Образовательный проект "Подходы к оцениванию в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
проект (3 класс)

. Есть множество разных способов показать обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья его значимость, его уникальность, его индивидуальность.

Для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию. Данный вид оценивания способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации, оно превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами.

 Совместная работа учителя и ученика будет способствовать  развитию динамики образовательного процесса обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зюзева О. Н.,

 учитель начальных классов МАОУ ПГО

«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»

г. Полевской

Подходы к оцениванию в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«Чтобы обрести знание, каждый день что-нибудь добавляй»

      Японская мудрость

Чтобы попасть в этот мир «особого ребёнка», необходимо стать для него добрым другом и мудрым наставником. Есть множество разных способов показать «особому ребёнку» его значимость, его уникальность, его индивидуальность. Хочу поделиться своими наработками, как вовлечь учащихся в процесс оценивания своих достижений  по учебным предметам и во внеурочной деятельности.

 Василий Александрович Сухомлинский  сказал: « С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий и  безжалостный…  Ребёнок привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». Фактически мы пользуемся трехбалльной системой оценивания, зачастую «тройку» получает и ученик, который прилагает усилия для подготовки, и бездельник. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ делает акцент на приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Так как сделать оценку объективной? Как сделать так, чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе?

Цель моего образовательного проекта.

- на основе техники  критериального оценивания разработать систему оценивания  в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).

  Задачи:

- спрогнозировать возможные результаты применения различных методик,

- обеспечить обратную связь (учащийся, учитель, родители),

- оценить степень достижения намеченной цели.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, адекватно оценивать свои достижения.

Для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему  критерии, по которым производится оценивание. В этом может помочь формирующее оценивание. Оно необходимо для диагностирования  процесса обучения  и наблюдения за динамикой развития учебных навыков  обучающихся.

Формирующее оценивание:

- вовлекает в этот процесс каждого ученика,

- мотивирует на улучшение результатов,

- элемент эффективного преподавания.

Техника формирующего оценивания урочной деятельности:

- критериальное оценивание,

- цветовая символика,

- листы достижений.

Техника формирующего оценивания во внеурочной деятельности:

- проекты,

- портфолио.

Критериальное оценивание фиксирует динамику индивидуального развития.

Критерии должны быть:

- предельно чёткими,

- естественность процесса контроля и оценки,

- приоритет самооценки.

Критериальное оценивание помогает:  

- учителям разрабатывать пошаговой  алгоритм отслеживания знаний и достижений учащихся, видеть проблемные моменты;

- ученикам  с желанием  оценивать свои сильные и слабые стороны, а также своих одноклассников и видеть по каким критерием будет  оценивать его работу учитель;  

- родителям без лишних вопросов отслеживать продвижение своего ребёнка.

Данный вид оценивания способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. 

 Во  время ответа у доски устного или письменного, ученик сам оценивает свой результат  по «Алгоритму самооценки» и,  сам определяет себе отметку. Я корректирую, если вижу, что ученик занижает или завышает отметку и ставлю свою отметку, комментируя её. Она может совпадать с ученической, а может и не совпадать.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка - это конечный компонент процесса самоконтроля. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.

В процессе самоконтроля происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется отметка.

Критерии оценивания  диктанта и контрольного списывания.   (Приложение 1).

Работы учащиеся проверяют красным карандашом, ошибки выносят на поля, в листе оценивания заполняют зелёным, синим, желтым и красным карандашами.

1 и 3 пункт только зелёный или красный.

2 - используя все цвета.

После того, как учащиеся оценили свою работу по критериям, они ставят себе отметку в работе и в листе оценивания.

Потом работу проверяет учитель по тем же критериям и ставит отметку.

Аналогичную работу проводим по математике.

В листе оценивания  по математике другие критерии  (Приложение 2).

По литературному чтению использую  технику  «Взятие горы»

На листах оценивания прописана норма техники чтения  по полугодиям каждого года обучения. В соответствии   с нормой учащиеся на шкале находят место расположения уровня чтения на данный момент и закрашивают кружок соответствующим цветом.

Итоговая задача к  окончанию начальной школы добраться до вершины горы.

(Приложение 3)

Оказать существенную помощь в проведении контроля и мониторинга качества знаний могут интерактивные системы тестирования.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это интерактивная система тестирования, которая предназначена для оперативной проверки знаний учащихся.

 Применение системы PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания учебного материала каждым учащимся, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.

К компьютеру подключается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанавливается программа. Учащимся раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы преподавателя. В ходе занятия вопросы отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и учащиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

По окончании проведённого тестирования PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов ответов на вопросы с именами и фамилиями всех учеников. По результатам опроса учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал, и оказать дополнительную помощь. По итогам  теста изученной учебной темы, учебной четверти и года  можно легко проводить мониторинг качества знаний учащихся.

Одним из интереснейших методов критериального оценивания является 
метод проектов. В проектной деятельности формируется ученическая мотивация поиска, реализуется деятельностное обучение. Четко прописанные 
критерии становятся основными элементами создания проекта.

