Материалы к выступлению «Технологическая карта – как показатель профессионализма учителя начальных классов»
учебно-методический материал
Материалы к выступлению на педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.Я.Байрамгулова
Выступление «Технологическая карта – как показатель профессионализма учителя начальных классов»
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Обучение с использованием технологической карты позволяет:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Предварительный просмотр:
Л.Я.Байрамгулова
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК «Школа России», учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс»
Тема | Родственные слова |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые | Учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
Личностные | Проявляют интерес (мотивацию) к изучению нового, этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений). Коммуникативные: принимать участие в обсуждении заданий в паре, проявлять инициативу, самостоятельность в работе; выражать свои мысли в устной речи. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Этап «Постановка учебной задачи» | ||||||
1. Читает текст Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. — О! Здравствуйте! Вы кто? — Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? — А я ваша родственница - гусеница. | Слушают текст. | Выделять существенную информацию из текста.
| Слушать учителя | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
| ||
2. Организует беседу, выявляющую представления детей о родственных словах: — Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию,} Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. — Как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему? - Сформулируйте тему нашего урока. 3. Подводит итог беседы. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Выдвигают предположения о теме урока. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Этап «Усвоение новых знаний и способов действий» | ||||||
Знакомит с понятием «родственные слова». Организует работу с упражнением по распознаванию родственных слов (№ 77,78 с.58) | Читают текст, Называют и записывают родственные слова, выделяют общую часть, определяют | Овладевают понятием родственные слова. Распознают родственные слова, находят | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время выполнения задания, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания, доказательства | Сравнивают, анализируют слова. Контролируют правильность и полноту ответов обучающихся | Владеть логическими операциями сравнения и анализа Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Этап «Закрепление знаний и способов действий» | ||||||
Организует работу в парах по распознаванию родственных слов (упр.82) Предлагает прочитать задания и выполнить их в паре. Проверяет правильность выполнения задания | Называют родственные слова, записывают, выделяют общую часть | Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова | Взаимодействуют в паре, находят родственные слова, доказывают свой выбор | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания, доказательства | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания | Уметь осуществлять само- и взаимоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане |
Организует самостоятельную работу обучающихся (На карточках записаны слова.) 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. — В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова, выделите общую часть. | Самостоятельно находят родственные слова, зачеркивают лишние, выделяют общий корень | Распознают родственные слова, находят | Сравнивают, анализируют слова. Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания | Уметь осуществлять самоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане | ||
Этап «Рефлексия учебной деятельности» | ||||||
Организует беседу по вопросам: – Какое открытие сделали – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время беседы, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют ответы обучающихся, дополняют | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Этап «Домашнее задание» | ||||||
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Слушать учителя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
25.10.21 Предмет: русский язык Класс: 2 УМК «Школа России» , учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс» Тема: Родственные слова
Тема: Родственные слова Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова , формирования умения находить родственные слова, выделять общую часть слова Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. 25.10.21
Этап «Постановка учебной задачи» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Слушают текст. Выделять существенную информацию из текста Коммуникативная Слушать учителя Регулятивная Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. 25.10.21
Этап «Постановка учебной задачи» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Выдвигают предположения о теме урока. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Коммуникативная Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания Регулятивная Контролируют правильность ответов обучающихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания 25.10.21
Этап «Закрепление знаний и способов действий». Работа в парах 25.10.21 Упр.82 . Прочитайте. Лето, лететь, летний, летом. Гора, горевать, горка, гористый. Сыр, сырость, сырок, сырник. -Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть.
Этап «Закрепление знаний и способов действий» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Называют родственные слова, записывают, выделяют общую часть Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова среди слов с омонимичными корнями Коммуникативная Взаимодействуют в паре, находят родственные слова, доказывают свой выбор Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания, доказательства Регулятивная Осуществляют само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания Уметь осуществлять само- и взаимоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 25.10.21
Этап «Самостоятельная работа» 25.10.21 На карточках записаны слова. 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. — В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только родственные, выделите общую часть.
Этап «Закрепление знаний и способов действий» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Самостоятельно находят родственные слова, зачеркивают лишние, выделяют общий корень Распознают родственные слова, находят в них общую часть. Определяют лексическое значение родственных слов Коммуникативная Регулятивная Сравнивают, анализируют слова. Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания Уметь осуществлять сравнение, анализ, самоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане 25.10.21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"
Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....
Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"
Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Статья для выступления на международной конференции "Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Краткое содержание статьи...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)
Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....