Внеурочная деятельность как одно из направлений воспитательной работы при формировании метапредметных и личностных УДД младших школьников
материал
Предварительный просмотр:
Приоритетной целью современного российского образования является не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – т.е научить учиться. Одной из составляющих образовательного стандарта является внеурочная деятельность обучающихся- это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой школы решаются задачи воспитания, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности, метапредметные и личностные УУД у каждого учащегося.
Предполагаемые метапредметные и личностные результаты
внеурочной деятельности
Метапредметные
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- сформированность коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- сформированность исследовательских компетентностей.
Личностные
- рост социальной активности обучающихся;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру;
- высокий уровень достижения креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
- сформированность представлений о нравственности, опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- формирование навыков здорового образа жизни.
С нового учебного года внеурочная деятельность входит в состав новой Рабочей программы воспитания.
У нас в лицее внеурочная деятельность строится на следующих основных принципах:
-выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями (в конце учебного года родители выражают свои пожелания по выбору курсов внеурочной деятельности на новый учебный год);
-учет возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию (Участие в акциях, мероприятиях лицейского и городского уровня)
-единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума (В процессе воспитания личности каждого обучающегося лицей сотрудничает с различными организациями города: МБУ "Мценский краеведческий музей", Библиотека им. И.А. Новикова г. Мценска, Свято-Троицкий храм города Мценска Орловской епархии Орловской митрополии Русской Православной Церкви, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Мценска, МБУ г. Мценска "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", МО МВД «Мценский», БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Мценска», КУ ОО "Центр занятости населения Мценского района». Лицей взаимодействует со спортивными организациями города Мценска: МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», БУ ОО "Спортивная школа олимпийского резерва №2" г. Мценска).
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в МБОУ г.Мценска «Лицей № 5» осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Внеурочная деятельность в лицее организуется по следующим направлениям развития личности:
- Спортивно- оздоравительное
- Духовно- нравственное направление
- Социальное направление
- Общеинтеллектуальное направление
- Общекультурное направление
По всем этим направлениям мы уже работаем давно.
1) Спортивно- оздоравительное направление реализуется через такие формы, как физкультурные праздники и соревнования, подвижные, оздоровительные игры. Они направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Данное направление реализуется по программам курсов «Ритмика», «Разговор о правильном питании», а также через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы кружков «Танцевальное конфетти», «Волейбол», «Футбол», «Баскетбол».Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья.
2) Социальное направление реализуется через курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Азбука общения», «Мы-твои друзья».
3)Огромное внимание в лицее уделяется военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию личности патриота и защитника своей Родины. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играет созданные в лицее военно-патриотический клуб «Монолит», отряд юных инспекторов дорожного движения, отряд «Волонтёры Победы», пионерская организация им. В.Н. Кожухова. Начальным этапом вовлечения обучающихся в детские общественные объединения служит реализация курса духовно-нравственного направления “Я-гражданин России” в 1-4 классах.
4) Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
В качестве содержательного наполнения внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления предлагаются занятия по программам, которые позволяют усилить возможности учебных предметов:
Учебные предметы | Название программ внеурочной деятельности |
Русский язык | Занимательный русский язык |
Литература | Школа развития речи |
В мире детской литературы | |
Математика | Юным умникам и умницам |
Биология | Естествознание.Азбука экологии. |
Земля - наш общий дом | |
Информатика и ИКТ | Компьютерная азбука |
5) Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Творческий потенциал обучающихся реализуется в рамках курсов общекультурного направления «Творческая мастерская «Умелые руки», «Волшебные нотки», “Детский дизайн”, театральная студия “В гостях у сказки”.
Критерием эффективности курсов внеурочной деятельности являются достижения обучающихся в конкурсах и олимпиадах городского, регионального и всероссийского уровней:
-курс “ Я-гражданин России”.Региональный и Заключительный этап Пятой Всероссийской школы-конкурса «Портрет твоего края» в сфере развития и продвижения территорий;победитель.
- курс “Творческая мастерская “Умелые руки”
- Региональный конкурс рисунков для младших школьников «Новогодняя открытка нашим врачам» в рамках проекта «Здоровое будущее».призёр.
- Городской конкурс-выставка детского творчества «Дети, техника, творчество -2020», посвященного 75-годовщине Победы в ВОВ. 3 победителя, 3 призёра
- Городской конкурс детских рисунков «Крылья Ангела».призёр
- Городской конкурс «Предупреждение пожаров и безопасность жизнедеятельности»1 победитель, 1 призёр
- Городская выставка декоративно-прикладного конкурса «Новогодняя игрушка».призёр
- Городской конкурс рисунков среди детей и подростков «Я выбираю жизнь!».призёр
- Городской конкурс –выставка «Детский мир техники»2 победителя
- Городская выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Пасхальный благовест»,1 победитель, 1 призёр
- курс «Ритмика».Областной творческий конкурс «Праздничная «Светофория», посвященного 85-летию ГИБДД МВД России. Команда лицея призёр
- курс “Волшебные нотки”.2 Межрегиональный конкурс патриотической песни «Журавли». Команда лицея призёр
- курс “Юным умникам и умницам”. Областная метапредметная олимпиада «Знаю, умею, действую!» 1 победитель, 2 призёра
- курс “Естествознание” Городской конкурс «Покормите птиц!».
-курс “Театральная студия “В гостях у сказки” Муниципальный этап конкурса видеороликов «Поздравление с новым годом!», среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Победитель
-курс “В мире детской литературы”:
- Муниципальный этап регионального фестиваля творческого чтения «Живое слово»,3 победителя, 2 лауреата
- Городской фестиваль « И вновь в неведомые дали корабль космический взлетит…», посвящённого 60-летию полета Ю.Гагарина в космос. 1 победитель,2 призёра.
В заключении хотелось бы сказать:
- Мы считаем, что внеурочная деятельность в лицее является одной из приоритетных составляющих учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом целенаправленная деятельность способствует формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации.
- В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
- Разнообразные формы организации внеурочной деятельности повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России"....
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
«Комплексная диагностическая программа изучения метапредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения».
Изучить динамику развития основных компонентов учебной деятельности школьников под влиянием образовательной среды....
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Доклад: " Внеурочная деятельность, как одно из направлений развития школьника с ОВЗ ( ограниченными возможностями здоровья)"
Из опыта работы кружка: " Модульное оригами"....
Презентация к докладу: " Внеурочная деятельность, как одно из направлений развития школьника с ОВЗ.
Презентация к докладу....
«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»
Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...