Методическая мастерская «Развитие исследовательских умений младших школьников»
учебно-методический материал
Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Одним из признанных подходов здесь выступает технология исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskih_umeniy_mladshih_shkolnikov.docx | 62.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская
«Развитие исследовательских умений младших школьников»
В. А. Афиногенова,
учитель начальных классов
Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Одним из признанных подходов здесь выступает технология исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.
Считаю, что данная технология обладает высоким потенциалом для формирования ценностных ориентиров младших школьников
Проблеме формирования и развития у младших школьников исследовательских умений посвящены научные труды В.И. Андреева, Л.Б. Богоявленской, А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А. Я. Савченко и других.
А. И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Развитие исследовательских умений считаю приоритетным направлением в своей работе.
Подробнее остановлюсь на каждом умении. Для их развития я использую специальные задания. Методика проведения некоторых из них представлена в Приложении 1.
Развитие умения видеть проблемы
В переводе с древнегреческого проблема - задача, преграда, трудность. Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
- «Продолжи рассказ»
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»
- «Сколько значений у предмета»
- «Тема одна — сюжетов много»
- «Увидеть в другом свете».
Очень полюбился моим детям метод «Шесть шляп мышления» (Эдварда де Боно).
Данный метод является наглядным, простым и удобным инструментом, чтобы научиться изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, в результате чего складывается наиболее полное представление об объекте.
Этот метод использую как во внеурочное время, так и на уроках. Объекты у нас самые разные - каникулы, День рождения, школьный портфель, а также тексты для чтения, например, басня Льва Николаевича Толстого «Два товарища», правила по русскому языку, например, «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ». Данный метод использую также при изучении некоторых тем по окружающему миру, например, «Когда появилась одежда?» и др.
Развитие умения выдвигать гипотезы
Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза — это предвидение событий.
В умении вырабатывать гипотезы мы выполняем простое упражнение
- Давайте вместе подумаем:
- Как птицы узнают дорогу на юг?
- Почему весной появляются почки на деревьях?
- Почему течёт вода? и другие.
Гипотезы, предположения, а также провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если...
Здесь уместны такие задания:
- «Полезные предметы»
- «Найдите возможную причину события»
- «Почему это происходит?»
Развитие умения задавать вопросы
Обучающиеся очень любят задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая к умственному труду. Мы выполняем такие задания:
- «Угадай, о чём спросили»
- «Найдите причину события с помощью вопросов»
- «Вопросы машине времени»
- «Вопросы незнакомца»
- «Вопросы домашних животных».
Развитие умения давать определения понятиям
Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. В понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.
На уроках использую:
- Метод определения понятий
- Приём «Характеристика»
- «Разъяснение посредством примера»
- Приём «Сравнение»
- Загадки.
Развитие умения классифицировать
Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность. Здесь использую задания:
- «Четвертый лишний»
- «Продолжи ряды».
Развитие умения наблюдать
Наблюдение можно без преувеличения назвать самым популярным и самым доступным методом исследования, применяющийся в большинстве наук. Используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире.
- «Рассмотрим предмет»
- «Парные картинки»
- «Учимся наблюдать».
Развитие умения и навыков экспериментирования
Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий в целях проверки и сравнения.
- Мысленный эксперимент. В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может ясно увидеть результаты этих действий. Нельзя не заметить, что эти задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Рассмотрим примеры таких заданий: Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)? Что будет, если люди научатся читать мысли других? Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
- Эксперименты с реальными объектами. Чаще всего провожу на уроках окружающего мира и изобразительного искусства.
Развитие умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы
Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение - высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. С помощью суждений мысль получает своё развитие. Суждение – одна из основных форм логического мышления. Использую задания:
- Проверить правильность утверждений. Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь - дерево.
- Умозаключения по аналогии. Скажите, на что похожи: буквы, узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном…
В содержание учебников 1 класса («Школа России») включены задания по развитию исследовательских умений. Но я предположила, что если на уроках и во внеурочное время проводить целенаправленную работу по данному направлению, то можно добиться положительной динамики сформированности исследовательских умений у детей.
