«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности млад-ших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
материал

Марина Александровна Дружинина

выступление на заседании ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_igrovoy_i_uchebno.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

В.А. Сухомлинский

Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Именно в игре дети готовы с большим желанием преодолевать трудности. Игра помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и, как следствие, помогает легче усваивать знание. Уроки, на которых обязательно присутствуют творческие игры, расширяют кругозор и творческую фантазию, обогащают словарный запас, развивают речь; различные игровые ситуации поддерживают у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживают внимание, снимают усталость. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют полученные знания

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться».

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока:

  1. Личностный
  2. Регулятивный
  3. Познавательный
  4. Коммуникативный


Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:

1.Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);

2.Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;

3.Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;

4.Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;

5.Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;

6.Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.


 Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:

— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, преобразующие);

— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).

Несмотря на разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер, особое внимание хочу обратить на вид игры, ориентированный на обучение.

Это  дидактические или познавательные и интеллектуальные игры.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Виды дидактических игр:

- игры – путешествия

- игры-поручения

- игры-предположения

- игры-загадки

- игры-беседы

Игры применяю на любом этапе урока

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.

В конце урока игра может носить поисковый характер.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.

Орфографическая грамотность - основная часть изучения русского языка.

  1. Орфографическая разминка.

Горка, горочка, гора,
Под горой есть нора.
В той норе живёт лиса,
Среди всех лесов – краса.
О лисе той не тужите,

Сколько правил здесь, скажите?

  1. Упражнения с элементами какографии, которые также способствуют развитию орфографической зоркости. А если ошибки делает какой- нибудь сказочный герой, то исправлять их ещё интереснее.

Я пишу в тетрадь карова,
А карова- нездорова.
Я пишу: сабака фомка,
А сабака лает громко.
Я пишу: бильчоно к тишка,
А бильчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит:
- Лучше правила учи!


      3. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.


МАК 


РОМАШКА 


РОЗА 


ЛУК 


КОШКА 


СОБАКА 


ВОРОБЕЙ 


КОРОВА 


БЕРЕЗА 


ДУБ 


МАЛИНА 


ОСИНА 


КОРОВА 


ЛИСА 


ВОЛК 


МЕДВЕДЬ 


Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?


4. Игра «Одним словом»

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 

1. Шестьдесят минут-…(час). 
2. Густой частый лес- …(чаща). 
3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)


    5.   Дидактическая игра: Все наоборот. 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 


6. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

7. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

            Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

  1. Назови соседей числа”

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

  1. Для закрепления навыков счета можно предложить игру «Слушай и считай»:

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

  1. Игра «Забей мяч в корзину».

Ход игры: На доске вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 12, 18, 24. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (5минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд – с ответом 12, второй – с ответом – 18 и третий ряд – с ответом – 24. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

  1. Игра «Нумерация».

Послушай число, вместе с соседом прохлопай его в ладоши (один хлопает столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц). Через три числа поменяйтесь.

15, 11, 14, 16, 19, 13

  1. Ритмический счёт через 2.

Дети в парах хлопают в ладоши – хлопок (1), прикосновение друг к другу ладонями (говорят «два»), хлопок (3), прикасаются – говорят «четыре» и т.д.

  1. Игра «Хлопки» (учитель читает числа или показывает их, дети делают один хлопок – если число однозначное, два хлопка – если число двузначное).

  1. Аукцион знаний.

         На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).(проводится в конце урока)

           На уроках литературного чтения я часто использую театрализованные игры.

В процессе работы школьники знакомятся со своей ролью или с произведением, по которому делается инсценирование. Они подробно изучает текст, перечитывают его несколько раз и «пропуская через себя», встают на место героя, которого играют. Развитие памяти – одна из важных задач, решаемых в процессе обучения и воспитания. Театрализация способствует развитию практически всех видов памяти (кратковременной, словесно – логической, образной, эмоциональной), произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому театрализованная деятельность в начальной школе является одним из лучших средств развития памяти детей.

Очень широко в своей практике использую ИКТ в качестве дидактического средства обучения и на уроках и во внеурочное время (интерактивные игры, игры-тренинги). Использование ИКТ в начальной школе позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывают, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."

Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...

Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в ...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

laquo;Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Актуальность:В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье сформулирована приоритетная цель школьного образования в свете ФГОС нового поколения, дана классификация УУД....