Здоровьесбережение по материалам методического письма БелИРО
методическая разработка

Серикова Ольга Сергеевна

Рекомендации по здоровьесбережению при работе учащихся  с компьютером на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_t.yu_._metodicheskoe_pismo_-_vystuplenie.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.П. Серикова 

                                           Шебекинского района Белгородской области»

                                                       

                                                     Выступление на тему:

«Инструктивно-методическое письмо

«Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования

в Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

                                                  Подготовила:

                                                                        учитель начальных классов

                                                                           Молчанова Татьяна Юрьевна

2021г

Тема сегодняшнего выступления «Обзор

«Инструктивно-методического письма

«Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования

в Белгородской области в 2021-2022 учебном году.

В письме  представлен перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность  руководящих и педагогических работников, которые мы должны знать. В ходе своего выступления я познакомлю с  самыми необходимыми документами, на основании которых были внесены изменения.

I. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ        «Об         образовании        в        Российской        Федерации» (ред. от 24.03.2021).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 года №247- ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
  3. Федеральный    закон     от     30     декабря     2020     года     №519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
  4. Указ   Президента   Российской    Федерации    от   7   мая   2018   года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020).
  1. Постановление        Правительства        Российской Федерации от 05 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (ред. от 12.03.2020).
  2. Постановление        Правительства        Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологического развития Российской Федерации» (ред. от 31.03.2020).
  3. Постановление        Правительства        Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 15.03.2021).
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (срок действия до 01.01.2027)».
  2. Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от    06     октября     2009     года     №373     «Об     утверждении     и     введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 №712).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного   стандарта    начального    общего    образования    обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июня 2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (данный документ включен в перечень нормативно правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ).
  7. Приказ      Министерства      просвещения      Российской       Федерации от 03 сентября 2019 года № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
  8. Приказ      Министерства      просвещения      Российской       Федерации от 28   августа   2020   года   №   442   «Об   утверждении   порядка   организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 20.11.2020 № 655).
  9. Приказ      Министерства      просвещения      Российской       Федерации от 02 сентября 2020   года   №   458   «Об   утверждении   Порядка   приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  10. Приказ      Министерства      просвещения      Российской       Федерации от 20 ноября 2020 года № 655 «О внесении изменения в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442».
  11. Приказ      Министерства      просвещения      Российской       Федерации от 11 декабря 2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
  12. Приказ      Министерства      просвещения      Российской       Федерации от 23 декабря 2020 года № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254».
  13. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального научно-методического объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15) (ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015).
  14. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического    объединения    по     общему     образованию,     протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20).
  15. Закон Белгородской   области   от   31   октября   2014   года  №314 «Об образовании в Белгородской области» (в ред. законов Белгородской области от 02.07.2020 № 497).
  16. Постановление        Правительства        Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области» (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 28.12.2020 № 616-пп).

Нормативные правовые акты (приказы, письма), регламентирующие организацию образовательной деятельности руководящих и педагогических работников на уровне начального общего образования представлены в приложении 1.

В письме есть изменения, которыми мы будем руководствоваться в своей работе в этом учебном году. Одно из изменений касается выбора учебников и учебных пособий.

В 2021 - 2022 учебном году выбор учебников и пособий осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 с учетом внесенных изменений в Федеральный перечень учебников (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 766

В отношении учебников АО «Издательство «Просвещение» приказом зафиксировано следующее:

  1. включены новые учебники. Полный список добавленных в перечень учебников приведен в Приложении №1
  2. изменен правообладатель   у   учебников,   ранее   издававшихся   ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», ООО «ДРОФА», ООО «Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»     ООО     «Издательство     «Ассоциация     21     век»,     ООО «Развивающее обучение». Для данных учебников также внесены изменения в раздел «Наименования издателя», а именно: указан не только предыдущий, но и текущий издатель – АО «Издательство «Просвещение».

Пункт 2 устанавливает предельный срок использования учебников, исключенных приказом из федерального перечня учебников, до 31 мая 2023 года (приказ от 23.12.2020 № 766).

Нормативно-правовые условия формирования перечня учебников и учебных пособий для организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в 2021-2022 учебном году

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (ред. от 11.12.2020) в 2021-2022 учебном году на уровне начального общего образования во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области, реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального Закона от 26 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации образовательных программ выбирают:

  1. учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  2. учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности наряду с прочим относится: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями (пункты 6, 9 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ).

Выбор учебников целесообразно обосновать в пояснительной записке основной образовательной программы и утвердить распорядительным актом учреждения их список.

Статья 18, пункт 1 Федерального закона №273-ФЗ, пункт 27 ФГОС НОО, а также иные нормативные документы Министерства просвещения предусматривают     внедрение      электронных      форм      учебников      (ЭФУ) в образовательную деятельность общеобразовательных организаций. На базе школьных информационно-библиотечных центров создаются медиатеки, которые комплектуются    электронным     образовательным     контентом.     Информация о    требованиях,     предъявляемых     к     использованию     ЭФУ     представлена в инструктивно-методическом письме «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018- 2019 учебном году» на сайте ОГАОУ ДПО «БелИРО» (режим доступа http://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/03/imp-noo-2018-2019.pdf ).

