился факультативный курс «Шахматы — школе».
В 1998 г. в журнале «Начальная школа» № 10 было опубликовано информационно-методическое письмо о факультативном курсе «Шахматы — школе». Затем был выпущен приказ Министерства образования РФ № 2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Идея шахматного всеобуча заключалась в том, чтобы ввести в школьную программу предмет «шахматы».
Мало кто сомневается, что шахматы полезны для ума. Однако этого недостаточно для обоснования преподавания шахмат как еще одной обязательной школьной дисциплины. Мнение педагогов прошлого века по-своему правильно, но с позиций сегодняшнего дня, когда школа перешла на новые образовательные стандарты, предмет «шахматы» надо отнести к внеурочной деятельности или дополнительному образованию, полноценное обеспечение и функционирование которых очень привлекательно для детей, родителей и педагогов.
Принимая во внимание важность инновационных процессов, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а также в целях обучения учащихся начальной школы навыкам компьютерной грамотности часть занятий необходимо проводить с использованием компьютерной техники. Ученики группами или в парах могут выполнять задания на компьютерах: игра в шахматы по уровням.
В начальной школе сегодня происходят радикальные изменения: главной становится развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей; первостепенными признаются формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Шахматы в школе»
Обучая детей игре в шахматы предусматриваю достижение обучаемыми начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся приобретут в процессе освоения программного материала:
- основы российской гражданской идентичности;
- моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- основы шахматной культуры;
- бережное отношение к собственному здоровью;
- мотивация к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- основы навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- эстетические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способами структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать учебную задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласия различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести точку свою зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты приобретённые в процессе освоения программы курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретённый и закреплённый на занятиях, в результате чего обучающиеся должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изучения шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Следует отметить, что игра в шахматы, как части образовательно-воспитательного процесса способствует развитию словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, терпения, прилежания, многоплановости восприятия происходящего, наблюдательности, усидчивости, формируются навыки культуры общения.
Играя в шахматы, снижается степень рисков и обеспечивается безопасность воспитанников учреждения посредством организованной формы пребывания детей во внеурочное время как целостной системы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Дети многопланово развивают индивидуальные качества личности с учетом возрастных и физиологических особенностей, что способствует достижению основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.
Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"
Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....
Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)
Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно...
Протокол заседания методического объединения педагогов,работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Выстраивания содержания предметов: "Руского языка", "Математики", "Окружающего мира"....
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год.
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год....
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год.
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год....
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год.
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год....