Обобщение опыта работы учителя начальных классов Фоминой Веры Ивановны
статья

Фомина Вера Ивановна

Материал содержит описание опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий: игровой деятельности, проектной и технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_po_teme.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».   В. Ключевский

 Именно любовь к детям привела меня после окончания школы в педагогический институт на факультет педагогики и методики начального обучения.

Стаж моей педагогической практики - 29 лет. В своей деятельности я основываюсь на гуманной педагогике, цель которой - воспитание благородного человека. Основными постулатами являются:

  • Вера в возможности ребёнка.
  • Раскрытие его самобытной природы.
  • Уважение и утверждение его личности.

В последние годы в системе российского образования произошли перемены: на смену стандарта первого поколения, ориентированного на содержание,  пришли стандарты, ориентированные на результат. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования должно  осуществляться  формирование умения принимать цель, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Новые социальные запросы побудили меня  к работе над методической темой: "Совершенствование образовательного процесса в начальной школе через использование современных образовательных технологий".  Цель: создание условий для совершенствования образовательного процесса  через использование современных образовательных технологий, наиболее актуальных в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Основная задача педагогической деятельности: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться»

Я работаю по УМК «Школа России». Содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю организовывать совместно с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного процесса. Программа соответствует стандартам второго поколения и является прекрасной базой для применения  инновационных  технологий, таких как:

- развивающее обучение;

- здоровьесберегающие;

- личностно-ориентированное обучение;

- игровые;

- проблемное обучение;

- технологии уровневой дифференциации;

- информационно-коммуникативные.

 На сегодняшний день существует  большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какая из них лучше, хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом для меня является использование смеси элементов этих технологий.

Игра наряду с ученьем и трудом – основной вид деятельности человека,  Элементы игры применяю чаще на уроках в 1 и 2 классах. По словам  Н. К. Крупской «Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне  помогают дидактические игры.

   Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

 2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

В процессе игры решаются следующие задачи:

  1. осуществляется более свободный, раскрепощенный контроль знаний;
  2. исчезает болезненная реакция на ошибочный ответ;
  3. используется дифференцированный подход.

В  результате применения игровой технологии:

1)Стимулируется познавательная деятельность.

2)Активизируется мыслительная деятельность.

3)Самопроизвольно запоминаются сведения.

4)Усиливается мотивация к изучению предмета

Проектную технологию, которая рассматривается в системе личностно-ориентированного обучения, я использую для:

- развития интереса к предмету;

- приобретения исследовательского опыта;

-  применения имеющихся знаний и получения дополнительных знаний по теме;

- развития навыков монологической речи.

При этом считаю, необходимым соблюдение  условий:

1) Чем меньше ребёнок, тем проще проект.

2) Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослых на всех этапах работы над проектом: организационно-подготовительном, поисковом, итоговом, рефлексии ( «Что мне дала мне работа над проектом?)Роль учителя при этом: помочь детям в поиске нужных источников информации, координировать весь процесс, поощрение учеников.

Проекты, которые дети выполняют с наибольшим интересом: "Скороговорки", «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», «Математика в числах, загадках, пословицах и поговорках», «Письмо Деду Морозу».

Технология проблемного  обучения стала для меня ключом к успешной работе. При использовании этой технологии дети  имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. Я не говорю детям слова «Неверно», «Неправильно»,  они заменяются более уважительными «Ты так думаешь? А кто думает иначе…». Заметила, что дети на таких уроках максимально усваивают новый материал, ибо невозможно не понять то, что ты открываешь сам.

Приёмы создания проблемной ситуации:

  • Противоречивые факты, мнения (проблемная ситуация «с удивлением») Вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?»
  • Практические задания, не сходные с предыдущими (проблемная ситуация «с затруднением»)Вопросы: «Вы смогли выполнить задание?»,  «В чём затруднения?»

Результат применения данной технологии:

1) Развитие познавательной активности.

2) Более прочное усвоение знаний.

3) Учебная деятельность становится более привлекательной.

Исходя из всего вышесказанного, хочу заметить, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий

 

2013 - 2014

уч.г.

2014 - 2015

уч.г.

2015 - 2016

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество знаний

100 %

100 %

100 %

Мои ученики являются активными участниками конкурсов  и олимпиад, в том числе всероссийского и международного уровней.

Фамилия, имя, класс

 год

Участие

Результат

Хохлова Полина

2 класс

Колпаков Святослав

4 класс

Степанова Яна

Веденкин Сергей

1 класс

Кайзер Софья

2 класс

Карпова Лиза 2 класс

Кайзер Софья

Карпова Лиза

2013

2014

2016

2016

2016

2016

Всероссийская предметная олимпиада для младших школьников (Центр поддержки талантливой молодежи)

Общероссийская предметная олимпиада по математике (Олимпус)

Международная дистанционная олимпиада  проекта «Инфоурок»

1 Всероссийская метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания»

Международный дистационный  блиц-турнир по математике «Математический сундучок»

Сертификат участника

Диплом

3 место

Диплом 2 место

Диплом 2 место

Диплом 2 степени

Диплом  2 степени

Сертификат участника

Сертификат участника

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку, проводимая работа позволяет получать не только высокие результаты подготовки учащихся, но и направлена на развитие творческой личности школьника. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать,  приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

Своё выступление я бы хотела закончить рифмованными строками:

Век 21 – век открытий, век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит, какими дети быть должны.

Желаю  вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья  вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"Академик, хирург Н. М. Амосов....

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...