Цифровая образовательная среда
статья

Эскина Елена Викторовна

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Цифровая образовательная среда

в современной школе»

   Уже никого не удивит школьник с мобильным устройством в руках, планшетом, щелкающий по кнопкам.

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.

   «Цифровая образовательная среда» появилась в России в рамках национального проекта «Образование» до 2024 года, указом президента РФ от 7 мая 2018 года.

Что же такое Цифровая образовательная среда? 

   Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения.

Инструменты Цифровой образовательной среды это - электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.

Система ЦОС включает в себя:

  1. Цифровые (информационные) образовательные ресурсы (фотографии, видеофрагменты, аудиофрагменты, интерактивные задания и т.д).
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

6 слайд Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней.

Целью развития цифровой образовательной среды является создание и развитие в школе учебно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества образования. Она помогает улучшить образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.

Важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя – это ЦОР, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.  

  Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ   ЦОР

     1.Помощь учителю при подготовке к уроку.

     2. Помощь при проведении урока.

    3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.

    4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦОР

Преимущества

  • Эффективность обучения;
  • Индивидуализация обучения;
  • Повышенная мотивация обучения;
  • Самостоятельность при выполнении работ
  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Эффект обратной связи;
  • Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

Недостатки

  • Нарушение зрения;
  • Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
  • Компьютерная радиация;
  • Компьютерная зависимость
  • Поэтому необходимо использовать ЦОР согласно нормам СанПин

    Если с цифровыми образовательными ресурсами нам понятно это практически используем часто на уроках. То зачем телефон и планшет входит в технологические средства, если компьютер, это наш помощник ежедневный и на каждом уроке.

   Но телефон можно использовать его и на уроках. Для чего??? Я хочу вам рассказать о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.

C:\Users\1581\Desktop\qr-code (1).jpgQ R-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/19/s_5dd37182655f8/1259568_1.png

QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. QR-код удобным образом объединяет виртуальность с реальностью, так как любой владелец смартфона может за секунду просканировать штрих код, вытянув все полезные данные, добавить адрес сайта в закладки, контактные данные в адресную книгу. Сегодня явление QR- кодов набирает обороты. Они появляются везде, где имеет смысл их ставить.

   Меня как преподавателя заинтересовала возможность использования данной технологии в образовании для формирования новой цифровой образовательной среды. Действительно ли можно минимизировать объём информации вокруг нас с помощью QR-кодов?

   В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Форматы могут быть самыми разнообразными, самые распространённые из них это: контактные данные, sms сообщения, интернет-адрес, адрес электронной почты, телефонные номера, геоданные, текст.

     Для создания QR-кодов существуют специальные сайты-генераторы. Например, http://qrcoder.ru/ или http://www.qrcc.ru/. Их принцип работы прост – необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение. При необходимости данное изображение можно распечатать.

Одной из важнейших задач педагога является – привлечение в работе любого средства, которое сможет заинтересовать ученика на изучение предмета. Чаще всего телефон «мешает» учебному процессу, но в данном случае он только пойдет на пользу.

В своей педагогической деятельности, я нашла разнообразное применение QR-кодов:

  • В учебниках расклеила QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, для углублённого изучения материала;
  • На стендах в кабинете оформила подробное описание книг в библиотеке по предмету, закодированное QR -кодами;
  • При изучении определённых тем, использую QR-коды для временного сокрытия ответов к задачам и упражнениям;
  • На двери кабинета поместила расписание уроков, кружков и дополнительных занятий по предмету в виде QR-кода;
  • Использовала QR-коды с записью звука для грамотного произношения на английском языке изучаемых учебных элементов;
  • Совместно с ребятами организовали игру-квест «История создания ВТ»;
  • При проведении конкурсов, олимпиад, викторин обязательно использую задания с QR -кодами;

    Говоря в общем, можно организовать пространство вокруг себя так, как преподавателю и его ученикам необходимо и удобно. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу. Он может стать инструментом мотивации учащихся. Ведь если есть интерес, то и будет желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды

Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...

«Использование цифровой образовательной среды в начальной школе»

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая&raqu...

Инструментарий современного учителя в цифровой образовательной среде

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений.  Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося о...

Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.

: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...

«Цифровая образовательная среда. Образовательные платформы»

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе...