Мастер класс "Учу читать текст"
опыты и эксперименты

Михалёва Татьяна Николаевна

Мастер класс "Учу читать текст"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00017456-68e56136.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс:

«Учу читать текст…»

Михалева Т.Н

Тема моего мастер- класса звучит так: «Учу читать текст» . Вы подумаете, что здесь необычного, ведь учитель начальных классов по долгу своей профессии должен учить детей читать правильно, быстро, выразительно, по ролям. Все так,  а я еще учу читать продуктивно, получая при этом главный продукт своей деятельности, полноценное  восприятие и понимание текста детьми. Мои уроки строятся с применение технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н.Светловской.        

Данная технология имеет 3 этапа работы с текстом:

-до чтения;

-во время чтения;

-после чтения.

С вычитыванием 3-х видов информации  функтуальной, то о чем в тексте сообщается в явном виде, подтекстовой,  то о чем говорится в тексте в неявном виде, «между строк»  и последний - концептуальной, который содержит основной смысл текста.

        Задача моего мастер-класса познакомить с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроках.

1 этап работы с текстом до чтения.

На этом этапе я применяю прием антиципация- прогнозирование содержания текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации.

-Уважаемые коллеги, я попрошу желающих принять участие в уроке. Побыть в роли учеников.  Вы теперь не мои коллеги, вы - ученики 1 класса.

Представьте, что на партах лежат учебники литературного чтения, открыт новый  текст и иллюстрация перед ним. Вот она.  Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию.

-Вам понятно, кто будут герои этого произведения?

-Приходим к выводу, что это два товарища, (Друзья)

-Скажите, художник иллюстратор изобразил наших  героев в одинаковом настроении?

-Каким изображен первый мальчик?

- Каким изображен второй мальчик?

-(А вы видели печаль в его глазах?)

-Если ребенок  сидит печальный,  вглядывается вдаль, о чем это говорит?

-А может быть он кого - то ждет?

А  вот теперь мы читаем фамилию автора- Виктор Драгунский.                  

-Что еще станет понятным …(Имя мальчика)

-Истории Дениски всегда интересные, по-доброму смешные, если вы ученики 1 класса захотелось прочитать новую историю?

        Я вызвала у детей желание читать, значит, я решила  задачу 1 этапа – работа с текстом.

II этап- работа с текстом во время чтения.

На данном этапе, я решаю другие задачи:

-обеспечить полноценное восприятие текста, провести диалог с автором.

-Мы с детьми ищем скрытые вопросы, задаем их автору, сами прогнозируем ответы и сверяемся по ходу чтения  с нашими предположениями.

        Я хочу привести пример диалога с автором   на примере известного  стихотворения А.Л.Барто.    Представьте, что вы его никогда не слышали и не читали.

                                        Наша Таня громко плачет

-Понятно, кто герой произведения?  

-Знакома ли она автору?

-Из этой строки известен ли возраст героини?  т.е Таня может быть маленькой девочкой и взрослой женщиной.

-Что происходит с Таней?

-Предположите причину слез маленькой Тани.

-А теперь взрослой Тани.  

-Таня плачет громко, а может ли плакать тихо?

-А почему она плачет громко?

                                        Уронила в речку мячик

- Что становится понятным?

- И какая же перед нами Тани?

А.Л.Барто спрятала информацию между строф. Я вам сейчас помогу ее понять.

-Где происходит действие?  

-На берегу большом или на маленьком?

- Какое время года?

 Нам становится понятно, что маленькая Таня знакомая автору,  гуляла  на берегу реки, играла в мяч и уронила его в воду.

-И зачем  же из-за этого плакать?

                                Тише, Танечка, не плачь,

-Кому могут принадлежать эти слова?      

-Скажите, из этих слов понятно, как автор относится к девочке?  

-Как называет автор Таню?

-Обратите внимание, на слово тише, что оно значит, ты плачь, но не громко? Или совсем не плачь ?

-Почему человек хочет и может ее успокоить? Значит, он что знает?

-Проверим свои предположения                         

Не утонет в речке мяч.

-Как же автор, говорящий помог девочке?

-Что он ей объяснил?

-Значит, какую мы узнаем информацию о мячике ?

-Что он не сможет сделать? (утонуть). А если бы тряпичный мячик, что может сделать?

-Что мы узнали о человеке, который пришел к Тане на помощь?

-И так, мы с вами провели диалог с автором и подходим к вычитыванию концепта этого произведения, к  главной мысли.

- В чем, по - вашему, заключается главная мысль этого произведения? (Урок который  преподнесла  нам всем А.Л.Барто)

Каждый человек концепт произведения понимает  по- своему,  в силу своего внутреннего духовного мира, в силу своей эмоциональности и главного прочтения произведения.

Я этот концепт поняла так, не будь равнодушным к детям, к их слезам, к их радостям, не проходи мимо них и открывай для них удивительный окружающий мир. Этот концепт является чисто педагогическим, он как девиз нашей профессии.

Наша Таня …всего 4 строчки, всего  17 слов. На них выросла вся Россия, а мы прочитали это произведение как будто в первый раз, и помогла нам в этом технология продуктивного чтения.

3 этап работы с текстом после чтения.

3 этап работы с текстом  называют еще этапом творческих заданий, поэтому я применяю разные эффективные приемы работы технологии продуктивного чтения, в зависимости от читаемого произведения.

Сегодня я бы использовала прием, который называется  «Кубик –Блума»,

У меня в руках обыкновенный детский кубик, на котором написаны  первоначальные слова заданий «объясни», « назови», «предложи», «поделись»,  « почему?..». Я могу подкинуть кубик и мне выпадет любое из этих слов. Предположим, что мне выпало задание – придумай. Придумайте продолжение истории с Таней.

Я, думаю, что сегодня вы  научились вести диалог с автором, вычитывать 3 вида информации.

И мне хотелось бы узнать, был ли для вас мой мастер- класс полезным? А для этого продолжите любую удобную фразу ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для конкурса "Учитель года".Тема "Я умею читать"

Приемы, которые были использованы в работе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету....

Задания к тексту "King Leo\'s Birthday", раздел "Читаем с удовольствием" 3 класс по УМК Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт

Здесь даны задания, направленные на понимание текста, помещенногов разделе "Читаем с удовольствием" ...

Мастер класс "Я умею читать".

Несколько форм, как заинтересовать детей любовь к чтению....

Мастер- класс на тему: Формулирование темы текста и выделение главной мысли текста.

Понимание текста на уровне содержания.Создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением текста....

Как хорошо уметь читать! Текст №1 до 70 слов.

        Как хорошо уметь читать!!! И не просто читать , а понимать прочитанное!!!!  Я предлагаю использовать свои тренажеры, как детям, так и учителям. Они помогут ребе...

Буклет для мастер класса "Читаем"

МБОУ «Верх-Ануйская СОШ им. Ю.В.Антарадонова» Тайборина Наталья Борисовна Учитель нач. классов. Вывод:  Читать –или  не  читать? Мастер класс ...

Методический семинар "Мы читаем текст"

Методический семинар "Мы читаем текст" на конкурс "Учитель года"Технология продуктивного чтения...