Выступление на МО
консультация
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»
Доклад:
«Проектно - исследовательская деятельность в начальной школе»
Подготовила: Пальчикова О.Н.,
учитель начальных классов
2020 г
В качестве эпиграфа к своему выступлению я взяла слова Льва Николаевича Толстого:
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. При этом данный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности.
В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.
А уже в 3 классе учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Работа по внедрению проектной деятельности в учебный процесс предполагает 3 этапа.
1 этап:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
На уроках литературного чтения и окружающего мира они выполняют творческие задания. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, мини сборники).
Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
«Первый раз в 1 класс» коллективный фотоальбом.
Цель данного проекта: поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать сообща.
«Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв.
Цель проекта: закрепление темы «Звуки и буквы». Составление и подбор слов на соответствующие буквы. По желанию детей были организованы группы, которые осуществляли, например: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные и неодушевлённые предметы» Красочно оформляли страницы. Эта работа способствовала развитию умения работать сообща. Результатом работы стал журнал, который использовался на уроках русского языка.
Такие виды творчества готовят учеников к основному этапу ПД.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому мною проводились родительские собрания и консультации, на которых я знакомила родителей с особенностями проектной деятельности.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Так проект «Страна, в которой я хотела бы жить» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили подобранный по теме материал, каждая группа с моей помощью сумела отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты или презентации. Также дети подготовили рисунки и сочинения по данной теме.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.
Во 2 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
«Профессия моих родителей»
Задача данного проекта – расширить кругозор обучающихся, прививать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда. Результатом работы стала защита презентаций.
Более подробно остановлюсь на проекте «Какая она золотая осень»
Цель проекта: разработать сценарий праздника «Осенние мотивы»
Задачи проекта:
✔ научится самостоятельно находить нужную информацию
об осенних изменениях в природе и систематизировать её;
✔ познакомиться с произведениями поэтов-классиков;
✔ подобрать загадки, пословицы;
✔ провести конкурс рисунков, сделать фоторепортаж.
На уроках литературного чтения в разделе стихотворения русских поэтов об осени была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская осень – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. После работы в группах и беседы с родителями, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенной теме: «Какая она, золотая осень» .
Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Художники» и «Фотокорреспонденты »
Каждая группа с моей помощью должна была определить цель своего научного исследования.
Детям предстояло провести наблюдения, расспросить взрослых, провести анализ произведений поэтов и художников, обобщить полученные материалы, и наконец, подготовиться к защите проекта.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листе указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы.
Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта с помощью родителей, учителя, самостоятельно. Была организована выставка рисунков по теме, с помощью учителя подготовлена презентация. Итогом проекта стал праздник « Осенние мотивы» для родителей и воспитателей ГПД.
Работа над проектами способствует привлечению родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания.
Если в проекте «Профессия моих родителей» - приняли участие 12% учащихся и их родителей,
то в проекте «Страна, в которой я хотела бы жить» - 48 % ,
а в проекте «Какая она золотая осень» - 98 % учащихся и их родителей.
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями;
- работали с дополнительной литературой и Интернетом;
-проявили себя в оформлении окончательного продукта
-получили первый опыт публичного выступления с собственной работой
3 этап.
В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. После объявления темы следующего урока дети с удовольствием готовят не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал, чтобы он был разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. Подготовленный материал ребята показывают мне, мы с ними обсуждаем и выбираем самое главное для будущего урока. Одно из условий: сообщение и презентация не должны быть более 3 минут. Тот ребенок, который не хочет самостоятельно добывать информацию – готовит пересказ учебного материала. Для учителя метод проекта решает еще одну немаловажную проблему – накопляемость отметок в журнале.
Уже в 3 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
Проект «Словарные слова»
Целью, которого является расширение словарного запаса детей, перевод новых лексических единиц из пассивного словарного запаса в активный.
Итогом работы явилась презентация “Занимательный материал при работе со словарными словами ”, которая будет использована самими составителями на уроках русского языка и дополнительных занятиях для более успешного запоминания словарных слов. Данная презентация является первым опытом обобщения работы по проекту. В будущем планируется продолжение работы в 4-м классе по этой теме.
Для участия в конкурсе «Я - исследователь» мы выбрали тему: «Дети войны, последние свидетели». Данная работа стала лауреатом районного этапа.
Проект рассказывает о трагедии военных лет Великой Отечественной со слов её очевидцев - детей того времени: дедушек, бабушек и прабабушек. Результатом работы по проекту стал сценарий классного часа, с презентацией посвящённый празднику Победы.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Закончить своё выступление я хочу правилами, по которым нужно строить свою работу в ПД:
- Подходить творчески к любому проекту ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....