Опыт работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
методическая разработка (4 класс)
Исследовательское поведение в современном мире - это стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Китайская пословица гласит:
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Исследовательское поведение в современном мире - это стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Китайская пословица гласит:
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь» (слайд 3)
Это созвучно с принципами современной школы. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Почему? Какое это? У любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. Если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Проект это —
- отражение интересов участников
- организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)
- работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.)
- творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)
- организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»
- свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности
- включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность
- систематическое отслеживание результатов работы, презентации
- фиксированное время, контроль и рефлексия.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Как же научить младших школьников работать над проектом? Как объяснить, что такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?
Конечно же включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Конечно, в 1 классе нашу работу еще и не назовешь проектом, но все-таки. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Начали с портрета любимой буквы (дети сами выбирали), потом буквы имени, фамилии, имя мамы и т.д. Один листик А4- это одна буква. Мы ее делали "живой, искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в папку с файлами. Получилась у каждого своя азбука. Рассматривали, делали мы все это на уроках обучения грамоте, дома выделялось несколько минут.
Позже делали проекты по внеклассному чтению. Тема была посвящена произведениям о родине, о животных и т. д. Проекты были представлены в виде книжек малышек.
Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.
Очень интересным, на взгляд был проект "Загадки". Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками-подсказками, которые дети подбирали, наклеивали и рисовали сами. На внеклассном чтении очень интересным был представлен проект группы учеников, на котором они представили пословицы о книге. Материал представлен в форме простой презентации. Для учеников 1 класса это большая работа.
Одним из ярких проектов, который мне запомнилось с четвероклассниками - это проект, посвященный ВОВ. Защита проектов состоялась на классном часе "Они сражались за Родину". В класс вошла живая история вместе с этим проектом, где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную значимость для каждого ребёнка.
На уроке во 2 классе по окружающему миру часть урока отводилась на защиту проектной работы «Наши домашние животные»и др.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно–познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других:
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно надо начинать уже в начальной школе, потому что ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы. У младших школьников больше выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности, непосредственно в учебной работе.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.
процессе работы над проектом можно выделить следующие этапы:
- поисковый;
- аналитический;
- практический;
- презентационный;
- контрольный.
Чтобы начать выполнение проекта учащимся необходимо спланировать свою деятельность. Знать цель своей работы, уметь пользоваться дополнительными источниками информации.
Учебные мероприятия:
Этап 1.(подготовительный) Формирующее оценивание и планирование: распределение по творческим группам, коллективное составление плана-календаря проекта, планирование работы над проектом в группах.
Этап 2.(основной).Сбор информации в результате наблюдения, поиск информации в разных источниках, исследования..Оформление работ, создание презентаций.
Этап 3.(заключительный) Защита проекта. Рефлексия.
При проведении этих мероприятий учитель должен:
- консультировать, то есть провоцировать вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделировать различные ситуации, трансформировать образовательную среду и т.п.;
- мотивировать, во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- наблюдать, необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Важно и то, что, закончив проектно-исследовательскую работу, ученик должен иметь представление о дальнейшем применении полученной базы знаний, умений и навыков. Так же одна проделанная проектно-исследовательская работа может быть началом другой. Например, во втором классе проделав большую работу по теме «Домашние животные» (работу вели во внеурочное время, на занятиях кружка краеведения, на уроках окружающего мира) в следующих классах можно будет составить небольшой бизнес-план хозяйства.
Отдельно для работы у каждого есть общие тетради, так же на каждого ученика создано портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Дети оформляли проекты по - разному, кто - то в бумажном варианте, кто-то в виде презентации. От урока к уроку, от проекта к проекту набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.
Выступление на ученической научно-практической конференции – итог кропотливого труда ребёнка, учителя и родителей. Главным результатом исследований является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда за ограниченное время требуется выполнить много разноплановых заданий, большинство из которых встретились впервые. Важно не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а затем применить их и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Роль учителя – помочь детям.
В заключении еще раз отмечу, дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. В связи с этим В.А.Сухомлинский справедливо отметил: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Проектно-исследовательской работы успешно практикуется в работе наших учителей начальных классов и дает желаемые результаты.
Учитель начальных классов -________Дробахина А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я обобщила опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...
Аттестационная работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ"
Работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ", раскрывающая сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,...
Опыт работы по теме: "Формирование речевой деятельности младших школьников" (+презентация)
Главная педагогическая идея опыта работы заключается в необходимости подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который ...
Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры младших школьников"
Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен криз...
Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»
Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей ...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Ц Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...