Современный урок в начальной школе: критерии, проектирование, оценка результата
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматриваются особенности современного урока в контексте   требований   ФГОС НОО; специфика организации  современного урока  (планируемая  учебная деятельность  учащихся на  уроке, роль учителя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе: критерии, проектирование, оценка результата

С урока начинается весь образовательный процесс, им же  он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это новый вклад в развитие ученика. 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.  

На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
          Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
         Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей  школьников.

          Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Таким образом, современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, для усвоений знаний и формирования УУД.
          В этом случае вся учебная деятельность на уроке должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
          Как же построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? 
         По своей  структуре современный урок совпадает со структурой деятельности
: учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения. 

Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
        Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.

  В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, с использованием девайсов, заседание клуба).

  1. Деятельностная структура современного урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся;
  2. Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает;
  3. Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний и умений.

Что такое «учебная деятельность»?

       Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:

  1. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
  2. Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.
  3. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.
  4. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.
  5. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

Структуру учебной деятельности, исходя из основных методологических принципов, выглядит следующим образом.

Для того чтобы начать изменение себя, учиться чему-либо, учащийся должен дать себе соответствующую установку – цель.

В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал. Он еще не знал, получится ли у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него важно было это получить. Однако при этом в его действиях возникло затруднение – иначе бы он все сделал до конца и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности:

Пробное действие – затруднение - цель

          Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию, т.е. ему надо и он хочет получить некоторый результат. Следовательно, к полученной ранее цепочке шагов в действиях по самоизменению добавляется еще один шаг:

Мотивация - пробное действие – затруднение - цель

       Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать или научиться что-то делать. Как действовать дальше?

         В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности. Суть этого метода заключается в том, что в ситуации затруднения для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:

  • Зафиксировать затруднение и подумать;
  • Проанализировать, как выполнялось данное действие и в каком месте возникло затруднение (исследование - И)
  • Установить, по какой причине оно возникло (критика – К)
  • Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства (проект – П);
  • Реализовать построенный проект.

Если коротко сказать, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных.

Завершится путь учения – самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли учебная цель и в какой степени.

В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как «ассоциации», «наглядность», «сочленение наглядности со словом», «упражнения». Основными понятиями теории учения в рамках деятельностной педагогики являются «действия» и «задача».

Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.

Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями:

1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.

2.  Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.

3.   Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.

Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Таким образом, урок требует обновления по следующим позициям:

  • Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
  • Комплексный подход к планированию результатов урока.
  • Обновление форм организации учебных занятий.

Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.

Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Таким образом, урок требует обновления по следующим позициям:

  • Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
  • Комплексный подход к планированию результатов урока.
  • Обновление форм организации учебных занятий.
  • Урок комбинированного типа с позиции основных дидактических требований

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...

Выступлене на тему "Проектирование и анализ современного урока в начальной школе"

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...

Проектирование современного урока в начальной школе

В условиях внедрения ФГОС НОО ключевыми в построении урока являются  идеи развивающего обучения, формирование УУД, системно - деятельностный подход в обучении.Требования к уроку с позиций ФГОС:- ...

Проект. Проектирование работы в группе на современном уроке в начальной школе.

Краткая аннотация инновационного проекта «Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).В данном проекте предл...

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют це...

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...