Чтобы проверить своё предположение, я провела небольшое исследование в период с 9 ноября 2020 года по 19 марта 2021 года.
Для выявления уровня сформированности исследовательских умений у обучающихся 1 «А» класса я разработала тест с опорой на методику А. И. Савенкова /Приложение 2/ и на начальном этапе исследования провела первичную диагностику.
В течение двух четвертей я проводила уроки-исследования, мини-исследования, использовала отдельные приёмы и задания по развитию исследовательских умений.
На заключительном (контрольном) этапе мною была проведена вторичная диагностика с помощью теста /Приложение 3/ с соблюдением тех же условий, что и при проведении первого.
Сравнительный анализ результатов диагностики показывает, что по всем показателям сформированности исследовательских умений наблюдается положительная динамика /Приложение 4/.
Таким образом, если на уроках и во внеурочное время проводить целенаправленную работу по развитию исследовательских умений у детей, то можно добиться хороших результатов в данном направлении работы.
Над данной темой работаю не первый год. В первом и во втором классах почти все работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. В третьем и четвёртом классах ребята по желанию могут сами выбирать тему своего индивидуального исследования.
В прошлом учебном году выпустила 4-й класс, в котором 6 человек (43 %) достаточно серьёзно занимались исследовательской деятельностью. Такая деятельность развивает мышление, интеллектуальные и личностные особенности учащихся. Сравнительный анализ результатов диагностики интеллектуальных и личностных особенностей учащихся за первый и четвёртый классы показал, что у детей, занимающихся исследовательской деятельностью:
- происходит развитие логического мышления, которое позволяет воспринимать любые тексты осмысленно, расставлять смысловые акценты;
- формируется самостоятельность мышления, умение применять адекватные алгоритмы и находить новые;
- развивается эрудиция учащихся, расширяется кругозор;
- повышается самооценка;
- снижается уровень тревожности /Приложение 5/.
А также мои юные исследователи имеют высокие предметные результаты. В 4 классе по итогам года наблюдается положительная динамика: из 6 учеников, занимающихся исследовательской деятельностью, 3 отличника и 3 хорошиста.
Ребята участвовали в районных, региональных, межрегиональных конференциях исследовательских работ, заняли призовые места, стали победителями и лауреатами /Приложение 6/. Отрадно видеть, что, закончив начальную школу, мои ученики продолжают исследовательскую деятельность.
Таким образом, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного учителя. Считаю, что для этого и сам педагог должен обладать рядом характеристик /Приложение 7/.
Кроме того, для развития исследовательских умений стараюсь соблюдать следующие условия:
- Систематичность. Работу по развитию исследовательских умений провожу регулярно, в урочное и во внеурочное время.
- Мотивированность. Помогаю видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.
- Психологический комфорт. Поощряю, поддерживаю и направляю творческие проявления и творческие идеи учащихся.
- Учёт возрастных особенностей. Стараюсь, чтобы исследование было посильным и интересным.
Исходя из того, что развитие исследовательских умений у детей приносит хорошие результаты, работу в данном направлении планирую продолжить.
Приложение 1
Некоторые задания на развитие умения видеть проблемы
«Продолжи рассказ»
Читаем детям неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание - «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющийся в полёт, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Задание детям формулируется примерно так: «Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую чёрточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребёнком в новый, непривычный для себя образ.
«Составьте рассказ, используя данную концовку»
Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения. Примеры концовок:
«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».
«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».
«Котенок сидел на дереве и громко мяукал».
«Сколько значений у предмета»
Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Приложение 2
Тест: «Уровень сформированности исследовательских умений»
/начальный этап/
- Умение видеть проблемы.
Задание: Представь, что ты на какое-то время стал комнатным растением в нашем кабинете. Опиши один день этой твоей воображаемой жизни.
- Умение выдвигать гипотезы.
Задание «Полезные предметы»: Ответь на вопрос, при каких условиях книга будет очень полезной?
- Развитие умения задавать вопросы.
Задание «Вопросы домашних животных»: Твоему питомцу стало скучно. Он решил задать тебе несколько вопросов. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются: кто? что? когда? где? как? почему? А вот как дальше? Помоги своему питомцу задать тебе вопросы.