При выборе учебников по изобразительному искусству, музыке, физической культуре,     иностранному     языку,     ОРКСЭ      возможно      руководствоваться не принадлежностью к УМК, а обеспечением непрерывности и преемственности изучения курса на уровне начального общего и основного общего образования.

Следующим  существенным изменением в ФГОС НОО по вопросам  воспитания обучающихся.

  1. Организация урочной и внеурочной деятельности на уровне начального общего образования

В связи с принятием ФЗ от 31.07.2020 года №304 «О внесении изменений   в        ФЗ        «Об        образовании        в Российской Федерации»                по вопросам                        воспитания обучающихся», утверждены изменения, которые вносятся в ФГОС НОО по вопросам воспитания обучающихся (Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 №172 «О внесении изменений в некоторые ФГОС ОО по вопросам воспитания обучающихся»).

Так, необходимо внести изменения в основную образовательную программу начального общего образования, содержательный раздел которой определяет общее содержаниеначального        общего образования и        включает следующие программы,                ориентированные                на достижение        личностных, предметных и метапредметных результатов: программу        формирования        универсальных        учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • рабочую программу воспитания;
  • программу        формирования        экологической        культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционнойработы. Организационный раздел должен включать:
  • учебный план начального общего образования;
  • план        внеурочной        деятельности,        календарный        учебный        график, календарный план воспитательной работы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны, в том числе, являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, рабочей программы воспитания и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

  • описание особенностей воспитательного процесса;
  • цель и задачи воспитания обучающихся;

        Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной   работы   школы.  

Инвариантными   модулями   здесь   являются:

  • «Классное руководство»,
  • «Школьный урок»,
  • «Курсы внеурочной деятельности»,
  • «Работа с родителями»,
  • «Самоуправление» и «Профориентация»

        Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования). Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в нее те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.

Допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность обучающихся и педагогических работников,     эта     деятельность      является      значимой     для      обучающихся и педагогических работников, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Модули   в    программе    воспитания    располагаются    в    соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися, а не общие рассуждения о воспитании.

Разрабатывая рабочую программу воспитания важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.

Следующей особенностью организации   учебной   деятельности   на   уровне   НОО в 2021-2022 учебном году является обеспечение возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного. В соответствии с письмом Министерства Просвещения от 20.12.2018 года № 03-510 предусматривается выделение предметной области «Родной язык и литературное чтение на русском родном языке» как самостоятельной и обязательной для изучения. Свободный выбор изучения родного языка, в том числе русского как родного языка предусмотрен при приёме обучающихся в образовательную организацию (в том числе, если ребёнок поступил на обучение в 1 класс) и при переводе из одной образовательной организации в другую. Недопустимо изучать учебные предметы «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке» за счёт учебного времени, отведённого образовательной организацией на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литература»).

  1. Реализация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Постановлением правительства Российской Федерации от 28.09.2020г. №28, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020 г. №61573 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20, определяющие санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, содержащие в частности требования к организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Так в пункте 2.4.4. даются требования к оборудованию помещений интерактивной доской (интерактивной панелью) и к самой доске (панели).

В пункте 2.4.5. перечислены электронные средства обучения (далее - ЭСО), использование которых допустимо в образовательной организации для осуществления образовательной деятельности.

В отношении организации образовательного процесса в форме электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий должны соблюдаться следующие требования:

  • Использование ЭСО должно осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
  • Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
  • Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
  • Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
  • Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности.

В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.

  • Работа с ЭСО должна соответствовать гигиеническим нормативам (дезинфекция      электронного       оборудования,       освещение       естественное и искусственное, общее и местное на рабочем столе)
  • При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен. Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
  • При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 - 7 лет - 5 - 7 минут, для учащихся 1 - 4-х классов - 10 минут.
  • Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут. Компьютера - для детей 1 - 2 классов - 20 минут, 3 - 4 классов - 25 минут, Также требования к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий описаны в СанПиН.

Памятка

 Требования к применению электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий СанПиН

Нормативы размера экрана электронных средств обучения

Электронные средства обучения

Диагональ экрана, дюйм/см, не менее

Интерактивная доска (интерактивная панель)

65/165,1

Монитор персонального компьютера, ноутбука

15,6/39,6

Ноутбук

14,0/35,6

Планшет

10,5/26,6

Продолжительность использования ЭСО

Электронные средства обучения

Классы

на уроке, мин, не более

суммарно в день в школе, мин, не более

суммарно в день дома (включая досуговую

деятельность), мин, не более

Интерактивная доска

7 лет

7

20

-

1-3 классы

20

80

-

4 классы

30

90

-

Интерактивная панель

7 лет

5

10

-

1-3 классы

10

30

-

4 классы

15

45

-

Персональный компьютер

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ

В первом классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во 2 - 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Перегрузку...

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...

Методическое письмо

Методическое письмораз работано с учетомсовременныхтребованийкдеятельностиучителяначальныхклассовв четырехлетнейначальнойшколепоконтролюиоценкерезультатовобучения, реализуетпринципыгуманизациииин­...

Презентация "Материалы для письма" к уроку окружающего мира

Презентация знакомит первоклассников с историей материалов для письма, является частью методических материалов к уроку....

материалы методического объединения

материалы для творческих учителей, постоянно находящихся в поиске...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Материалы методических объединений

Национальный проект  "Образование"...