Формирование коммуникативной компетенции на уроках коми языка через применение ИКТ
учебно-методический материал

Галина Петровна Егорова

Использование информационных  технологий при формировании коммуникативной компетентности на уроках позволяет:

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

- совершенствовать умения письменной речи;

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций изучаемого языка;

- формировать устойчивую мотивацию деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебников, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках коми языка через применение ИКТ

СЛАЙД 1

Заяц-барабанщик

СЛАЙД 2                                    За уши зайца

Несут к барабану.  

Заяц ворчит:

-Барабанить не стану!

Нет настроения,

Нет обстановки,

Нет подготовки,

Не вижу морковки.

   Вот, кажется, такое простое детское стихотворение Валентина Берестова, а как точно его слова раскрывают сущность проблем введения коми языка как неродного в школах Воркуты...

Для меня, учителя коми языка, самой   острой проблемой  является  нежелание изучать язык народа нашей республики.

СЛАЙД 3  Перед вами среднестатистический воркутинский ученик, русскоязычный, который крайне редко слышит коми речь. Отсюда и возникают обозначенные проблемы:

щелчок- нет уважения к коми языку в обществе;

щелчок - неприятие семьи ученика к языку;

щелчок - нет личной установки на изучение языка;

щелчок - нет языковой практики в жизни.

Передо мной, учителем коми языка, встаёт задача сформировать:

СЛАЙД 4

- уважение к языку, как равному по значимости другим языкам;

- положительную личную установку на изучение языка;

- дать возможность языковой практике в жизни.

Так что же я могу сделать для того, чтобы заинтересовать ребят в изучении коми языка?

     Возрождая в памяти школьные годы, мы обычно с особой теплотой вспоминаем учителей, превращавших урок в увлекательное открытие нового.

 СЛАЙД 5 Уроки, где нам было комфортно, где нам была создана благоприятная рабочая атмосфера.  Учиться у таких учителей не только было легко и  интересно, но и  очень эффективно.

А что может оставить в памяти ученика  учитель века компьютерных технологий? Каким должен быть его урок? Как ему повысить мотивацию и познавательную активность учеников на уроках?

 СЛАЙД 6  Важнейшей  ключевой компетентностью школьников на уроках коми языка считаю коммуникативную компетентность.

 щелчок Именно эта направленность обучения предполагает формирование ученика как активного участника общения. Специфика предмета «коми язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения коми языку являются не основы наук, а способы деятельности обучение различным видам речевой деятельности:

СЛАЙД 7 говорению, аудированию, чтению, письму.

     При формировании коммуникативной компетености  различным видам речевой деятельности огромное значение получают на сегодняшний день информационные технологии.

СЛАЙД 8  Так родилась тема самообразования «Формирование коммуникативной компетенции на уроках коми языка через применение ИКТ». Использование мультимедиа приложений (аудиоматериалов, мульфильмов)  формирует коммуникативные умения в аудировании, говорении и чтении на коми языке,

СЛАЙД 9 повышает мотивацию, развивает речевые способности, память, мышление, воображение, открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, ТУ САМУЮ МОРКОВКУ, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной, осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению обучающихся с разной степенью подготовки, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

 СЛАЙД 10   Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету, дает богатейшую возможность для развития личности ученика, развивает его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

СЛАЙД 11     Важным и продуктивным, на мой взгляд, является применение мультимедийных презентаций при создании самостоятельного проекта на заданную тему, а затем ее защита на уроке. Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Таким образом, мультимедийные средства позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры и развитие умения работать   с различными типами информации и ее источниками.

 СЛАЙД 12 Одним из путей реализации учебной цели  является использование тренажёров, предназначенных для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. Тренажеры - это и способ проверки знаний. Ребенок выполняет задания и  оценивает свои достижения, при необходимости корректирует. Детям очень нравится работать с тренажерами как на уроке, так и на переменах и, конечно, дома. В своей практике использую как готовые тренажёры, так и созданные самостоятельно.

 СЛАЙД 13     Эти  тренажёры размещены на моём персональном сайте. Сайт позволяет мне  организовать дистанционное обучение. Младшему школьнику присуще любопытство. По ссылкам, предложенным на сайте, он может найти ответ на многие интересующие его вопросы. 

 СЛАЙД 14 Одной из наиболее эффективных является работа на интерактивной доске. Она представляет учителю и ученикам новые возможности работы на уроке. Все, что есть в компьютере, оживает на интерактивной доске. Можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые области и добавлять цвета, использовать средства записи экрана с озвучиванием.  Тексты, рисунки, подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.

Благодаря данному ресурсу, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

СЛАЙД 15   Использование информационных  технологий при формировании коммуникативной компетентности на уроках позволяет:

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

- совершенствовать умения письменной речи;

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций изучаемого языка;

- формировать устойчивую мотивацию деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебников, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

СЛАЙД 16      Таким образом, с помощью интерактивных технологий я решаю проблемы по формированию коммуникативной компетентности. Это подтверждает позитивная динамика показателей качества знаний и стабильно высокие результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня по предмету.

 СЛАЙД 17

И хотя я нахожусь в начале пути, я уже сегодня  вижу определённый достигнутый результат – желание быть на моём уроке, желание изучать язык коми народа, хорошие отзывы родителей. И я понимаю, что нахожусь на правильном пути!

   Позвольте закончить своё выступление с учетом компетентностного подхода в обучении, известным стихотворением:

СЛАЙД 18

С радостью заяц

Бежит к барабану.

Заяц кричит:

- Барабанить я стану!

Есть настроение,

Есть обстановка,

Есть подготовка,

И чудо-морковка!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе

В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка...

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....