- Развитие умения давать определения понятиям:
Приём «Характеристика»: Опиши жирафа.
- Умение классифицировать.
Задание «Четвертый лишний»: Что лишнее на столе? (Клей, ножницы, иголки, цветная бумага лежат на столе).
- Развитие умения наблюдать.
Задание: Рассмотри предметы, находящиеся вокруг тебя. Найди среди них все предметы красного цвета.
- Умение экспериментировать.
Мысленный эксперимент: Что можно сделать из дерева?
- Умение высказывать суждения и делать умозаключения:
Упражнение на аналогию: На что похожи облака?
Приложение 3
Тест: «Уровень сформированности исследовательских умений»
/контрольный этап/
- Умение видеть проблемы.
Задание: Представь, что ты на какое-то время стал котёнком. Опиши один день этой твоей воображаемой жизни.
- Умение выдвигать гипотезы.
Задание «Полезные предметы»: Ответь на вопрос, при каких условиях апельсин будет очень полезным?
- Развитие умения задавать вопросы.
Задание «Вопросы незнакомца»: Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником. Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?
- Развитие умения давать определения понятиям:
Метод определения понятий: «Что такое автобус?»
- Умение классифицировать.
Задание «Четвертый лишний»: Кто здесь лишний? (Картинки с изображением лисы, волка, белки, коня лежат на столе).
- Развитие умения наблюдать.
Задание «Рассмотрим предмет»: Рассмотри игрушку. А теперь закрой глаза. Вспомни и опиши все детали.
- Умение экспериментировать.
Мысленный эксперимент: Что можно сделать из песка?
- Умение высказывать суждения и делать умозаключения:
Упражнение на аналогию: На что похожи очертания деревьев за окном?
Приложение 4
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности исследовательских умений обучающихся 1 «А» класса
Таблица 1
Умения | Выполнили верно | Допустили ошибку | ||
Начальный этап | Контрольный этап | Начальный этап | Контрольный этап | |
видеть проблемы | 8 | 13 | 8 | 3 |
выдвигать гипотезы | 9 | 12 | 7 | 4 |
задавать вопросы | 10 | 14 | 6 | 2 |
давать определения понятиям | 10 | 13 | 6 | 3 |
классифицировать | 9 | 13 | 7 | 3 |
наблюдать | 12 | 14 | 4 | 2 |
проводить эксперименты | 12 | 14 | 4 | 2 |
делать умозаключения и выводы | 9 | 14 | 7 | 2 |
Диаграмма 1
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности исследовательских умений обучающихся 1 «А» класса
Приложение 5
Сравнительный анализ результатов диагностики интеллектуальных и личностных особенностей учащихся за первый и четвёртый классы
Таблица 2
Ф.И. | Интеллектуальные и личностные особенности, влияющие на обучение | |||||||||||||
Понятийное мышление | Абстрактное мышление | Самостоя тельность | Осведомлённость, эрудиция | Самооценка | Уровень тревожности | |||||||||
Интуитивное | Логическое | Категоризация | ||||||||||||
1 кл | 4 кл | 1 кл | 4 кл | 4 кл | 1 кл | 4 кл | 4 кл | 1 кл | 4 кл | 1 кл | 4 кл | 1 кл | 4 кл | |
Арсений | ср | ср | ср | ср | х | ср | ср | х | ср | ср | ср | ср | х | ср |
Егор | х | х | ср | х | ср | ср | ср | х | х | х | ср | х | х | ср |
Александр | сл | сл | ср | сл | сл | сл | сл | ср | сл | сл | ср | сл | х | ср |
Владислав | ср | ср | ср | х | ср | сл | ср | х | ср | ср | ср | х | в | ср |
Назар | сл | сл | ср | ср | ср | ср | сл | сл | ср | сл | ср | ср | х | х |
Захар | ср | сл | ср | ср | сл | сл | сл | ср | сл | ср | ср | ср | х | ср |
Валерия | сл | х | сл | сл | сл | сл | сл | сл | ср | сл | сл | ср | х | ср |
Александра | ср | ср | ср | ср | ср | ср | ср | х | ср | х | ср | х | ср | ср |
Диана | сл | ср | ср | ср | сл | сл | сл | сл | ср | ср | ср | ср | х | ср |
Иван | сл | сл | сл | ср | ср | ср | ср | сл | сл | сл | сл | ср | ср | ср |
Александр | сл | х | сл | х | ср | сл | ср | ср | ср | х | ср | х | ср | ср |
Александр | ср | ср | сл | сл | сл | сл | ср | ср | сл | ср | ср | в | ср | ср |
Владислав | ср | ср | ср | ср | ср | ср | ср | ср | сл | ср | ср | ср | сл | ср |
Елизавета | х | х | х | х | ср | ср | ср | х | х | х | ср | х | х | х |
Данные предоставлены педагогом-психологом школы.
