Цифровая образовательная среда
статья
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Цифровая образовательная среда
в современной школе»
Уже никого не удивит школьник с мобильным устройством в руках, планшетом, щелкающий по кнопкам.
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.
«Цифровая образовательная среда» появилась в России в рамках национального проекта «Образование» до 2024 года, указом президента РФ от 7 мая 2018 года.
Что же такое Цифровая образовательная среда?
Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения.
Инструменты Цифровой образовательной среды это - электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.
Система ЦОС включает в себя:
- Цифровые (информационные) образовательные ресурсы (фотографии, видеофрагменты, аудиофрагменты, интерактивные задания и т.д).
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
6 слайд Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней.
Целью развития цифровой образовательной среды является создание и развитие в школе учебно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества образования. Она помогает улучшить образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.
Важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя – это ЦОР, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦОР
1.Помощь учителю при подготовке к уроку.
2. Помощь при проведении урока.
3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.
4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦОР
Преимущества
- Эффективность обучения;
- Индивидуализация обучения;
- Повышенная мотивация обучения;
- Самостоятельность при выполнении работ
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Эффект обратной связи;
- Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
Недостатки
- Нарушение зрения;
- Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
- Компьютерная радиация;
- Компьютерная зависимость
- Поэтому необходимо использовать ЦОР согласно нормам СанПин
Если с цифровыми образовательными ресурсами нам понятно это практически используем часто на уроках. То зачем телефон и планшет входит в технологические средства, если компьютер, это наш помощник ежедневный и на каждом уроке.
Но телефон можно использовать его и на уроках. Для чего??? Я хочу вам рассказать о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.
Q R-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.
QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. QR-код удобным образом объединяет виртуальность с реальностью, так как любой владелец смартфона может за секунду просканировать штрих код, вытянув все полезные данные, добавить адрес сайта в закладки, контактные данные в адресную книгу. Сегодня явление QR- кодов набирает обороты. Они появляются везде, где имеет смысл их ставить.
Меня как преподавателя заинтересовала возможность использования данной технологии в образовании для формирования новой цифровой образовательной среды. Действительно ли можно минимизировать объём информации вокруг нас с помощью QR-кодов?
В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Форматы могут быть самыми разнообразными, самые распространённые из них это: контактные данные, sms сообщения, интернет-адрес, адрес электронной почты, телефонные номера, геоданные, текст.
Для создания QR-кодов существуют специальные сайты-генераторы. Например, http://qrcoder.ru/ или http://www.qrcc.ru/. Их принцип работы прост – необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение. При необходимости данное изображение можно распечатать.
Одной из важнейших задач педагога является – привлечение в работе любого средства, которое сможет заинтересовать ученика на изучение предмета. Чаще всего телефон «мешает» учебному процессу, но в данном случае он только пойдет на пользу.
В своей педагогической деятельности, я нашла разнообразное применение QR-кодов:
- В учебниках расклеила QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, для углублённого изучения материала;
- На стендах в кабинете оформила подробное описание книг в библиотеке по предмету, закодированное QR -кодами;
- При изучении определённых тем, использую QR-коды для временного сокрытия ответов к задачам и упражнениям;
- На двери кабинета поместила расписание уроков, кружков и дополнительных занятий по предмету в виде QR-кода;
- Использовала QR-коды с записью звука для грамотного произношения на английском языке изучаемых учебных элементов;
- Совместно с ребятами организовали игру-квест «История создания ВТ»;
- При проведении конкурсов, олимпиад, викторин обязательно использую задания с QR -кодами;
Говоря в общем, можно организовать пространство вокруг себя так, как преподавателю и его ученикам необходимо и удобно. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу. Он может стать инструментом мотивации учащихся. Ведь если есть интерес, то и будет желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды
Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел...
Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"
laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...
«Использование цифровой образовательной среды в начальной школе»
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая&raqu...
Инструментарий современного учителя в цифровой образовательной среде
Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося о...
Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.
: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...

«Цифровая образовательная среда. Образовательные платформы»
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе...