Опыт работы "Формирование коммуникативно-социальных навыков"
статья
"Формирование коммуникативно-социальных навыков"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Единственный человек, с которым вы должны
сравнивать СЕБЯ, это вы в прошлом.
И единственный человек, лучше которого
вы должны быть, это вы есть сейчас»
Зигмунд Фрейд
Опыт работы по теме
«Компетентность взаимодействия с собой, как средство активизации социальных навыков»
В младшем школьном возрасте происходит формирование основных качеств личности и психических процессов. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов развивать у детей способность к самостоятельной организации учебной деятельности и саморазвитию.
К взаимодействию с собой, непосредственно, относится формирование коммуникативнвых навыков не только у обучающихся, но и у учителся.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что для младшего школьника общение выступает необходимым условием, без которого невозможно полноценное формирование как отдельных психических функций, процессов и свойств человека, так и личности в целом. Дети общаются всегда. Общение позволяет им организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между другими сверстниками. Поэтому, формирование компетентности взаимодействия с собой является актуальной проблемой современного образования, решение которой имеет важное значение, как в ситуации конкретной личности, так и общества в целом.
Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативно-социальных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но эти задачи зачастую решаются теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Для участников образовательного процесса урок интересен тогда, когда он современен. Современный урок – совершенно новый, насущный, актуальный. Современный урок закладывает основу для будущего, готовит ребенка к жизни в современном обществе.
На заседании городского методического объединения учителей начальных классов представила опыт работы по теме «Современный урок в начальной школе».
Мною была написана статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
Данная статья была опубликована в Сборнике материалов региональных научно-практических конференций (изд. Орел-2017) Департамента образования Орловской области (стр.16-20)
Каждый день, придя в школу, обучающиеся встречаются с маленьким чудом. Ведь процесс познания сам по себе – чудо. С первого урока я строю процесс познания таким образом, чтобы у детей возник интерес к творческой деятельности, закрепились положительные чувства и эмоции, полученные от их деятельности. Пробуждая интерес к учению, создаю ситуацию успеха.
Поэтому несколько лет я работала по теме «Создание проблемной ситуации в начальной школе».
Итогом этой работы стала региональная видеоконференция «Реализация ФГОС начального общего образования: актуальные проблемы и пути их решения», где был представлен педагогический опыт работы по теме «Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе». Также была данная статья опубликована на сайте Инфоурок в сети интернет.
Педагог должен создать такие условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к общению с одноклассниками, активности, самостоятельности в процессе учебного общения, старается соблюдать правила поведения как в школе, так и вне школы. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию коммуникативно-социальных навыков.
Компетентность взаимодействия с собой включает в себя три понятия:
Саморегуляция | Самоконтроль | Самоорганизация |
способность управлять собой, своими мыслями, эмоциями и возможность выбрать как себя вести в напряженной ситуации. | способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации и управлять ими; | способность действовать интуитивно и осознанно, мобилизовать себя на выполнение задач, выбирать стратегию настойчивости |
Все эти понятия неразрывно связаны между собой, с развитием волевой сферы и воспитанием.
1. Саморегуляция
Существует несколько приемов саморегуляции:
- Дыхательная техника
- Регуляция мышечного тонуса
- Умение концентрироваться
- Настройка на результат
Для развития саморегуляции использую следующие упражнения:
Упражнение "Подарок под ёлкой".
Цель: расслабление мышц лица.
"Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
Упражнение. "Корабль и ветер".
Цель: настроить группу на рабочий лад.
"Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.
2. Самоконтроль
В учебной деятельности необходимо не только управлять своими эмоциями, но и осуществлять самоконтроль. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Выделяют 3 этапа формирования самоконтроля:
1 этап | Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя |
2 этап | Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников |
3 этап | Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять её самоанализ, самооценку и самокоррекцию |
Приемы самоконтроля:
-сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
-осуществлять самопроверку по плану;
-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;
-перечислять последовательность действий и операций контроля;
-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;
-целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
На своих уроках я использую различные виды упражнений для формирования навыка самоконтроля.
1 этап - ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя
Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.
Игра "Лесенка".
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.
Игра «Словомер»
- Повторное чтение. Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение этого времени ученики читают текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост).
