Цифровая образовательная среда
статья
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Цифровая образовательная среда
в современной школе»
Уже никого не удивит школьник с мобильным устройством в руках, планшетом, щелкающий по кнопкам.
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.
«Цифровая образовательная среда» появилась в России в рамках национального проекта «Образование» до 2024 года, указом президента РФ от 7 мая 2018 года.
Что же такое Цифровая образовательная среда?
Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения.
Инструменты Цифровой образовательной среды это - электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.
Система ЦОС включает в себя:
- Цифровые (информационные) образовательные ресурсы (фотографии, видеофрагменты, аудиофрагменты, интерактивные задания и т.д).
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
6 слайд Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней.
Целью развития цифровой образовательной среды является создание и развитие в школе учебно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества образования. Она помогает улучшить образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.
Важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя – это ЦОР, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦОР
1.Помощь учителю при подготовке к уроку.
2. Помощь при проведении урока.
3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.
4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦОР
Преимущества
- Эффективность обучения;
- Индивидуализация обучения;
- Повышенная мотивация обучения;
- Самостоятельность при выполнении работ
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Эффект обратной связи;
- Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
Недостатки
- Нарушение зрения;
- Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
- Компьютерная радиация;
- Компьютерная зависимость
- Поэтому необходимо использовать ЦОР согласно нормам СанПин
Если с цифровыми образовательными ресурсами нам понятно это практически используем часто на уроках. То зачем телефон и планшет входит в технологические средства, если компьютер, это наш помощник ежедневный и на каждом уроке.
Но телефон можно использовать его и на уроках. Для чего??? Я хочу вам рассказать о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.
Q R-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.
QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. QR-код удобным образом объединяет виртуальность с реальностью, так как любой владелец смартфона может за секунду просканировать штрих код, вытянув все полезные данные, добавить адрес сайта в закладки, контактные данные в адресную книгу. Сегодня явление QR- кодов набирает обороты. Они появляются везде, где имеет смысл их ставить.
Меня как преподавателя заинтересовала возможность использования данной технологии в образовании для формирования новой цифровой образовательной среды. Действительно ли можно минимизировать объём информации вокруг нас с помощью QR-кодов?
В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Форматы могут быть самыми разнообразными, самые распространённые из них это: контактные данные, sms сообщения, интернет-адрес, адрес электронной почты, телефонные номера, геоданные, текст.
Для создания QR-кодов существуют специальные сайты-генераторы. Например, http://qrcoder.ru/ или http://www.qrcc.ru/. Их принцип работы прост – необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение. При необходимости данное изображение можно распечатать.
Одной из важнейших задач педагога является – привлечение в работе любого средства, которое сможет заинтересовать ученика на изучение предмета. Чаще всего телефон «мешает» учебному процессу, но в данном случае он только пойдет на пользу.
В своей педагогической деятельности, я нашла разнообразное применение QR-кодов:
- В учебниках расклеила QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, для углублённого изучения материала;
- На стендах в кабинете оформила подробное описание книг в библиотеке по предмету, закодированное QR -кодами;
- При изучении определённых тем, использую QR-коды для временного сокрытия ответов к задачам и упражнениям;
- На двери кабинета поместила расписание уроков, кружков и дополнительных занятий по предмету в виде QR-кода;
- Использовала QR-коды с записью звука для грамотного произношения на английском языке изучаемых учебных элементов;
- Совместно с ребятами организовали игру-квест «История создания ВТ»;
- При проведении конкурсов, олимпиад, викторин обязательно использую задания с QR -кодами;
Говоря в общем, можно организовать пространство вокруг себя так, как преподавателю и его ученикам необходимо и удобно. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу. Он может стать инструментом мотивации учащихся. Ведь если есть интерес, то и будет желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды
Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел...
Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"
laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...
«Использование цифровой образовательной среды в начальной школе»
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая&raqu...
Инструментарий современного учителя в цифровой образовательной среде
Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося о...
Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»
1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...
Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.
: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...