Критерии оценивания проекта:  

  • Творческий, неординарный подход к проблеме.
  •  Актуальность проекта для города, территории.
  • Практическая значимость выдвигаемых проектов и идей.  
  •  Умение применять теоретические знания для решения проблемы.
  • Коммуникативные умения.

Систематическая работа с портфолио поможет решить очень важные задачи:

- своевременно отмечать успехи ученика;

- проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;

- поддержать интерес школьника к учебному труду;

- развить уверенность ребенка в себе на пути достижения маленьких школьных побед;

- учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач;

- формировать самооценку учащегося.

Раздел «Моя учеба». Этот раздел посвящен школьном предметам. Ученик, учитель или родитель наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, графиками роста скорости чтения, листами оценивания.

Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, поделки, сочинения. Результаты мини – проектов. Если выполнена объемная поделка, нужно поместить ее фотографию

 Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

Свой образовательный проект я начала с вопроса: « Как сделать так, чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе?»

Мотивировать обучающегося к самооценке, используя предложенные критерии,  научить его видеть свои трудности в обучении и учиться их преодолевать.

Такая совместная работа учителя и ученика будет способствовать  развитию динамики образовательного процесса обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья.

 Если  учитель раскроет возможности ученика,  он будет окрылён своими успехами и будет достигать всё новых и новых высот.

Список используемых источников.

  1. Доклад на тему:                                                                                         «Формирование навыков критериального оценивания учащихся начальных                    классов» Алматинская область  Жамбылский район  КГУ «Каргалинская средняя школа №3», Учитель начальных классов : Зекенова Д.Е.

kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/doklad_na_tiemu_formirovaniie_navykov_kritierial_nogho_otsienivaniia_uchashchikh

  1. «Применение системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLass при изучении математики », Малашко Елена Ивановна,директор  ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево Самарской области

                  https://infourok.ru/material.html?mid=137146

Приложение 1.

                                             Контрольное списывание текста.

ФИ ученика____________________________________________________________________

 Вводный контроль

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Правильное оформление текста.

2.

Безошибочное списывание текста.

3.

Аккуратность.

1 полугодие

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Правильное оформление текста.

2.

Безошибочное списывание текста.

3.

Аккуратность.

2 полугодие.

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Правильное оформление текста.

2.

Безошибочное списывание текста.

3.

Аккуратность.

№ 1       Да – зелёный цвет       Нет – красный  цвет

 № 2      Б/о – зелёный цвет  «5»

             1 ошибка, 1 исправление – синий цвет  «4»

                2 - 4 ошибки, 2 исправления – жёлтый цвет «3»

                5 и более ошибок -  красный цвет «2»

Контрольный диктант  (самопроверка по образцу) ФИ_______________________________

Вводный контроль

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Правильное оформление текста.

2.

Безошибочное написание  текста.

3.

Аккуратность.

1 полугодие

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Правильное оформление текста.

2.

Безошибочное написание  текста.

3.

Аккуратность.

2 полугодие.

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Правильное оформление текста.

2.

Безошибочное написание  текста.

3.

Аккуратность.

№ 1 ,3      Да – зелёный цвет           Нет – красный  цвет

 № 2      Б/о – зелёный цвет  «5»

                1 ошибка, 1 исправление – синий цвет  «4»

                2 - 4 ошибки, 2 исправления – жёлтый цвет «3»

                5 и более ошибок -  красный цвет «2

Приложение 2.

Контрольная работа по математике (самопроверка по образцу).

ФИ ученика____________________________________________________________________

1 полугодие

Критерии оценивания

Цвет

Моя отметка

Ошибки

Цвет

Отметка учителя

1.

Задача

- решение

- вычисления

2.

Примеры

- вычисления

3.

Уравнения

- решение

- вычисления

4.

Геометрическая задача

- чертёж

- площадь

- периметр

2 полугодие

Критерии оценивания

Цвет

Моя оценка

Ошибки

Цвет

Оценка учителя

1.

Задача

- решение

- вычисления

2.

Примеры

- вычисления

3.

Уравнения

- решение

- вычисления

4.

Геометрическая задача

- чертёж

- площадь

- периметр

           

            Б/о – зелёный цвет  «5»

             1  ошибка, 1 исправление –  синий цвет  «4»

             2 - 4 ошибки, 2 исправления – жёлтый цвет «3»

             5 и более ошибок -  красный цвет «2»

Приложение 3.

Техника чтения

ФИ ученика_________________________________________________________

C:\Users\User\Desktop\Gora_4168.jpg

Нижняя часть горы – 2 класс:  I полугодие: 30 сл.   II полугодие: 40 сл.

Средняя часть горы – 3 класс: I полугодие: 50 сл.   II полугодие:  60 сл.

 Верхняя часть горы - 4 класс:  I полугодие: 70 сл.  II полугодие:  80 сл.

 На шкале записать количество слов/мин и нарисовать кружок

Норма – зелёный цвет

Половина нормы – жёлтый цвет

Ниже нормы – красный цвет

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению, как одна из форм приобщения к самостоятельной читательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

"Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Василий Александрович Сухомлинский...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Им необходим...

Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...