Воспитание основ здорового образа жизни у младших школьников
статья (3 класс)

Горелова Ольга Николаевна

      Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.   Иными словами, здоровью надо учить. Задача школы и семьи состоит в том, как с помощью определенных профилактических мер донести младшим школьникам, у которых именно  этот период является самым благоприятным для формирования  основ культуры здорового образа жизни, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание основ здорового образа жизни у младших школьников

“ Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. ” 
Гиппократ

     Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. 

   Темпы современной жизни, социальное неблагополучие, неблагоприятная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки - все эти факторы ухудшают состояние здоровья наших детей.

       Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. 
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут. 
        Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно педагог подойдет к формированию и привитию у ребенка основных компонентов здорового образа жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

·        физическая активность, ;

·        режим учебы без перенагрузок;

·        рациональное питание;

·         соблюдение правил личной гигиены;

·        организацию свободного времени с преобладанием физической активности (занятия физкультурой, закаливание,  прогулки, походы и т.д) .

·         предотвращение вредных привычек;

-         соблюдение режима дня.

 Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.  Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой.

    В свою очередь учитель обязан правильно организовать занятия, которые не заставят учащегося сидеть весь урок за партой, а разнообразить урок физкультминутками, динамическими играми, разнообразить урок разными видами деятельности.   При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.

Формы организации двигательной активности:

● Гимнастика до учебных занятий

● Физкультминутки на всех уроках

  • Гимнастика для глаз
  • Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксация)
  • Комплекс упражнений на формирование правильной осанки
  • Спортивный час в группе продленного дня

● Подвижные игры на переменах

● Занятия и прогулки на свежем воздухе  

● Дни здоровья

● Занятия в кружках и спортивных секциях

● Массовые и культурно оздоровительные мероприятия

● Стандартные и нестандартные уроки по физической культуре

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня, то есть правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости, что приводит приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:


  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;

  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.


Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.


  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.

  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).


Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Нужно помнить: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет.  Ведь сразу  заметно, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Необходимо позаботиться  об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк.Нужно следить за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. 

 Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов, 

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

 Среди всей совокупности факторов, определяющих здоровый образ жизни питанию принадлежит весьма важная роль.

     Рациональное питание – это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования.

Главное правило — калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами — 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном образовательном заведении, теперь практически все зависит только от родителей.

Частые ошибки в питании школьников младших классов:

  • Острая нехватка фруктов с овощами — многие дети получают лишь половину нормы, из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с нагрузкой, снижена способность к интеллектуальной деятельности, они не могут сосредоточиться.
  • Уменьшение доли молочных продуктов — в результате детки недополучают столь важный для них кальций.
  • В основном взрослые уделяют внимание тому, чтобы в рационе ребенка каждый день было мясо, при этом забывают о таком важном продукте, как рыба. Именно в ней содержится фосфор, который важен для продуктивной деятельности мозга.
  • Родители отпускают деток в школу без завтрака, рассчитывая, что их покормят во время одного из перерывов. Первые два урока ребенок сидит на уроках, сосредоточившись на мучительном чувстве голода — ему не до новых букв, и уж совершенно точно он не вникает в то, что говорит учитель.
  • Родители покупают много сладкого, из–за чего повышается вероятность ожирения.
  • Фастфуд — еще один бич нашего времени, способствующий нарушению обмена веществ и развитию гастрита.
  • Трехразовое питание — это катастрофа! В начальных классах оптимально 4–5 разовое кормление.

В среднем интервалы между основными приемами пищи должны составлять 4 часа. В перерывах между едой в качестве перекуса можно предложить ребенку яблоко или, к примеру, мандарин. Главное, избегать бутербродов, постоянных «пробежек» к холодильнику или конфет. Вариант расписания:

  • Завтрак — с 07:30 до 07:45. Ориентируйтесь на начало занятий и количество времени, которое необходимо, чтобы добраться до школы. Не допускайте, чтобы ребенок кушал впопыхах, лучше разбудить его раньше, чем допустить, чтобы он глотал пищу, не пережевывая.
  • Второй завтрак — он, как правило, проходит в школе, приблизительно в период с 11:00 до 12:00.
  • Обед — 14:00–14:30. Не торопитесь накормить ребенка сразу же после школы, если он не голоден, пусть придет в себя после уроков.
  • Полдник — 16:30–17:00.
  • Ужин — 18:30–19:00.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно выражение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреванию.

Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Оно обеспечивает тренировки и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, что приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Лучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в процедуру элементов веселой игры [0].

Существуют закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание, купание в проруби) хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко практикуется во многих странах.

 Не менее важным фактором при формировании здорового образа жизни  является "личная гигиена".

Основные правила гигиены для школьников
1. Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

  1.    Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.

  1.   Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.
  2. Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура.

Если  дети будут всегда придерживаться данных правил, думаю, они всегда будут здоровыми, чистыми и опрятными.

Вредные привычки детей школьного возраста для каждой возрастной категории могут быть своими, причем, чем старше становится ребенок, тем более пагубные привычки может он обрести, например, это может быть зависимость от мобильного телефона для школьника. 
Вредные привычки детей – навязчивые действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.

Наиболее распространенные вредные привычки детей такие:

  • сосать пальцы,
  • грызть ногти, карандаши, ручки, посторонние предметы;
  • ковырять в носу;
  • ябедничать;
  • обманывать сверстников и старших;
  • брать чужие вещи;
  • быть зависимыми от мобильного телефона, телевизора и компьютера;
  • сквернословить;
  • курить, пить, употреблять наркотики.


Задача родителей и педагогов — начать борьбу с ними на самых ранних этапах возникновения. Отметим сразу, что вредные привычки школьников на то и вредные, что вполне могут нанести здоровью ребенка существенный вред. 

Одной из главной причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего, матери, родных и близких.

Другими причинами могут быть:

  • желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
  • психологические или физические проблемы у ребенка;
  • стремление избавиться от скуки или успокоиться;
  • особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
  • подражание старшим или своим сверстникам и др.

Дабы побороть это явление, обязательно следует втолковать ребенку, к каким именно последствиям может привести это поведение.

Необходимо проводить беседы с ребенком, указывая на неэстетичность данной привычки. Мягко и без криков приучать к самоконтролю, с юмором и любовью делая замечания. Помнить о собственном примере в данном вопросе.Во время занятий можно переключить внимание ребенка на игру, сменить на время вид деятельности, атмосферу.Ругать и запугивать в этом случае малоэффективно. Работа должна вестись комплексно: психологом, родителями, врачами и педагогом.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. Задача школы и семьи: с помощью определенных профилактических мер необходимо донести младшим школьникам, у которых именно в этот период является самым благоприятным для формирования  основ культуры здорового образа жизни, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и средства воспитания здорового образа жизни у младшего школьника

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества...

Доклад по теме: "Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни у младших школьников."

В докладе раскрывается актуальность возникшей проблемы, приводятся данные исследований врачей г.Саратова. Предлагаются пути совместной профилактической работы учителя с родителями....

Родительское собрание на тему «Воспитание основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошл...

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на занятиях группы продленного дня

татья рассматривает способы формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного в образовательном учреждени...