Современный урок в начальной школе: критерии, проектирование, оценка результата
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматриваются особенности современного урока в контексте требований ФГОС НОО; специфика организации современного урока (планируемая учебная деятельность учащихся на уроке, роль учителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в начальной школе: критерии, проектирование, оценка результата
С урока начинается весь образовательный процесс, им же он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это новый вклад в развитие ученика.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей школьников.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Таким образом, современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, для усвоений знаний и формирования УУД.
В этом случае вся учебная деятельность на уроке должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Как же построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности: учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения.
Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.
В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, с использованием девайсов, заседание клуба).
- Деятельностная структура современного урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся;
- Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает;
- Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний и умений.
Что такое «учебная деятельность»?
Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:
- Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
- Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.
- Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.
- Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.
- Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Структуру учебной деятельности, исходя из основных методологических принципов, выглядит следующим образом.
Для того чтобы начать изменение себя, учиться чему-либо, учащийся должен дать себе соответствующую установку – цель.
В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал. Он еще не знал, получится ли у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него важно было это получить. Однако при этом в его действиях возникло затруднение – иначе бы он все сделал до конца и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности:
Пробное действие – затруднение - цель
Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию, т.е. ему надо и он хочет получить некоторый результат. Следовательно, к полученной ранее цепочке шагов в действиях по самоизменению добавляется еще один шаг:
Мотивация - пробное действие – затруднение - цель
Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать или научиться что-то делать. Как действовать дальше?
В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности. Суть этого метода заключается в том, что в ситуации затруднения для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:
- Зафиксировать затруднение и подумать;
- Проанализировать, как выполнялось данное действие и в каком месте возникло затруднение (исследование - И)
- Установить, по какой причине оно возникло (критика – К)
- Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства (проект – П);
- Реализовать построенный проект.
Если коротко сказать, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных.
Завершится путь учения – самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли учебная цель и в какой степени.
В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как «ассоциации», «наглядность», «сочленение наглядности со словом», «упражнения». Основными понятиями теории учения в рамках деятельностной педагогики являются «действия» и «задача».
Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.
Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями:
1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.
2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.
3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.
Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Таким образом, урок требует обновления по следующим позициям:
- Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
- Комплексный подход к планированию результатов урока.
- Обновление форм организации учебных занятий.
Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.
Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Таким образом, урок требует обновления по следующим позициям:
- Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
- Комплексный подход к планированию результатов урока.
- Обновление форм организации учебных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...
Выступлене на тему "Проектирование и анализ современного урока в начальной школе"
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...
Проектирование современного урока в начальной школе в условиях работы по ФГОС НОО»
Презентация по материалам методического объединения...
Проектирование современного урока в начальной школе
В условиях внедрения ФГОС НОО ключевыми в построении урока являются идеи развивающего обучения, формирование УУД, системно - деятельностный подход в обучении.Требования к уроку с позиций ФГОС:- ...
Проект. Проектирование работы в группе на современном уроке в начальной школе.
Краткая аннотация инновационного проекта «Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).В данном проекте предл...
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют це...
Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...