Специально организованное списывание.
Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.
2 этап - ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников
Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ.
Каждый ученик решает свою задачу, затем они сверяют полученный результат с ответом, предложенным учителем. Это позволяет детям убедиться в правильности выполнения заданий. В такой ситуации ученик ставит себя на место учителя, у него формируются ответственное отношение к выполнению контроля.
Конечный результат в этом направлении – не только научить учащихся оценивать знания другого, но и критически подойти к себе, так как со временем они начинают переносить полученные умения и на собственную работу, оценивать свою деятельность.
- Сравнивать промежуточный результат с эталоном.
- Использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
- Самостоятельно корректировать план проверки.
3 этап - ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять её самоанализ, самооценку и самокоррекцию
После того как учащиеся овладели некоторыми умениями контроля письменных работ друг у друга, можно переходить к проверке собственных pабот.
Чаще всего я использую такие приемы. Например:
- после написания словарного диктанта дается ученикам задание проверить самостоятельно и поставить себе оценку. Это самоконтроль на основе объявленных критериев.
- дается задание на уроке математики. После самостоятельного решения задачи получает контрольную карточку с записью полного решения задачи. Проверяя себя, ученик сравнивает сове решение с образцом, предложенным в карточке. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях.
- учащимся, затрудняющимся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием задачи педагог дает карточки, на которых записана схема решения задачи. В схему может быть введены и другие данные. Схематический образец решения задания на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля.
- составление вопросов для самоконтроля. Учащиеся составляют для себя вопросы, а потом учитель дает задание отвечать на эти вопросы и ставить себе оценки.
Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля. Особенно являются продуктивными те, в которых обучающийся имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
Таким образом, можно выделить приемы самоконтроля:
-сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
-осуществлять самопроверку по плану;
-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;
-перечислять последовательность действий и операций контроля;
-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;
-целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы. В ходе такой работы у ребенка формируется навык самоконтроля.
3. Самоорганизация
Самоорганизация - целеустремлённость, умение управлять собой, использовать все свои возможности для достижения целей, мобилизировать себя, рационально использовать время, силы, средства
Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.
1. Развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.
2. Научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Для этого у учащихся необходимо сформировать умения самоорганизации учебной деятельности:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
-умение оценивать ход и результаты учебного задания.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Дети должны верить в успех своей работы.
Младшие школьники должны обладать коммуникативными умениями:
- умение воспринимать и понимать информацию;
- умение работать в группе, решая поставленные задачи коммуникативными средствами;
- умение пользоваться коммуникативными средствами для представления, обоснования собственной позиции;
- умение оценивать результаты собственных учебных и внеучебных действий в монологической форме.
Каждое из данных умений формируется в деятельности. На своих уроках организую следующие виды деятельности:
1. Организация групповой и парной работы на каждом уроке. Организация групповой и парной видов учебной деятельности на каждом уроке позволяет обучающимся научиться координировать свои действия с действиями одноклассников с помощью коммуникативных средств. Ребенку необходимо сообщить своим одноклассникам о намерении выполнить то или иное действие; непроизвольно оценить уместность его выполнения, уместность предложения одноклассникам конкретного способа действий. Данные формы работы в своей педагогической деятельности я организовываю на каждом уроке.
2. Применение игровых технологий в учебной и во внеурочной деятельности. Одним из самых продуктивных способов формирования компетенции «Взаимодействие с самим собой» является включение игровых технологий в учебную и внеурочную деятельность обучающихся. В игре обучающиеся получают колоссальный опыт коммуникативного взаимодействия не только с педагогом и сверстниками, но и с самим собой. Особую ценность игровая деятельность приобретает потому, что в игре младший школьник «примеряет на себя» различные социальные роли, каждая из которых предполагает свою специфику коммуникативного взаимодействия (исходя из условий игры). В рамках игрового процесса каждый ребенок может также с помощью рефлексивных карт (либо других материалов) проанализировать собственную деятельность.
