Внеурочная деятельность как одно из направлений воспитательной работы при формировании метапредметных и личностных УДД младших школьников
материал

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

выступление на секции РУМО начальных классов, 14.09.2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

     Приоритетной целью современного российского образования является не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – т.е научить учиться. Одной из составляющих образовательного стандарта является внеурочная деятельность обучающихся- это  совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой школы решаются задачи воспитания, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность понимается сегодня  как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности, метапредметные и личностные УУД у каждого учащегося.

Предполагаемые метапредметные и личностные результаты

внеурочной деятельности

Метапредметные

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • сформированность коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • сформированность исследовательских компетентностей.

Личностные

  • рост социальной активности обучающихся;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру;
  • высокий уровень достижения креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
  • сформированность представлений о нравственности, опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
  • формирование навыков здорового образа жизни.

С нового учебного года внеурочная деятельность  входит в состав новой  Рабочей программы воспитания.

У нас в лицее внеурочная деятельность строится на следующих основных принципах:

   -выбор обучающимися  внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями (в конце учебного года родители выражают свои пожелания по выбору курсов внеурочной деятельности на новый учебный год);

   -учет возрастных особенностей;

   -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

   -связь теории с практикой;

   -доступность и наглядность;

   -включение в активную жизненную позицию (Участие в акциях, мероприятиях  лицейского и городского уровня)

   -единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума (В процессе воспитания личности каждого обучающегося лицей  сотрудничает с различными организациями города: МБУ "Мценский краеведческий музей", Библиотека им. И.А. Новикова г. Мценска, Свято-Троицкий  храм города Мценска Орловской епархии Орловской митрополии Русской Православной Церкви, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Мценска, МБУ г. Мценска "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", МО МВД «Мценский», БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Мценска», КУ ОО "Центр занятости населения Мценского района». Лицей взаимодействует со спортивными организациями города Мценска: МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа»,  БУ ОО "Спортивная школа олимпийского резерва  №2" г. Мценска).

Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в МБОУ г.Мценска «Лицей № 5» осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Внеурочная деятельность в лицее организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно- оздоравительное
  • Духовно- нравственное направление
  • Социальное направление
  • Общеинтеллектуальное направление
  • Общекультурное направление

По всем  этим направлениям мы уже работаем давно.

1) Спортивно- оздоравительное направление  реализуется через такие формы, как физкультурные праздники и соревнования, подвижные, оздоровительные игры. Они направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Данное направление реализуется по программам курсов «Ритмика», «Разговор о правильном питании», а также через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы кружков «Танцевальное конфетти», «Волейбол», «Футбол», «Баскетбол».Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья.

2) Социальное направление  реализуется через курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Азбука общения», «Мы-твои друзья».

3)Огромное внимание в лицее уделяется военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию личности патриота и защитника своей Родины.  Большую роль в воспитании подрастающего поколения играет созданные в лицее военно-патриотический клуб «Монолит», отряд юных инспекторов дорожного движения, отряд «Волонтёры Победы», пионерская организация им. В.Н. Кожухова. Начальным этапом вовлечения обучающихся в детские общественные объединения служит реализация курса духовно-нравственного направления “Я-гражданин России” в 1-4 классах.

4) Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

В качестве содержательного наполнения  внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления предлагаются занятия по программам, которые позволяют усилить возможности учебных предметов:

Учебные предметы

Название программ  внеурочной деятельности

Русский язык

Занимательный русский язык

Литература

Школа развития речи

В мире детской литературы

Математика

Юным умникам и умницам

Биология

Естествознание.Азбука экологии.

Земля - наш общий дом

Информатика и ИКТ

Компьютерная азбука

5) Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Творческий потенциал обучающихся реализуется в рамках курсов общекультурного направления «Творческая мастерская «Умелые руки», «Волшебные нотки», “Детский дизайн”, театральная студия “В гостях у сказки”.

    Критерием эффективности курсов внеурочной деятельности являются достижения обучающихся в конкурсах и олимпиадах городского, регионального и всероссийского уровней:

-курс “ Я-гражданин России”.Региональный и  Заключительный этап Пятой Всероссийской школы-конкурса «Портрет твоего края» в сфере развития и продвижения территорий;победитель.

- курс “Творческая мастерская “Умелые руки”

  • Региональный конкурс рисунков для младших школьников «Новогодняя открытка нашим врачам»  в рамках проекта «Здоровое будущее».призёр.
  • Городской конкурс-выставка детского творчества «Дети, техника, творчество -2020», посвященного 75-годовщине Победы в ВОВ. 3 победителя, 3 призёра
  • Городской  конкурс детских рисунков «Крылья Ангела».призёр
  • Городской конкурс «Предупреждение пожаров и безопасность жизнедеятельности»1 победитель, 1 призёр
  • Городская выставка декоративно-прикладного конкурса «Новогодняя игрушка».призёр
  • Городской конкурс рисунков среди детей и подростков «Я выбираю жизнь!».призёр
  • Городской конкурс –выставка «Детский мир техники»2 победителя
  • Городская выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Пасхальный благовест»,1 победитель, 1 призёр

- курс «Ритмика».Областной творческий конкурс «Праздничная «Светофория», посвященного 85-летию ГИБДД МВД России. Команда лицея призёр

- курс “Волшебные нотки”.2 Межрегиональный конкурс патриотической песни «Журавли». Команда лицея призёр

- курс “Юным умникам и умницам”. Областная метапредметная олимпиада «Знаю, умею, действую!» 1 победитель, 2 призёра

- курс “Естествознание” Городской конкурс «Покормите птиц!».

-курс “Театральная студия “В гостях у сказки” Муниципальный этап конкурса видеороликов «Поздравление с новым годом!», среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Победитель

-курс “В мире детской литературы”:

  • Муниципальный этап регионального фестиваля творческого чтения «Живое слово»,3 победителя, 2 лауреата
  • Городской фестиваль « И вновь в неведомые дали корабль космический взлетит…», посвящённого 60-летию полета Ю.Гагарина в космос. 1 победитель,2 призёра.

В заключении хотелось бы сказать:

  1. Мы считаем, что внеурочная деятельность в лицее является одной из приоритетных составляющих учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом       целенаправленная        деятельность   способствует формированию      творчески   развитой      личности, способной   к активной социальной адаптации.
  2. В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
  3. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России"....

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»

Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...