Диагностический альбом
методическая разработка (1 класс)

Чиркова Юлия Викторовна
Данный методический материал рекомендуется для фронтального изучения детей, поступивщих  в школу, с целью сбора необходимой информации, осуществления общей ориентировки в их качественном составе и предварительного выделения детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_albom1_klass_kommentarii.docx473.56 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-мотивационный компонент: изучение «социальной позиции школьника», знаний о школе, школьной жизни.

  1. Нарисуй школу (изучение знаний и представлений о школе).

Инструкция: нарисуй, пожалуйста, школу. После этого проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Что такое школа?
  2. Хочешь ли ты туда?
  3. Зачем ты туда будешь ходить?
  4. Что бывает в школе?
  5. Что в школе самое приятное и неприятное?
  6. Если у тебя не получится писать/читать/считать, то что ты будешь делать?
  7. Если учитель тебе сделает замечание, что ты будешь делать?
  8. Если тебя будут обижать одноклассники, что ты будешь делать?

  1. «Лесенка» (модификация методики В.Г.Щур)

Инструкция: На этой лесенке располагаются ученики. На 1 месте – самые лучшие ученики, на 7 – самые плохие ученики.

http://nsc.1september.ru/2009/04/7.gif

На этой лесенке располагаются дети, которые хотят учиться. На 1 месте находятся те, кто хочет учиться больше всего, на 7 те, кто меньше всего. Где находишься ты?

http://nsc.1september.ru/2009/04/7.gif

«Рукавички» (модификация методики Г.А.Цукерман) – к личностной готовности. См. инструкцию ниже.

http://www.gotovimdetyam.ru/images/stories/novogodnee-pechenie/novogodnee-pechenie22.jpg

Уровни:

  1. Высокий уровень: понимание позиции школьника, желание посещать школу ради получения знаний, гордость за вновь приобретенную позицию;
  2. Средний уровень: есть желание ходить в школу, но ради друзей, «из интереса»;
  3. Низкий уровень: нет понимания необходимости посещения школы, отсутствуют положительные эмоции.

Познавательный компонент: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, определение

Что лишнее? (операции классификации, обобщения)

Инструкция: в каждом ряду находится лишний предмет. Зачеркни его.http://azps.ru/tests/pozn/lishnee.files/image002.jpg

  1. Обращаем внимание: понимание образов, способность объяснить выбор.  

«Пиктограммы» (Лурия А.Р.) – см.инструкцию ниже.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Найди 7 отличий (операции сравнения).

Инструкция: на картинке находится 7 отличий, найди и обведи на верхней и нижней картинке.

C:\Оля1\Оля\работа, переславль\развитие познавательных процессов\найди отличия\T2Hn09vfRss.jpg

Обращаем внимание: следование инструкции.

Нарисуй картинку к рассказу (анализируем умение слышать текст, выделять главную мысль, владеть рукой, выражать свои мысли в графической форме (схематично или развернуто, абстрактно или образы), отмечаем личностную реакцию (тревога, радость, недовольство и пр.),

Гроза

Была гроза. Лил дождь и гремел гром. Стрекоза залезла под большой лист. Мимо по дороге ползла улитка. Стрекоза говорит: «Улитка, улитка! Полезай ко мне. Здесь сухо, как под крышей». А улитка говорит: «Мне не нужна крыша. Со мной мой домик».

Нарисуй правильно (умение следовать правилу, понимание пространственных отношений).

1. Нарисуй овал правее треугольника

2.  Круг над квадратом

3. треугольник под квадратом

4.Ромб между прямоугольником и овалом

5.круг и овал так, чтобы круг был левее

6.квадрат и круг, чтобы квадрат лежал на круг.

7.Нарисуйте точку в середине круга

8.квадрат, круг, треугольник так, чтобы круг лежал на квадрате и треугольнике.

9. Квадрат на круге

Уровнь развития интеллектуальной готовности:

Высокий – все задания выполняются правильно с 1-2 ошибками, которые ребенок самостоятельно исправляет. Задания выполняются охотно, с удовольствием;

Средний: имеются 3-4 ошибки, которые ребенок не исправляет, только с помощью взрослого, задания выполняются довольно охотно, без видимого неудовольствия, однако нужна стимулирующая помощь взрослого;

Низкий: задания делаются с многочисленными ошибками, отсутствует желание их выполнять, появляются негативные эмоции, раздражение, нужен внешний контроль.

Эмоционально-волевая готовность – положительное восприятие школы, учебной ситуации, умение доводить начатое до конца, работать в условиях однотипной деятельности, способность удерживать задачу.

«Раскрась правильно» - эмоционально-волевая готовность.

http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/obuchalki/po-nomeram/raskraski-po-nomeram15.jpg

        «Графический диктант»  - эмоционально-волевая готовность

https://kolobok.ua/img/forall/users/0/66/xthtgf.png

Высокий уровень: ребенок удерживает задачу, положительный эмоциональный настрой, может стимулировать себя на дальнейшее выполнение задания, выдерживает длительную монотонную работу, ошибки почти отсутствуют или исправляются самостоятельно;

Средний уровень: нужна стимулирующая помощь взрослого, положительный эмоциональный фон, ошибок мало, после указания – ребенок охотно ее исправляет;

Низкий уровень: нужна контролирующая помощь взрослого, отрицательный эмоциональный фон, задания выполняются неохотно, многочисленные ошибки, желания исправлять их нет.

Далее мы строим небольшой график, на котором отмечаем:

  1. Уровень развития личностной готовности;
  2. Эмоционально-волевой готовности;
  3. Интеллектуальной готовности.

Когда мы видим, что как минимум две сферы «западают», то это повод задуматься  о том, чтобы отложить обучение в школе на год.

«Пиктограммы» (А.Р.Лурия)

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе. 

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

 

Интерпретация.  При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого.

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях. 

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры.

Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

 Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. 
С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Мой семейный альбом"

В данной работе учащиеся ближе знакомятся с такими понятиями как имя. фамилия, семья, генеалогическое дерево. К конспекту прилагается презентация....

" Загляните в семейный альбом"

Цели мероприятия:1. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, чувства уважения к родителям.2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.3. Формирова...

"Детский альбом" П. И. Чайковский.Открытый урок по музыке.

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления  с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом"....

Альбом-отчёт."Предметная неделя по окружающему миру" Презентация.

В альбоме представлен отчёт по предметной неделе "Окружающий мир". Показаны формы проведения дел в рамках проведённой недели....

Входная диагностическая работа по математике 4 класс. Справка по результатам входной диагностической работы по математике 4 класс октябрь 2014 г. Диагностическая карта

Представлена работа по математике и диагностическая карта. В справке содержатся выводы, рекомендации, сравнительная таблица результатов и диаграмма по итогам входной диагностической работы....

Диагностические работы для 1 класса УМК «Перспективная начальная школа» Диагностическая работа за 3 четверть

Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое зн...

Диагностический альбом

Данный методический материал рекомендуется для фронтального изучения детей, поступивших  в школу, с целью сбора необходимой информации, осуществления общей ориентировки в их качественном составе ...