3. Организация проектной деятельности младших школьников. В помощь педагогу, стремящемуся сформировать у обучающихся высокий уровень развития коммуникативных компетенций, разработана современная педагогическая технология – организация проектной деятельности младших школьников, которую я регулярно использую в своей педагогической деятельности. В рамках реализации проектов классный коллектив делится на группы. Перед каждой группой стоит конкретная задача, решение которой приблизит обучающихся к достижению проектной цели. Обучающиеся не ограничены в своем взаимодействии внутри групп. Проект позволяет обучающимся самостоятельно согласовать способы выполнения поставленной перед группой задачи. В постоянном коммуникативном взаимодействии дети учатся принимать и понимать поставленную задачу, договариваться с одноклассниками о способах ее решения, согласовывают собственные действия друг с другом для совместной реализации проектных мероприятий.
4. Организация взаимодействия обучающихся в форме диспутов, дебатов. В современном мире любому человеку необходимо уметь: отстоять собственную позицию, по какому либо вопросу; обосновывать свою приверженность позиции, опираясь на логичную доказательную базу. Развитие этих умений невозможно без развитых коммуникативных умений. Младший школьный возраст является сензитивным для развития данных умений. В своей педагогической деятельности я регулярно использую такие методы обучения как диспут и дебаты. В процессе дебатов обучающиеся формируют умение отстаивать и обосновывать собственную позицию. Учатся принимать позицию оппонента и отказываться от своей в том случае, если собственная позиция является ошибочной.
5. Способ составления (дополнения) мини-рассказов. Каждый обучающийся должен осознавать возможности и значимость собственной речи. Для этого ребенку необходимо предоставлять возможность анализа результатов собственной коммуникативной деятельности. В своей педагогической деятельности я предоставляю такую возможность через метод составления мини-рассказов. Обучающимся предлагается дополнить небольшой рассказ своими словами. При этом младший школьник анализирует свои коммуникативные действия, осознает, к какому результату они привели, рассуждает о том, чего позволяет добиться коммуникативное взаимодействие.
Применение компетенции обучающимися:
- в учебной деятельности;
- во взаимодействии с взрослыми;
- при поиске информации (не только учебной);
- при общении со сверстниками;
- в общественно-полезных проектах;
- при взаимодействии с самим собой.
Использование вышеописанных методов по развитию, формированию компетенции создают мой положительный педагогический опыт. У моих обучающихся наблюдается положительная динамика результатов. И это не только образовательные результаты. С развитой коммуникативной компетенцией обучающемуся проще ориентироваться в потоке информации (не только учебной), обучающийся не боится вступать в коммуникативное взаимодействие и со сверстниками, и со взрослыми. Ученик легко ориентируется в современном изменчивом мире. Все это демонстрирует успешность применения данной компетенции детьми, которую изо дня в день я формирую при организации образовательного и воспитательного процессов.
Воспитательная программа «Р.И.Т.М. (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление) получила Лицензию. По данной программе работают и мои коллеги.
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» успешно осваивается моими учениками. Методика работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Осваивая этот курс, у обучающихся формируется умение общаться друг с другом, слушать других, понимать интересы окружающих. Развиваваются личностные качества: ответственность, самостоятельность, активность. Идет формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Моя основная задача: социализировать ребенка, дать ему возможность научиться ориентироваться в мире и адаптироваться под его особенности, сделать его компетентным со всех сторон.
Успешно сотрудничаю с образовательным полилингвистическим центром развития «Белая Береза». Оказываю методическую и практическую помощь русской школе «Белая Береза», делюсь своим педагогическим мастерством с коллегами из Италии в этом направлении.
Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. В процессе педагогического взаимодействия происходит формирование социально-эмоциональных навыков, позволяющие распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике.
В процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Мультимедиа конструктор» как средство формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у младших школьников»
Опыт работы был представлен на районном этапе Всеросийского конкурса "Учитель года 2013"...
Опыт работы по теме: "Социально - поведенческие навыки старших дошкольников"
Мой опыт работы по данной теме....
Инновационный опыт работы. Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа»
Нельзя преподносить знания готовыми,Надо каждое «открытие» Делать вместе с детьми...
Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"
Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека....
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Об экологии мы говорим не только на уроках окружающего мира, но и на классных часах, на технологии и уроках изобразительного искусства и других....
Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков"
quot;Формирование коммуникативных навыков"...