Приложение 6
Результаты исследовательской деятельности учащихся
за 2018-2021 гг.
№ п/п | Дата | Название конференции | Уровень | Результат |
1 | 17.12. 2018 | XV Республиканская учебно-исследовательская конференция «Я – исследователь, я открываю мир!» | Республи канский | Свидетельство участника (направление – Естественнонаучное) |
2 | 26.02. 2019 | Районная учебно-исследовательская конференция обучающихся «Первые шаги» | Районный | Диплом II степени в секции эколого-биологического направления |
3 | 28.10. 2019 | VII Межрегиональная конференция «Спиридоновские чтения» | Межрегиональный | Сертификат участника в номинации «Первооткрыватели» |
4 | 28.10. 2019 | VII Межрегиональная конференция «Спиридоновские чтения» | Межрегиональный | Сертификат участника в номинации «Первооткрыватели» |
5 | 07.12. 2019 | XIX районная краеведческая конференция в рамках программы «Отечество – Земля Коми» | Районный | Диплом III степени в номинации «Природное наследие» |
6 | 10.12. 2019 | XV Республиканская учебно-исследовательская конференция «Я – исследователь, я открываю мир!» | Республи канский | Свидетельство участника (направление – Естественнонаучное) |
7 | 06.02. 2020 | XXIII Республиканская конференция участников туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми» | Республи канский | Грамота за успешное участие (секция «Природное наследие Коми края. К туристическому мастерству») |
8 | 13.02. 2020 | Районная учебно-исследовательская конференция «Первые шаги» | Районный | Диплом II степени в секции естественно-научного направления |
9 | 15.10. 2020 | Региональный конкурс исследовательских работ «Алюминиевая азбука» | Региональный | Диплом за III место в разделе «Физика» |
10 | 15.10. 2020 | Региональный конкурс исследовательских работ «Алюминиевая азбука» | Региональный | Диплом лауреата в разделе «Экология» |
11 | 20.11. 2019 | VIII Межрегиональная конференция «Спиридоновские чтения» | Межрегиональный | Сертификат участника в номинации «Первооткрыватели» |
12 | 07.12. 2019 | XX районная краеведческая конференция в рамках программы «Отечество – Земля Коми» | Районный | Диплом II степени в номинации «Природное наследие» |
13 | 08.02. 2021 | XXIV Республиканская конференция участников туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми» | Республи канский | Диплом I степени (секция «Природное наследие Коми края. К туристическому мастерству») |
14 | 02.03. 2021 | Районная учебно-исследовательская конференция «Первые шаги» | Районный | Диплом III степени в секции естественно-научного направления |
Приложение 7
Основные характеристики, которыми должен обладать педагог для решения задач исследовательского обучения:
- Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед обучающимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для них форме;
- Уметь увлечь обучающихся дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей;
- Быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске. Помогая детям, избегать директивных указаний и административного давления;
- Уметь быть терпимым к ошибкам обучающихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;
- Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований;
- Предоставлять возможность для регулярных отчётов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений;
- Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам;
- Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;
- Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований в работе по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;
- Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным обучающимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие обучающиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников
Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся в рам...
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития лич...
Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...
Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....
Развитие исследовательских умений младших школьников
В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...
Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.
Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса, так как современное общ...
- Мне нравится (1)