«Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения»
статья
Изложение собственной методической системы по теме "Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения" содержит методические приёмы и методы формирования смыслового чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики. Система прошла экспертизу на муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2021 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osoznannogo_chteniya.docx | 732.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме самообразования
«Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения»
Фисунова Нина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ лицея №104
г. Минеральные Воды
Я, Фисунова Нина Александровна, учитель начальных классов МБОУ лицея №104 г. Минеральные Воды. Тема самообразования, над которой я работаю на протяжении 4 лет «Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения» Почему заинтересовала меня эта тема? | |
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»… Я взяла не случайно эпиграфом слова французского писателя, философа, просветителя и драматурга Дени Дидро. Он подчёркивает значимость чтения во всех областях нашей деятельности. Именно чтение является интеллектуальной составляющей и движущей силой прогресса, в каком бы столетии не жил человек. Два важных направления по предмету «Литературное чтение» можно выделить в примерном базисном объеме знаний ФГОС: осознанное чтение и читательскую компетентность. Работа над формированием навыков смыслового чтения проходит на основных предметах: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, математика… | |
Создание образовательно-воспитательного пространства для формирования осознанного чтения – цель, для достижения которой ставлю практические задачи: развитие навыков чтения, формирование читательской компетенции и общеучебных УУД. Развитие навыков чтения предполагает формирование принципов осознанности, беглости, выразительности чтения. Ведётся работа над языковыми средствами. Читательская компетентность расширяет кругозор, мышление, связную речь, способствует рассуждению. При этом используются: индивидуальная, групповая, парная формы деятельности. | |
Какие же технологии я применяю? Почему именно эти технологии я использую? Давайте порассуждаем.
Ознакомительное, выборочное, поисковое, ролевое, сюжетное чтение формируют навыки работы с научным текстом и словарём. Опыт работы в этом направлении и использование ведущих технологий я показала в уроке. | |
Для реализации цели и задач, кроме традиционных программ, мною созданы авторские. Формирование читательской компетенции и краеведческий материал обозначен в программе «Литературное чтение на родном языке». Коррекционные программы «Волшебные пальчики», «Вяжем крючком» направлены на социальную адаптацию детей, страдающих дислексией и дисграфией. В программу «Нам со спортом по пути» включены упражнения с речевым сопровождением, дыхательная гимнастика. Упражнения помогают ребятам, страдающим логоневрозом. Программы рецензированы и применяются педагогическим составом начальной школы в образовательной и воспитательной деятельности. | |
Как же научно-исследовательская проектная деятельность способствует формированию навыков осознанного чтения? Ребята
Попробуйте вы выступить на международной арене! А Маргарита Копейко покорила участников «Беликовских чтений» научно-практической конференции! Заблоцкая Яна заняла 2 место в муниципальном и 3 место в краевом конкурсах «Комсомол – не просто возраст, комсомол – моя судьба!» Работы девочек строились на составлении и изложении научного текста. | |
Стартуют мои ребята, конечно же, в проектной деятельности школы. Можно отметить 100% участие.
За участие в научно-исследовательской деятельности в 2019 году заслуженную награду получили 17 ребят моего класса в разных номинациях лицейского проекта «Созвездие лицея» | |
Научные труды не проходят даром! Ребята имеют публикации на сайте для одарённых детей «Алые паруса» | |
Результатом работы по формированию смыслового чтения являются высокие показатели выполнения региональных проверочных работ (РПР). По итогам мониторинга - полиатлона уровень сформированности УУД у обучающихся моего класса составляет высокий и достаточный уровень. | |
Опыт работы в этом направлении был обобщен на методическом объединении учителей начальных классов лицея, МГО и в сетевых ресурсах. | |
Это позволило мне принимать участие в профессиональных конкурсах различного уровня, в том числе, и «Учитель года» | |
«Каждый ребёнок талантлив, просто не каждый взрослый может это вовремя заметить» …Слова Павла Астахова будоражат мою мысль. Трудно не согласиться. Адаптированные программы позволяют всем ребятам получать образовательные траектории. Но материально-техническая база оставляет желать лучшего. Я надеюсь, что ФГОС третьего поколения разрешат эти противоречия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".
Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
Урок литературного чтения в начальных классах как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения
Статья по духовно-нравственному развитию на уроках литературного чтения...
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС
Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...